![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологическая характеристика профессионального мастерства специалиста-управленца ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Мастерство связано с такой подготовленностью, которая позволяет наилучшим образом использовать способы, приемы, средства и психологический потенциал личности для достижения поставленных целей. Профессиональное мастерство специалиста – это высокий уровень сформированности умений, позволяющий специалисту продуктивно и качественно решать профессиональные задачи; комплекс свойств личности, обеспечивающий ей высокий уровень самоорганизации и профессиональной деятельности; уровень развития системы умений, адекватных классу решаемых профессиональных задач. Это понятие – одно из важнейших условий эффективности профессиональной деятельности. Профессиональное мастерство специалиста-управленца представляет собой сложное психическое образование, в основе которого лежат профессионально значимые знания, умения, навыки и морально-психологические качества, обеспечивающие в совокупности успешное выполнение профессионально-управленческих задач в любых условиях. Основными элементами профессионального мастерства являются: 1. Профессиональные знания о трудовом процессе, средствах и условиях деятельности. В современных условиях необходимы знания научные, комплексные, теоретические и практически значимые. Основу профессионального развития личности образуют рефлексивные знания, являющиеся результатом самостоятельного осмысления действительности, своих промахов и ошибок, своего «Я» в системе социальных и профессиональных отношений, своей оригинальной интерпретации событий. Они составляют основу формирования индивидуальной концепции личности, которая выступает в каждом конкретном случае как реальное руководство к действиям и поведению в определенных ситуациях; 2. Профессиональные умения – залог успешного решения профессиональных задач на основе приобретаемых знаний и развития психических и физических свойств и качеств личности. Умение формируются на основе широкого круга профессиональных знаний при наличии положительной мотивации, направленности на осуществление профессиональной деятельности. К числу основных относятся: умение сосредоточить внимание, сопереживать и оказывать помощь, связанные с осознанием потребностей граждан, управлять конфликтами; умения межличностного взаимодействия, познавательные; умения правильно оценивать себя и др.; 3. Профессиональные навыки, т.е. действия, характеризующиеся высокой мерой освоения. На этой ступени действие становится автоматизированным, актуально не контролируемым сознанием. Для навыка характерна стереотипность, возникшая в результате многократных умственных, двигательных упражнений и тренировок. Большинство навыков приобретается на практике. Профессиональные навыки ускоряют процесс мышления, экономят время и физические силы, позволяют сосредоточиваться на главном в работе. Профессиональные умения и профессиональные навыки развиваются в неразрывной связи; 4. Морально-психологические качества, формируемые на базе развития психических свойств, их определенного соотношения с требованиями деятельности. По степени обобщённости их можно сгруппировать следующим образом: 1) социальная активность (ее уровень, направленность в течение длительных отрезков времени); 2) сознание (мировоззрение, индивидуальная концепция); 3) мотивационно-потребностная сфера, проявляющаяся в форме нужды, интереса, влечения, стремления, привычек, установок; 4) интеллектуальные свойства (особенности восприятия, мышления, памяти, воображения); 5) эмоционально-волевые свойства; 6) коммуникативные свойства (способность к сопереживанию, конформность, интровертированность – экстравертированность); 7) психофизиологические свойства (особенности протекания высшей нервной деятельности, работоспособность, реакции на стресс – факторы и др.). Перечисленные психические свойства при определенных условиях развиваются на базе задатков, формируя на индивидуальном уровне общие и частные способности безотносительно к конкретному виду деятельности. Специалист, обладающий общими способностями (высоким уровнем развития психических свойств), может успешно овладевать профессиональным мастерством при работе в разных сферах. Основными психологическими условиями формирования профессионального мастерства являются: 1. Формирование самокритичного, требовательного отношения к самому себе и развитие потребностей в профессиональном росте. 2. Самопознание и самооценка уровня развития профессиональных знаний, умений, навыков и морально-психологических качеств. 3. Формулирование основных задач и составление индивидуального плана профессионального развития, определение способов и средств их реализации. 4. Выполнение задач и индивидуального плана профессионального развития в повседневной работе.
|