![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Потребности обусловлены всем ходом развития органической природы и исторического развития человека. Они выступают как движущая сила и условие всякой деятельности.Стр 1 из 9Следующая ⇒
Тема 2.5. Личность как субъект управления План: Профессиональная направленность личности. Потребности. Мотивы. Цели. Понятие темперамента, его свойства и типология. Основные теории темперамента. 3. Критерии отнесения человека к определённому типу темперамента (по И.П. Павлову и В.С. Мерлину). Сложные типы темперамента. Совместимость по темпераменту. Согласование темперамента с требованиями профессиональной деятельности. Характер, его свойства, структура и особенности формирования. Акцентуации характера. Психологическая теория способностей. 1. Профессиональная направленность личности. Потребности. Мотивы. Цели Чтобы узнать человека, очень важно разобраться в том, что он успел сделать на своем жизненном пути как член общества. Но еще важнее понять, к чему он стремится и во имя чего; чего, по его мнению, он не успел еще добиться и каким образом намерен достичь поставленной перед собой жизненной цели. Все это определяет направленность личности. Направленность – это свойство личности, проявляющееся в ведущих жизненных целях и мотивах ее поведения. Направленность включает в себя следующие формы, которые выступают как мотивы деятельности: интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения, желания, влечения, стремления. Мировоззрение – это система взглядов, представлений и понятий о мире, его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе. Мировоззрение и убеждения определяют моральные качества личности, которые весьма отчетливо проявляются в совести и стыде. Основные качества направленности личности: 1) уровень – общественная значимость направленности (высокий уровень общественной значимости направленности называется идейностью); 2) широта – охват интересов, склонностей, влечений, желаний и др. (но не дилетантство, разбросанность); 3) интенсивность – связана с эмоциональной окраской (от смутных, нечетких влечений до полной убежденности); 4) устойчивость – характеризуется протяженностью направленности во времени; 5) действительность – активность реализации целей направленности в деятельности. В основе направленности лежат потребности. Потребность – это состояние личности, выражающее ее зависимость от конкретных условий существования, нужду в чем-либо. Потребности обусловлены всем ходом развития органической природы и исторического развития человека. Они выступают как движущая сила и условие всякой деятельности. Потребности каждого человека формируются в процессе освоения социального опыта, накопленного предшествующими поколениями. При этом следует различить их объективную и субъективную стороны: между всем многообразием потребностей, представленных в обществе, и системой усвоенных человеком потребностей нет однозначного соответствия (это зависит от индивидуального образа жизни человека). Каждый человек характеризуется специфическим набором потребностей и уровнем их развития. Существуют разнообразные классификации потребностей, оптимальная из которых предложена американским психологом А. Маслоу и будет рассмотрена во второй части данного пособия. В то же время потребности классифицируются по ряду оснований: 1) по происхождению – естественные (например, в пище) и культурные; 2) по предмету, удовлетворяющему потребности - материальные, духовные, социальные. Материальные потребности – основа жизни и активности личности. Если они удовлетворены, то ведущую роль начинают играть духовные и социальные потребности. Духовные потребности – включают в себя познавательные и эстетические потребности. Социальные потребности – это потребности в труде и общении. Определённый набор простейших потребностей задан человеку от рождения (нужда в пище), но, в основном, они формируются прижизненно. Под влиянием социальных условий и особенностей деятельности личности ее потребности непрерывно изменяются, развиваются. В деятельности, удовлетворяющей потребность, ведущее значение имеют два ее важнейших психологических параметра: мотив и цель. Мотив – это мысли и чувства, побуждающие личность избрать именно эту, а не какую-либо другую цель и настойчиво добиваться ее достижения. Мотивы являются побудителями деятельности, складывающимися под влиянием условий жизни субъекта и определяющими направленность его активности. Мотив формируется на основе потребности и определяет цель: Потребность → мотив → цель. Если цель отвечает на вопрос: «Что намерена делать личность, какой результат она ожидает от реализации системы действий?», то мотив объясняет, почему избрана эта цель и насколько энергично она будет реализована. Мотивы классифицируются по ряду признаков:
Цель – это предполагаемый результат деятельности, характеризующий направление и содержание активности, удовлетворяющей потребность. Многообразие целей, которые ставит перед собой человек, можно классифицировать по различным основаниям:
Система целей определяет основные жизненные ориентиры человека, главные направления и содержание активности личности.
|