Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Литературные, публицистические и социально-экономические памятники 16в.






Публицистика. Памятники политической литературы, появившиеся в конце 15 – начале 16в.в. и связанные с образованием и укреплением Российского государства, объединены общей идеей исконности и незыблемости этого государства. Наибольшее распространение получили «Повесть о белом клобуке» и «Сказание о князьях Владимирских». В «Повести о белом клобуке» говорится о том, как знаки высокого священного сана – белый клобук и кресчатые ризы, пожалованные императором римским Константину папе Сильвестру, были после разделения христианских церквей чудом перенесены в Царьград, а оттуда переданы патриархом Филофеем на Русь новгородскому архиепископу Василию. «Повесть о белом клобуке» имеет более 250 списков. Из пяти редакций наиболее резко отличаются по своей идейной направленности две: одна из двух пространных и одна из двух кратких. Обе они возникли в Новгороде. Первая датируется концом 15 – началом 16в., а вторая, составленная на ее основе, - серединой 16в. В Пространной редакции воплощена общерусская идея «Москва – третий Рим». В Краткой редакции отразилась сложность межобластных отношений. В ней сказалось усиление сепаратизма новгородского боярства, что проявилось в затушевании общерусских политических идей и акцентировании значения Новгорода.

Еще большее богатство политических идей раскрывается в «Сказании о князьях Владимирских», созданном по заказу Василия 3 в начале 16в. для обоснования родословия великих русских князей. Несмотря на то, что «Сказание» носило легендарный характер, его использовали в политической практике правительства Василия 3 и Ивана 4.

В ряд произведений, связанных с образованием и укреплением единого Российского государства, следует поставить и такой памятник 16в., как «Домострой». Основное место в этой книге отведено советам по устройству хозяйства и быта семьи, но в ней рассматриваются и более общие, социальные вопросы. Главы «Домостроя» носят наставительный характер.

Особую группу литературно-публицистических памятников составляют социально-экономические проекты и трактаты 16в. К ним принадлежат произведения Ермолая-Еразма, Ивана Пересветова. Перу Ермолая (в монашестве – Еразма) источниковеды приписывают ряд произведений 40-60-х годов 16в. («Благохотящим царем правительница и землемерие», «Моление к царю»). В «Правительнице» Ермолай, рассуждая об ответственности царя, ссылается на один из текстов Священного писания. В «Правительнице» Ермолай выступал за некоторое облегчение положения крепостных крестьян, труд которых он считал основой благосостояния всего общества, за упрочение положения служилых людей.

Основными сочинениям Ивана Пересветова были «Большая» и «Малая» челобитные, «Повесть о падении Царьграда», сказания о книгах, о царе Константине, первое и второе «Предсказания философов». Они появились в конце 40-х – начале 50-х годов 16в. и отражали взгляды и настроения русского дворянства. Излагая в своих произведениях проекты преобразования, которые охватывали почти все стороны социально-политической и экономической жизни России. Иван Пересветов направлял их к одной цели: укрепить самодержавие, опираясь на служилое дворянство, оттеснив при этом на второй план бояр и подавляя всякие попытки народных выступлений.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал