Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Составные части современного естествознания
Согласно учению о системах, важнейшим свойством систем со сложной структурой является их иерархичность (от греческого hierarchia - лестница соподчинения), а также наличие в них нескольких уровней строения или организации. У высокоорганизованных систем полнее, рельефнее проявляется принцип иерархии ее подсистем или структурных уровней. Более того, в такой системе уже действует не принцип равноправности подсистем (или координации), но принцип соподчинения, т.е. субординации. В середине XIX века рядом естествоиспытателей и философов были выдвинуты идеи об иерархии наук в форме четырех ее последовательных ступеней: механика, физика, химия, биология. Такого рода идеи о субординации естественных наук широко обсуждаются и сегодня. При этом выделяют одну очень важную проблему: можно ли сводить все биологические явления к химическим, а химические - к физическим? Такое сведение " высшего" к " низшему" носит название редукционизм (от латинского reductio - возвращение, сведение к прежнему). Согласно этой точке зрения, все химические явления, строение веществ можно объяснить посредством физических знаний. Но существует и другая точка зрения, противоположная этой: каждый вид материи и каждая ее форма (физическая, химическая, биологическая) настолько обособлены друг от друга, что между ними " нет прямых переходов". Общепризнанной оказалась средняя синтетическая точка зрения: и химию, и биологию до известной степени можно свести к физике, т.е. объяснять через физические знания. Оказалась не менее важной и другая идея, характеризующая связи естественных наук между собой. Сегодня установлено, что огромную роль в изучении Природы играет использование биологических знаний в химии, а биохимических - в физике. Это направление носит название холизма. Действительно, в живом организме протекают высокопродуктивные химические реакции и физические явления. И сегодня освоение " химического опыта живой природы" служит важнейшим направлением развития химии и химической технологии. В сущности, редукционизм и холизм не противостоят друг другу. Их различие заключается лишь в направленности движения мысли ученого: обращается ли он при объяснении данного явления к нижележащему уровню естественно-научных знаний или ориентируется на более высокоорганизованный объект. Эти два метода могут и должны использоваться во всем естествознании, дополняя друг друга. Кроме того, иерархия основных естественных наук имеет циклически замкнутый характер. Это означает, что химия имеет своим основанием физику, при
|