Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Составные части современного естествознания






Согласно учению о системах, важнейшим свойством систем со сложной структурой является их иерархичность (от греческого hierarchia - лестница соподчинения), а также наличие в них нескольких уровней строения или организации. У высокоорганизованных систем полнее, рельефнее проявляется принцип иерархии ее подсистем или структурных уровней. Более того, в такой системе уже действует не принцип равноправности подсистем (или координации), но принцип соподчинения, т.е. субординации.

В середине XIX века рядом естествоиспытателей и философов были выдвинуты идеи об иерархии наук в форме четырех ее последовательных ступеней: механика, физика, химия, биология.

Такого рода идеи о субординации естественных наук широко обсуждаются и сегодня. При этом выделяют одну очень важную проблему: можно ли сводить все биологические явления к химическим, а химические - к физическим? Такое сведение " высшего" к " низшему" носит название редукционизм (от латинского reductio - возвращение, сведение к прежнему). Согласно этой точке зрения, все химические явления, строение веществ можно объяснить посредством физических знаний. Но существует и другая точка зрения, противоположная этой: каждый вид материи и каждая ее форма (физическая, химическая, биологическая) настолько обособлены друг от друга, что между ними " нет прямых переходов". Общепризнанной оказалась средняя синтетическая точка зрения: и химию, и биологию до известной степени можно свести к физике, т.е. объяснять через физические знания.

Оказалась не менее важной и другая идея, характеризующая связи естественных наук между собой. Сегодня установлено, что огромную роль в изучении Природы играет использование биологических знаний в химии, а биохимических - в физике. Это направление носит название холизма. Действительно, в живом организме протекают высокопродук­тивные химические реакции и физические явления. И сегодня освоение " химического опыта живой природы" служит важнейшим направлением развития химии и химической технологии.

В сущности, редукционизм и холизм не противостоят друг другу. Их различие заключается лишь в направленности движения мысли ученого: обращается ли он при объяснении данного явления к нижележащему уровню естественно-научных знаний или ориентируется на более высокоорганизо­ванный объект. Эти два метода могут и должны использоваться во всем естествознании, дополняя друг друга.

Кроме того, иерархия основных естественных наук имеет циклически замкнутый характер.

Это означает, что химия имеет своим основанием физику, при
этом сама является основанием для биологии и психологии. Психология
занимает высшее место, но вместе с тем циклически замыкается с исходной
наукой всей цепи – физикой, разрабатывая методы познания Природы. Следовательно, современное естествознание можно представить не
только как совокупность естественных наук о Природе, но как единую систему,
компоненты которой (естественные науки) являются настолько тесно
взаимосвязанными, что вытекают друг из друга, т. е. представляют собой
подлинное единство.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал