Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 4. Человек в информационном обществе
1. Чем жизнь человека в информационном обществе отличается от жизни в индустриальном обществе? Обсуждение вопросов перехода от индустриального общества к информационному началось в мире, главным образом в Японии и США, в середине ХХ века. Во второй половине века появились фундаментальные работы, посвященные информационному обществу, в которых авторы давали его определение. Концепция информационного общества формировалась на основе различных подходов: технологического, экономического, социологического, культурологического и универсального, объединяющего все эти подходы. Одним из первых термин «информационное общество» стал использовать японский ученый Ю. Хаяши. Он отмечал, что в информационном обществе уменьшается доля физического труда, меняется психология и тип отношений между людьми, возрастает роль информационных процессов. Американский ученый Д. Белл считал, что в постиндустриальном (информационном) обществе беспрецедентно влияние науки на производство и доминирует роль теоретических знаний, которые ведут к возрастанию роли инноваций и создают на этой основе условия для роста экономики. Японский ученый Е. Масуда подчеркивал, что если в индустриальном обществе производительность труда оценивается количеством производимых материальных товаров на человека, то в информационном обществе – увеличением способности выбора оптимального действия, т.е. качеством предлагаемых решений. Советский/российский ученый А. И. Ракитов дал следующее определение информационного общества: «Результат информатизации общества, знаменующий радикальные преобразования не только в сфере производственных структур и технологий, но главным образом в сфере социальных и экономических отношений, в культуре, духовной жизни и в быту». В июне 1997 г. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации провела парламентские слушания на тему «О построении в России информационного общества». В докладе профильного Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи информационное общество было охарактеризовано как правовое демократическое общество с рыночной экономикой. В 2003 г. в Женеве и в 2005 г. в Тунисе состоялись два этапа Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества, в результате которой было принято всеми участниками четыре итоговых документа: в Женеве в 2003 г.− «Декларация принципов: глобальная задача в новом тысячелетии», «План действий»; в Тунисе в 2005 г. − «Тунисское обязательство», «Тунисская программа для информационного общества. В первом документе «Декларация принципов» в пункте 1 провозглашается: «Мы, представители народов мира… заявляем о нашем общем стремлении и решимости построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие информационное общество…» При анализе мировых научных трудов, политических и правовых документов становится очевидным, что важнейшим ключевым элементом информационного общества признается человек. Это подтверждается и приведенными выше определениями информационного общества. 2. Какие направления использования ИКТ в домохозяйствах характерны для информационного общества?
3. Какие вы знаете угрозы для свободы личности в информационном обществе? Во всех государственных документах, посвященных развитию информационного общества, обязательно присутствуют положения об обеспечении безопасности. С самого начала интенсивного развития информатизации в мире был поставлен вопрос о необходимости резкого усиления внимания к проблеме безопасности в связи с возрастанием угроз интересам государства, общества, индивидуума при автоматизированной обработке, предоставлении и использовании информации. Вопросы безопасности индивидуума, т.е. человека, включают в себя: · защиту здоровья при использовании различного оборудования и устройств (компьютеров, мобильных средств связи и т.д.); · защиту прав и свобод граждан при проведении мероприятий по обеспечению безопасности государства и общества; · защиту прав потребителей при предоставлении услуг; · защиту персональных данных; И т.д. Обеспечение безопасности − достаточно сложная задача. Например, в определенный период времени анонимность пользования интернетом считалась одним из существенных принципов сохранения «приватности» (“privacy”). Однако принцип анонимности не отвечает другим публичным интересам: борьбе с незаконным контентом в интернете, с нарушением авторских прав, с финансовым мошенничеством и др. Атаки, направленные на получение конфиденциальной информации, стали настоящим бедствием в интернете. По данным на 2006 г. рост таких атак ежемесячно составлял примерно 50%. 4. Что такое «сетевая этика»?
5. Какова роль социальных сетей в современном обществе?
|