Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Радикальная социально-экономическая модернизация.






После августовских событий 1991 г., которые привели к развалу СССР правительство России начало форсированный переход к рынку. Конкурентный рынок мог утвердиться только на базе частной собственности, поэтому необходимо было приватизировать (передать в частную собственность) значительную часть предприятий, ограничить роль государства как хозяйствующего субъекта.

Первым шагом реформ стала либерализация цен с января 1992 года на большинство товаров и продуктов. Цены возросли за 6 месяцев в 10–12 раз. Все сбережения населения моментально обесценились. Большинство населения тем самым оказывалось за чертой бедности – не случайно реформа была определена в народе «грабительской».

Либерализация цен вызвала резкий рост тарифов на перевозку, цен на энергию, сырье и т. д. Началось сокращение спроса на многие товары и виды продукции. В сельском хозяйстве повышение цен на горючее, технику, стройматериалы вызвало рост цен на зерно и овощи, а подорожание кормов вело к сокращению поголовья скота, к падению производства мяса и молока. Отечественные сельхозпродукты стали дороже импортных, что вело к свертыванию всего агропромышленного комплекса.

Следующим этапом реформ стала приватизация государственных предприятий. Концепция приватизации была разработана Госкомимуществом России во главе с А. Чубайсом. Согласно ей было проведено акционирование государствен­ных предприятий, 51% акций распределялись между работниками предприятий, а остальные поступали в открытую продажу: каждому россиянину выдавался приватизационный чек (ваучер), стоимостью в 10 тысяч рублей (сумма была определена исходя из оценки имущества российских предприятий на 1 января 1992 г.) С 1 января 1993 г. на ваучер можно было приобрести акции любого предприятия. Однако, вследствие инфляции, ваучеры полностью обесценились.

Второй этап приватизации начался в 1995 году. Цель его была в «создании эффективного собственника». От ваучерной приватизации перешли к денежной. К этому времени расслоение общества резко усилилось. К началу 1994 года доходы 10% наиболее обеспеченных в 11 раз превышали доходы такой же доли наименее обеспеченных.

Одновременно с приватизацией промышленности шла малая приватизация, то есть продажа предприятий розничной торговли, сферы услуг, общественного питания и т.д.

Реформы затронули и аграрный сектор экономики. В 1991 г. началась аграрная реформа и в ее рамках – земельная реформа, под которой понималось устранение монополии государственной собственности, преобразование колхозов и совхозов в фермерские хозяйства и другие организационно-правовые формы.

С 1998 г. увеличилось производство на птицефабриках, начался рост поставок отечественных сыров, кисломолочных продуктов, колбасы. К 2000 году в центре внимания законодательной и исполнительной власти стал вопрос о разрешении возможности купли-продажи любых земель, включая и обрабатываемые сельхозугодия.

Приватизация не привела к росту производства. Однако удалось снизить темпы падения производства.

Экономическая реформа, предполагавшая быстрое преодоление кризиса и его последствий, в итоге зашла в тупик и была подменена стратегией выживания. Отражением ее стала частая сменяемость глав правительств, федеральных министров. За период с 1992-2000 гг. сменилось 6 премьеров: Е. Гайдар, В. Черномырдин, С. Степашин, С. Кириенко, Е. Примаков, В. Путин, средняя продолжительность работы министра составила два месяца.

 

46. Основные направления внешней политики России в новой геополитической ситуации (1991–2002 гг.).

После 1985 г. начинается новый внешнеполитический курс со­ветского государства на основе так называемого нового политиче­ского мышления. Этот курс исходил из тезиса о многообразном, взаимозависимом и целостном мире. Провозглашалась невозмож­ность решения международных проблем силовыми методами. Уни­версальным способом решения международных вопросов объяв­лялся баланс интересов, приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми. Советское руководство осознало реальную угро­зу ядерного самоуничтожения человечества, невозможность эконо­мики дальше выдержать колоссальную нагрузку холодной войны.

 

В ходе обновления внешней политики СССР были выведены со­ветские войска из Афганистана, нормализованы отношения с Ки­таем. Заключенные с США договоры об уничтожении ракет сред­ней и малой дальности и о сокращении стратегических вооружений означали начало принципиально новой тенденции к сокращению ядерного оружия.

 

Однако, несмотря на серьезный поворот от конфронтации к со­трудничеству между государствами с различными социальными системами и отказ от идеи мировой революции, новое политическое мышление складывалось постепенно и еще медленнее переводи­лось на язык конкретных политических инициатив. В 1985—1988гг. в ней продолжал оказываться пропагандистский налет. Тем не ме­нее СССР выступил инициатором ликвидации международной кон­фронтации и «холодной войны» в отношениях между государства­ми.

 

С 1989 г. идеологические принципы стали оказывать все мень­шее влияние на внешнюю политику СССР. На первый план во внешней политике выступили не идеи мировой революции, а обще­человеческие, мировые глобальные проблемы: спасение человече­ства от ядерной войны, экологической катастрофы, нищеты, голо­да, болезней и т. д.

 

Глобальные проблемы человечества можно решить лишь сооб­ща на основе взаимодействия всех государств, а для этого нужно сбросить с плеч народов бремя милитаризма. На гонку вооружений в мире ежегодно расходуется около 1 триллиона долларов. Этих денег с избытком хватило бы на решение всех проблем эко­логии.

 

Конструктивное решение международных проблем возможно только путем мирных переговоров, путем учета законных, нацио­нальных интересов всех стран мира. В этих условиях неимоверно возрастает роль ООН в решении международных проблем.

 

В связи с демократическими революциями в странах Восточной Европы изменились отношения между ними, распался военно-по­литический союз социалистических государств — Варшавский до­говор. Эти драматические события, а также распад СССР потребо­вали от России налаживания новых международных отношений, переоценки имеющихся прежних связей и договоренностей. Преж­ние союзные республики, став самостоятельными государствами и членами ООН, потребовали от России строить свои отношения с ними на равноправных основах как с субъектами международно­го права. Налаживание отношений с «ближним Зарубежьем» для России стало одним из главных.

 

Таким образом, в области внешнеполитических отношений про­изошло фундаментальное переосмысление всех прежних оценок с перспективой мирного сосуществования. «Третий мир» перестал быть сферой конфронтации между великими державами, между Востоком и Западом. Россия выступила правопреемником обяза­тельств СССР в международном масштабе. Это потребовало со­гласования в разрешении международных проблем.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал