Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выпуск товаров и услуг как результат процесса воспроизводства






Конечная цель экономической деятельности заключается в стремлении удовлетворить многообразные потребности общества, для чего необходимо постоянное возобновление производства товаров и услуг, т.е. их воспроизводство. Процесс воспроизводства включает следующие стадии: производство, распределение, обмен и потребление произведенных товаров и услуг.

Количественная характеристика результатов воспроизводственного процесса осуществляется с помощью показателей, среди которых можно назвать объем производства товаров и услуг (общий и конечный), объем производства дохода, конечное потребление, валовое накопление и др.

Объем производства товаров и услуг (общий и конечный) характеризуется системой статистических показателей.

Системой называют набор показателей, которые взаимосвязаны, рассчитываются на основе единых методологических принципов, дополняют друг друга и ориентированы на достижение определенной цели исследования, в данном случае – на характеристику результатов экономической деятельности, отраслей и секторов экономики.

Система показателей результатов экономической деятельности отраслей и секторов экономики включает:

- выпуск (В) товаров и услуг;

- промежуточное потребление (ПП);

- валовую добавленную стоимость (ВДС);

- чистую добавленную стоимость (ЧДС).

В основе методологии их исчисления лежит определение единицы классификации, описывающее экономические единицы, из которых состоят сектор или отрасль.

Единицей классификации по секторам экономики является институциональная единица, т.е. хозяйствующий субъект, который владеет и распоряжается активами, от своего имени принимает обязательства, вступает в экономические операции с другими институциональными единицами, составляет полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов. Сектор – это совокупность институциональных единиц – резидентов, сгруппированных в соответствии с выполняемыми функциями и источниками формирования доходов, а продукция сектора – совокупность продукции всех институциональных единиц, составляющих сектор.

Выделяют секторы: нефинансовые предприятия; финансовые предприятия; государственные учреждения; некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; «остальной мир» (отражает операции между единицами – резидентами данной экономики и единицами в других странах).

Группировка по секторам производится в интересах исследования потоков доходов и расходов финансовых активов и пассивов.

Единицей классификации в соответствии с Международной стандартной отраслевой классификацией (МСОК) является заведение, т.е. подразделение предприятия, занятое однородным видом деятельности с точки зрения состава производимых товаров и услуг, расположенное в одном месте. В качестве заведения может выступать и целое предприятие, однако, как правило, предприятие состоит из нескольких различных заведений, которые относятся к различным отраслям. Определение заведения предполагает, что на практике можно получить данные о его продукции и затратах.

В России в настоящее время в связи с проблемами получения от предприятий данных о затратах на производство в разрезе заведений в качестве классификационной единицы принимается предприятие.

Отрасль – это совокупность всех однородных заведений, а продукция отрасли – совокупность продукции всех заведений, составляющих отрасль.

I вариант

Показатель выпуска товаров и услуг представляет исходную позицию в измерении результатов производства отрасли и сектора, он выражает стоимость всех произведенных в текущем периоде товаров и услуг, имеющих рыночный и нерыночный характер резидентными производственными единицами, входящими в состав сектора или отрасли, и определяется суммированием объема реализации, изменения запасов готовой, но нереализованной продукции и незавершенного производства. Этот показатель начисляется на валовой основе, т.е. из него не исключается стоимость израсходованных сырья, материалов и других элементов промежуточного потребления. [7, с. 671, 672]

Поскольку выпуск институциональной единицы складывается из выпусков принадлежащих ей заведений, выпуск всех секторов экономики равен выпуску всех отраслей.

При определении стоимости реализованной продукции наиболее важного компонента произведенной продукции в расчет принимаются начисленные, а не фактически поступившие от заказчика суммы. Это означает, что в объем продукции включаются поставки продуктов заказчику на момент возникновения обязательств заказчика перед поставщиком, но не на момент фактической оплаты.

 

II вариант

1. Выпуск товаров и услуг – это суммарная стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности хозяйствующих единиц – резидентов за отчетный период. Различают два типа выпуска (производства): рыночный и нерыночный.

Рыночный выпуск включает производство товаров и услуг, поставляемых другим экономическим единицам, а также продукцию и некоторые услуги, производимые для собственного конечного потребления. В состав рыночных услуг включаются услуги, которые реализуются на рынке по экономически значимым ценам. В состав нерыночных услуг включаются услуги, предоставляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения, обществу в целом.

Выпуск товаров учитывается в момент окончания процесса производства и исчисляется в основных ценах. Однако стоимость выпуска определяется обычно за год, поэтому продукты на момент учета могут находиться в разной степени готовности. В связи с этим выделяют три категории продуктов по степени готовности: готовая продукция, полуфабрикаты, незавершенное производство и незавершенное строительство.

В состав выпуска включаются:

- выпуск товаров всех отраслей и секторов экономики;

- выпуск рыночных услуг;

- косвенно измеряемые услуги финансового посредничества;

- выпуск нерыночных услуг.

Методика расчета выпуска товаров и услуг имеет свои особенности в различных отраслях экономики, производящих товары и услуги.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал