Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Монополия и эффективность.
Рынок чистой монополии характеризуется: 1. Наличием на рынке единственного продавца, который производит специфический продукт, не имеющий субститутов. 2. Монополист оказывает существенное влияние на рыночную цену, единственной границей для установления цены является спрос на его продукцию. 3. Имеют место существенные барьеры для вступления на рынок новых продавцов (открытая и закрытая монополия). 4. Характерна закрытость информации о технологиях, издержках и политике ценообразования. В условиях чистой монополии кривая спроса на продукцию фирмы чистого монополиста имеет традиционный отрицательный наклон, если фирма единственная на рынке, то ее кривая спроса совпадает с кривой рыночного спроса. Причем кривая предельного дохода фирмы-монополиста всегда ниже кривой спроса для всех единиц кроме одной, так как желая продать больше своей продукции монополист вынужден снижать цену. Следовательно, цена каждой единицы выше предельного дохода от продажи этой единицы продукции.
Согласно графику монополисту выгодно устанавливать объем выпуска и цену реализации на эластичном участке кривой спроса, так как при этом валовая выручка (TR) растет. Фирма-монополист как и фирма-конкурент желает максимизировать прибыль. Для достижения этой цели существует два подхода: первый – сопоставление валовой выручки (TR) и общих издержек (TC), второй – сопоставление предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC). Первый подход по аналогии как в условиях совершенной конкуренции. Однако фирма-конкурент определяет только оптимальный объем выпуска, а фирма-монополист определяет оптимальный объем выпуска и оптимальную цену реализации. Второй подход рассмотрим графически, анализируя три ситуации: 1. Максимизация валовой выручки (TR) имеет место, если рыночная цена (Рр) покрывает средние издержки (АС).
Причем: TR = Qm * Pm = S 0PmMQm TC = Qm * AC = S 0PuKQm TR – TC = S PuPmMK = TPmax. 2. Минимизация убытков имеет место, если монопольная цена покрывает средние переменные издержки и не покрывает средние общие издержки.
Убmin = TR – TC = S PuPmMK. 3. Прекращение производства или закрытие фирмы имеет место, если монопольная цена не покрывает даже средние переменные издержки AVC.
Равновесие фирмы-монополиста в долгосрочный период устанавливается, если монопольная цена равна средним общим издержкам (Pm = AC), то есть экономическая прибыль равна нулю. Но даже в долгосрочный период цена не устанавливается на уровне минимума АС, то есть при монополии не достигается максимальная экономическая эффективность использования ресурсов как при совершенной конкуренции. В экономической науке существуют две противоположных позиции относительно монополии. Сторонники монопольной власти обосновали преимущество монополии тем, что при монополии действует положительный эффект от масштаба производства. Противники монополии аргументируют свою позицию следующими положениями: 1. При монополии не достигается максимальная экономическая эффективность использования ресурсов, то есть в долгосрочном периоде цена не устанавливается даже на уровне минимума АС. 2. При монополии имеет место потери в излишке потребителей по сравнению с совершенной конкуренцией. 3. Для монополии характерны социальные потери общества, так как монополист искусственно завышает цену и искусственно занижает объем выпуска по сравнению с совершенной конкуренцией. Вторую и третью позиции рассмотрим графически.
Согласно графику излишек потребителей при монополии равен S APmM, при совершенной конкуренции – S PmPkKM. Социальные потери общества от монополии условно можно представить следующим образом: S MFK. Приведенные аргументы являются экономическим обоснованием антимонопольной политики, причем затраты на осуществления антимонопольной политики не должны превышать потерь от функционирования монополии. Одним из направлений реализации монопольной власти является ценовая дискриминация. Ценовая дискриминация имеет место, если монополист один и тот же товар реализует различным группам покупателей по различным ценам. Для осуществления ценовой дискриминации необходимо: 1. Выделить группы покупателей с различной эластичностью спроса; 2. Обеспечить невозможность перепродажи продукции между группами покупателей. Уровень монопольной власти можно определить с помощью коэффициента Лернера: , который показывает степень превышения цены товара над предельными издержками его производства. Причем 0 < L < 1, чем больше L, тем больше монопольная власть фирмы. Также уровень монопольной власти можно определить с помощью индекса Херфиндаля –Хиршмана, который определяет степень концентрации рынка: IHH = S12 + S22 + S32 +... Sn2, где IHH — индекс Херфиндаля—Хиршмана; S1 — удельный вес самой крупной фирмы; S2 — удельный вес следующей по величине фирмы; Sn — удельный вес наименьшей фирмы. Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. е. имеем пример чистой монополии), то S1 = 100%, а IHH = 10000. Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то S1 = 1%, a IHH = S12 Ч 100 = 100. Этот индекс широко используется в антимонопольной практике, однако он не дает полной картины, если не учитывается удельный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке. Тема 8: «Поведение фирмы на рынке монопольной конкуренции. Олигополия»
|