Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Законодательство об охране труда и принципы охраны труда
В настоящее время основными нормативными актами об охране труда являются: Основы законодательства об охране здоровья граждан (ст. 17, 20, 21, 23, 24, 26, 27); Федеральный закон РФ от 17 июля 1999 г. “Об основах охраны труда” заменил ранее действующий Закон РФ 1993 г. “Основы законодательства об охране труда” // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3702; раздел IX Трудового кодекса и его главы 41 и 42, Закон РФ о профсоюзах (ст. 20), а также иные нормативные акты, принятые Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством труда РФ и специализированными федеральными инспекциями по надзору за охраной труда (Рострудинспекцией, Госгортехнадзором и др.); единые и отраслевые правила по технике безопасности и производственной гигиене труда (многие из которых в целях унификации требований по охране труда взяты в стандарты) система стандартов безопасности труда (ССБТ). Республики и другие субъекты Российской Федерации могут в соответствии с Конституцией, Кодексом и Основами по охране труда издавать свои нормативные акты об охране труда. Перечень нормативно-правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в России, принят постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г., а рекомендации по планированию мероприятий по охране труда утверждены Минтрудом России 27 февраля 1995 г. (Бюллетень Минтруда РФ. 1995. № 3. С. 27). Генеральное трехстороннее социально-партнерское соглашение предусматривает создать и укрепить службы охраны труда, а также институт уполномоченных (доверенных) лиц и комиссий (комитетов) по охране труда в организациях независимо от форм собственности, продолжить работу по разработке новых и пересмотру действующих нормативных правовых актов по охране труда. Другие социально-партнерские соглашения различных уровней, а также коллективные договоры, как правило, имеют раздел по охране труда, где предусматриваются различные меры по ее улучшению. Комплексный Федеральный закон “Об основах охраны труда” закрепил основные принципы государственной политики в области охраны труда, право работников на охрану труда в ее широком смысле и гарантии этого права. В нем предусмотрен правовой и экономический механизм обеспечения охраны труда, надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда и ответственность за его нарушение. Этот Закон имеет четыре соответствующих главы: общие положения (ст. 1—7), право работников на охрану труда и его гарантии (ст. 8—10), обеспечение охраны труда (ст. 11 — 19), надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда (ст. 20—22). Как видим, основное внимание в нем уделено обеспечению охраны труда, что в настоящее время особенно важно. Статья 11 гл. V данного Закона предусматривает, что охраной труда управляет государство непосредственно через Федеральное Правительство или по его поручению федеральные органы исполнительной власти. Этот Закон закрепил единые принципы и нормы по охране труда, а также впервые (ст. 1) закрепил легально такие понятия, как: условия труда (в смысле охраны труда), вредный и опасный производственные факторы, безопасные условия труда, рабочего места, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, сертификат безопасности и понятие производственной деятельности. Указанные основные положения этого Закона нашли отражение в Трудовом кодексе РФ. С 01.01.2010 Трудовой кодекс РФ дополнен понятием стандартов безопасности труда. Под ними понимаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда. Понятие " требования охраны труда" рассматривается как государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда. Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (Федеральный закон от 24.07.2009 № 206-ФЗ). Основные принципы (или направления) государственной политики в области охраны труда закреплены в ст. 4 Основ об охране труда и ст. 210 ТК. По направленности их можно сгруппировать в следующие три группы: — принципы организации труда; — принципы экономической политики в охране труда; — принципы организационные. Принципы организации охраны труда: 1) признание и обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности; 2) координация деятельности по охране труда с другими областями экономической и социальной политики, а также в области охраны окружающей природной среды; 3) установление единых нормативных требований по охране труда для всех производств страны; 4) государственное управление деятельностью по охране труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда; 5) общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов в области охраны труда, осуществляемый работниками через органы профсоюзов и иные уполномоченные ими органы; 6) взаимодействие и сотрудничество органов госуправления, надзора и контроля с работодателями, профсоюзными органами, заинтересованными в разработке и реализации госполитики в области охраны труда; 7) обязательное расследование каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве; 8) установление статистической отчетности об условиях труда и несчастных случаях на производстве. Принципы экономической государственной политики по охране труда: 1) проведение эффективной налоговой политики, стимулирующее создание здоровых и безопасных условий труда, внедрение безопасных техники и технологий, средств индивидуальной и коллективной зашиты; 2) участие государства в финансировании мероприятий по охране труда; 3) установление компенсаций и льгот за тяжелые работы, работы с вредными и опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда; 4) защита интересов работников, пострадавших от трудового увечья, а также членов их семей. Организационные принципы охраны труда: 1) подготовка специалистов в области охраны труда, в том числе в вузах и средних учреждениях профтехобразования; 2) информирование работников о состоянии условий и охраны труда на производстве; 3) распространение передового отечественного и зарубежного опыта по улучшению охраны условий труда. К указанным принципам следует добавить и принцип особой защиты от производственных вредностей тех, кто нуждается в такой защите (женщин, подростков, инвалидов). И институт охраны труда в гл. 41 и 42 ТК специальными нормами отражает такую защиту, а также она закреплена в ст. 23, 24, 26 и 27 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.
|