Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Умственные различия






  1. Только человек обладает самосознанием, т.е. он осознает то, что способен осознавать. Животные что-то знают, но только человек знает, что он знает. 24 Только люди размышляют о себе, своих мыслях и намерениях. Самосознание отличается от обработки информации: даже когда человек растерян и не способен отчетливо мыслить, он может живо осознавать себя как личность и ощущать свою растерянность. Пол Эрлих признал (со своей эволюционной точки зрения): «...Человеческие существа – единственные... кто в полной мере осознают свою индивидуальность и, таким образом, могут сопереживать эмоциональному состоянию других людей».24

Обладать самосознанием – это нечто большее, чем обычные ощущения, и это колоссальный шаг, не объяснимый с позиции эволюции! Без самосознания не было бы человеческого общения, планирования, мечтания, не было бы науки, искусства, образования, философии, молитвы и т. д.

Самосознание человека подтверждает Библию, так как это способность самого Бога («Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса... «Я Господь, и нет иного» (Исаия 45: 18)., которой Он наделил нас при создании «по образу Своему и подобию».

  1. Абстрактное мышление свойственно только человеку и никогда не наблюдалось у обезьян. Животное может действовать только в пределах наглядной ситуации и не способно выйти за ее пределы. Мы же можем абстрагироваться от конкретной ситуации и предвосхищать возможные последствия.
  2. Совершенно разное отношение к смерти. Обезьяны не осознают собственной смертности и не обладают способностью к эмоциональному сопереживанию, которая своейственна только людям. Английская исследовательница обезьян Джейн ван Лавик-Гудолл описывает в своей работе следующий случай: 25

«У одной самки шимпанзе по кличке Олли умер маленький детеныш. Но самка как будто не замечала этого и продолжала таскать трупик с собой, проявляя при этом к нему полное безразличие. Старшая сестра умершего шимпанзенка – Гилка – заметив полное безразличие матери, решилась, наконец, поиграть с маленьким братцем. Это было страшное зрелище. Труп, уже начавший разлагаться, испускал зловоние, на лице и животе явственно проступили зеленые пятна, а широко открытые глаза застыли и остекленели. Искоса поглядывая на мать, Гилка осторожно подтащила к себе безжизненное тельце брата, взяла его на руки и начала тщательно перебирать шерстку. То, что было дальше, я не могу вспоминать без содрогания. Гилка взяла руку мертвого детеныша и стала щекотать ею у себя под подбородком, а на лице ее заиграла слабая улыбка».

 

Только человек обладает самосознанием, т.е. знает, что он знает. Только люди размышляют о себе, своих мыслях и намерениях. Без самосознания не было бы человеческого общения, планирования, мечтания, не было бы науки, искусства, образования, философии, молитвы и т.д. Абстрактное и рекурсивное мышление своийственно только человеку. Животное может деийствовать только в пределах наглядноий ситуации и не способно выийти за ее пределы. Очевидно, что между нами и обезьянами целая пропасть!

Обезьяны не понимают, что их соплеменник умер, и остаются рядом с мертвым телом, пока вся стая не перейдет на другое место. Вы можете себе представить, чтобы люди вели себя подобным образом? Оставляя своих умерших посреди городов и селений, не понимая, что те умерли? Только один этот факт показывает принципиальное отличие поведения шимпанзе от человеческого. Английская исследовательница пишет: «Проводить прямые параллели между поведением обезьян и человека неправильно, так как в поступках человека всегда присутствует элемент нравственной оценки и моральных обязательств, неведомых шимпанзе».25

Восприятие человеком смерти и захоронение мертвых является еще одним доказательством самосознания человека и подтверждает историю Бытия.

  1. Только человеку присуща обучаемость в прямом смысле этого слова.4 Он может обучаться на опыте и изменять соответствующим образом свое поведение. Других животных можно дрессировать, но они не могут быть образованными.
  2. Это ведет к другой уникальной и важной отличительной черте человека – обладанию культурой, 4 накоплению традиций, способности передавать опыт и плоды деятельности от поколения к поколению. Только человек присваивает общественный опыт, имеющий для нас большое значение.
  3. Только человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его и сохраняет. Животное никогда не выделяет орудие как орудие и не сохраняет его впрок. Как только инструмент сыграл свою роль в определенной ситуации, он тут же перестает существовать для обезьяны как орудие. Таким образом, в отличие от человека, животные не живут в мире постоянных вещей.
  4. Важнейшее качественное отличие интеллектов: обезьяны не могут мыслить рекурсивно, т.е. применять логику к результатам подобных предшествующих логических операций.24 Рекурсивное мышление необходимо для решения самых разнообразных задач. Обезьяны не способны к нему из-за маленькой «рабочей памяти»: предел возможностей для них – одновременная работа максимум с двумя-тремя понятиями, в то время как человек может справиться с семью понятиями.

В то время как люди строят космические корабли, шимпанзе, содержащиеся в неволе, обычно не могут даже догадаться, как расколоть орех с помощью камня! В некоторых диких популяциях молодые обезьяны учатся раскалывать орехи у старших. Но, судя по наблюдениям, им требуется предельное напряжение ума, чтобы овладеть этой наукой, – процесс протекает долго и мучительно (до 2 лет). При этом около четверти обезьян так никогда и не научатся этому искусству – они и далее пытаются обойтись двумя предметами, так и не поняв, что нужны три (орех, камень и твердое основание).24

Вот вам и разум предположительно самого умного и близкого родственника человека!

Обезьяны даже при длительном обучении никогда не смогут прочитать роман, понять шутку, научиться управлять грузовиком, самолетом, спеть национальный гимн или прочитать «Отче наш».

Старая шутка о том, что неопределенное количество обезьян за неопределенное количество времени, обладая неопределенным количеством печатных машинок, могли бы напечатать пьесу Шекспира, недавно получила свое опровержение. В городе Плаймаут (Англия) группе обезьян на месяц дали клавиатуры. Но вместо того, чтобы печатать слова, они покрыли клавиши своими экскрементами. А те из них, которых на самом деле заинтересовал процесс печатания, напечатали на нескольких страницах букву «s».1

Представьте на секундочку, если бы мы не могли логически размышлять, абстрагироваться от ситуаций, планировать, думать о своих мыслях, учиться и передавать знания, какой бы была наша жизнь? Очевидно, что между нами и обезьянами целая пропасть!


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал