![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема.11.1. Правовые основы обеспечения информационной безопасности России.
Информационная безопасность. Обеспечение безопасности личности, государства, общества и в глобальном информационном пространстве. Ответственность в информационной сфере: - уголовная; - административная; - дисциплинарная; - гражданско-правовая. В научной и публицистической литературе не раз обращалось внимание на отсутствие законодательства в области информационной безопасности, в связи с чем в 1990 году была начата разработка концепции национальной безопасности под руководством академика 3 Данные вопросы призвано решать государство путем реализации информационной политики и обеспечения информационной безопасности. неоднократно рассматривался на заседаниях Экспертного совета Комитета Государственной думы по безопасности. Авторская группа включала ведущих специалистов в области юриспруденции, экономики, психоэкологии, психологии, техники и др. Информационная безопасность Российской Федерации должна находиться под пристальным вниманием государства, в связи с чем Президент Российской Федерации утвердил 9 сентября 2000 г. Доктрину информационной безопасности за № Пр_1895, которая представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Информационная безопасность определена Доктриной как состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации. обеспечивающей личную безопасность. Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации использования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. Доктрина информационной безопасности служит основой: — для формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; — подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; — разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Система обеспечения информационной безопасности Российской Федерации строится на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей в данной сфере, а также предметов ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации. Построение системы обеспечения информационной безопасности и анализ ее эффективности, совершенствование и внедрение требует использования статистических данных и данных психологических исследований об особенностях современного социума. Кроме того, немаловажное значение имеет умышленное манипулирование сознанием личности при помощи определенных средств и способов психологического воздействия, получивших широкое распространение в последнее время. Подобные способы уже выходят из сферы профессионального психотерапевтического интереса, они все активнее используются современными СМИ, общественными и политическими организациями, предпринимателями в конкурентной борьбе и, наконец, государством, о чем уже было отмечено ранее (см. с. 65–70). Кроме того, информационно-психологические способы воздействия в последнее время все чаще стали использоваться для ведения так называемых «информационных войн», в которых информация, граничащая с дезинформацией, стала орудием в этой войне. Введение термина «информационная война» не отвечает юридическим требованиям, данный термин несет особую эмоциональную окраску, позволяющую привлечь повышенное общественное внимание к проблеме использование информации в деструктивных для человека, общества и конкретного государства целях. «Информационной войной» стали называть любое распространение информации, которое характеризуется целенаправленностью, деструктивностью и полным подавлением моральных сил противника (лица, против которого направлена информационная кампания). Авторы используют данный термин, акцентируя внимание на глобальных размерах данного вида информационных конфликтов, а также последствиях огромной разрушительной силы, к которым они могут привести. Информационная война представляет собой всеобъемлющую, целостную стратегию, призванную отдать должное значимости и ценности информации в вопросах командования, управления и выполнения приказов вооруженным силам и реализации национальной политики. Информационная война использует все возможности и нацелена на факторы уязвимости, неизбежно возникающие в условиях возрастающей зависимости от информации. Объектом внимания становятся информационные системы (включая соответствующие линии передач, обрабатывающие центры и человеческий фактор этих систем), а также информационные технологии, используемые в системах вооружений. Информационная война имеет наступательные и оборонительные составляющие, но начинается с целевого проектирования и разработки своей «архитектуры командования, управления, коммуникаций, компьютеров и разведки», обеспечивающей лицам, принимающим решения, ощутимое информационное превосходство во всевозможных конфликтах».1 «Информационные войны» ведутся уже давно, среди исторических примеров следует отметить следующие. Войска, к примеру, Чингисхана шли вслед за рассказами (слухами) об их невероятной жестокости, что в сильной степени подрывало моральный дух их противников. В случае рекламного и пропагандистского воздействия под видом рациональных аргументов на человека обрушивается именно эмоциональная информация. К примеру, мебель рекламируется как символ успеха. Рационально данный аргумент не выдерживает критики, но он начинает действовать на уровне чувств, поддерживаемый визуальной коммуникацией, куда введены другие символы успеха в виде дорогой машины, виллы и т. д. Приведенные примеры, несомненно, указывают на то, что «информационные войны» ведутся не только в информационной сфере, включающей информационные пространства мировых стран, но и заняли свое место в информационном пространстве нашей страны. Следует отметить, что «информационные войны» как разновидность Информационно-правовых конфликтов требуют детального изучения и выработки своих специфических способов профилактики и предотвращения, так как конечным объектом воздействия являются люди, то ведение подобных «войн» явно нарушает все их законные информационные права.
Вопросы к коллоквиуму: 1.Отношения по обеспечению информационной безопасности 2. Национальная безопасность и информационная безопасность. 3. Правонарушения в информационной сфере.
|