Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально-экономическое развитие Беларуси в 90-е годы ХХ в. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Как уже отмечалось, в конце 80-х годов Беларусь была одной из самых развитых и благополучных республик СССР. По основным показателям на душу населения она превзошла среднесоюзные и приблизилась к странам Балтии. Так, по производству национального дохода на душу населения республика занимала четвертое место после России, Латвии и Эстонии, четвертое место – по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции после прибалтийских республик. В Беларуси до 90-х годов происходило устойчивое, хотя и крайне низкими темпами, повышение уровня жизни населения за счет роста оплаты труда и увеличения фондов общественного потребления. В результате оставались стабильными или несколько возрастали составляющие индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) – средняя продолжительность жизни населения, образовательный уровень и материальный достаток. Наибольшая продолжительность жизни в Беларуси была в 1984-1985 гг. – 72, 6 года, в том числе мужчин – 67, 4 и женщин – 77, 2 года. Однако действовавшая система уравнительного распределения доходов населения не способствовала росту производительности труда и повышению эффективности экономики. В декабре 1989 г было принято Постановление Верховного Совета Беларуси «О первоочередных мерах по переходу Белорусской ССР в 1990 г. на новые условия хозяйствования на основе самоуправления и самофинансирования». В то время речь шла только об экономическом суверенитете, который должен был обеспечить предотвращение падения уровня жизни в период перехода от административно-командной системы к регулируемой рыночной экономике. В конце 1990 г. Верховным Советом Республики Беларусь были одобрены основные положения Программы перехода к рыночной экономике. Предусматривались достаточно быстрое формирование основных рыночных институтов, приватизация, либерализация цен, демонополизация, изменение системы государственного регулирования экономики. Однако реализовать поставленные задачи в Республике Беларусь не удалось: начались бурные дезинтеграционные процессы на территории бывшего СССР. Переходный период начался с приобретения в 1991 г. Республикой Беларусь государственного суверенитета и ее вхождения в состав СНГ. По характеру динамики основных социально-экономических показателей довольно четко выделяются два этапа: 1991-1995 гг. и 1996-2000 гг. (таблица 1). В 1991-1995 гг. для республики стало характерным резкое обострение экономического кризиса. Его основными проявлениями стали: - снижение всех главных макроэкономических показателей в результате падения общественного производства; - увеличение дефицита государственных финансов - безудержный рост инфляции (в 1993-1994 гг. – более 2000%); - падение стоимости белорусского рубля, который был введен в денежное обращение в июне 1992 г.; - рост внешнего долга. Все это поставило народное хозяйство Республики Беларусь на грань обвала. Процесс инфляции начал усиливаться в 1991 г. из-за повышения и частичной либерализации цен на продукцию и введения новых тарифов на транспортные услуги. В начале 1992 г. была проведена широкая реформа цен на большинство товаров и услуг при сохранении жестких лимитов на нормы прибыли и надбавки. В отличие от соседних стран СНГ и Балтии, либерализация цен сочеталась с сохранением значительного количества регулируемых цен на продовольственные и многие промышленные товары. В результате усилился вывоз товаров с фиксированными и регулируемыми ценами в соседние страны, что способствовало увеличению дефицита на потребительском рынке республики. Не спасло положение введение так называемых талонов и купонов, карточек потребителя, а также принятие Закона Республики Беларусь «О защите внутреннего потребительского рынка» реализация которого с помощью административных мер отрицательно сказалась на развитии рыночных реформ. Значительное сокращение масштабов производства (таблица) обусловлено, прежде всего, падением в 1991-1995 гг. на 40, 9% выпуска продукции промышленности – ведущей отрасли народного хозяйства республики. Более того, с учетом нереализованных товарных запасов и неоплаченной продукции ее выпуск сократился почти вдвое. При этом ее спад имел не структурный, а всеобщий характер. Шансов сохранения объемов выпуска при асимметричной зависимости отраслей крайне мало: ведь перед распадом СССР из Беларуси вывозилось около 80% производимой промышленной продукции. Экономика страны характеризовалась высокой степенью интеграции в народнохозяйственный комплекс бывшего СССР, за что уже на начальном этапе либерализа- ции цен в 1992 г. пришлось испытать глубокие потрясения в связи со значительным сокращением рынков сбыта и резким ростом цен на энергоносители и другие жизненно важные импортируемые сырье и материалы. Спад производства обусловлен многими причинами, в числе которых и демилитаризация экономики Беларуси. В орбиту ВПК попадало от 40 до 60% всей белорусской промышленности. Многие заводы-гиганты производили от 20 до 80% военной продукции общего объема их производства. Не менее 1 млн. человек было занято в обслуживании этой военно-промышленной машины. Именно эти предприятия испытали экономический кризис в первой половине 90-х годов в процессе конверсии ВПК. Обострение проблемы сбыта продукции отечественных предприятий связано с ее низкой конкурентоспособностью, утратой традиционных рынков сбыта в странах СНГ и Восточной Европы. В тяжелом положении оказалось и сельское хозяйство. Главной причиной напряженного положения в аграрном секторе стал недостаток собственных источников финансирования, который стал следствием низких закупочных цен, не обеспечивающих рентабельность производства. В результате непаритет, или ножницы цен, на сельскохозяйственную и промышленную продукцию постоянно увеличивается. Так, за 1991-1994 гг. цены на продукцию, потребляемую сельским хозяйством, выросли по сравнению с 1990 г.: на электроэнергию – в 281 тыс. раз, на дизельное топливо – в 237, на бензин – в 100, на комбайны – в 149 тыс. раз, а закупочные цены за этом время выросли: на зерно – только в 6 тыс. раз, на сахарную свеклу – в 5, 7, на свиней – в 11, 4, на птицу – в 16, 5, на яйцо – в 20, 4 тыс. раз. Чтобы приобрести в 1994 г. 1 т дизтоплива колхозам и совхозам республики необходимо было продать 469 кг крупного рогатого скота или 4105 кг молока. В 1991 г. на эти цели требовалось соответственно 12 и 100 кг. Таблица 1 Динамика основных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь за 1991-2000 гг. (в % к предыдущему году, в сопоставимых ценах)
Источник [5, с.25]
В результате в три раза сократилось приобретение удобрений, почти не покупалась техника, до минимума сократились закупки химических средств защиты растений. В то же время на нужды АПК выделялось 25-30% бюджетных средств и почти столько же он получил дополнительно в виде разных льгот и дотаций. Проводимая правительством политика сдерживания цен на продукцию АПК в условиях значительного роста расходов, высоких темпов инфляции не оправдывала себя ни с экономической, ни с социальной точек зрения и привела к обострению дефицита бюджета колхозов и совхозов, создало условия для массового вывоза сельскохозяйственной продукции за пределы Беларуси и сужения внутреннего потребительского рынка. В аналогичном положении находились транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство, где деформация цен привела к потере работниками этих отраслей стимулов к хозяйственной деятельности. Грузооборот транспорта общего пользования (без внутреннего речного) составлял в 1995 г. только 36% от уровня 1990 г., пассажирооборот – 55%. В 1991-1995 гг. в связи с обвальным ростом цен на продукты питания, товары первой необходимости и услуги резко упали доходы населения. Номинальные денежные доходы населения не «успевали» за расходами. Только за 1993 г. номинальные денежные доходы населения республики возросли в 13 раз, а расходы – в 20. Несмотря на повышение номинальной заработной платы, ее реальный уровень неуклонно падал. В целом за 1991-1995 гг. она снизилась в связи с инфляцией примерно в пять раз. За чертой минимального потребительского бюджета оказалось более 60% населения страны (в 1990 г. – 5%). Реальный ВВП на душу населения (в долларах ППС) снизился за рассматриваемый период с 6125 до 4098. Появилась и стала увеличиваться безработица. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении уменьшилась с 71, 1 года в 1990 г. до 68, 6 лет в 1996 г. Принципиальной проблемой, которая стала угрожать экономической безопасности Беларуси, явилась нарастающая внешняя задолженность республики. Официальный внешний долг за пятилетие возрос почти в четыре раза и составил вместе с процентами по обслуживанию более чем 2 млрд. долл., что равнозначно ВВП республики за полгода. Кроме того, страна имела и большую текущую задолженность, в первую очередь перед Россией за энергоносители – около 500 млн. долл. Преобладание импорта над экспортом не только привело к недостатку валютных средств в стране, но и способствовало падению курса белорусского рубля за период с 1992-1995 гг. по отношению к доллару США в 68000 раз! Существенное влияние на рост внешней задолженности Беларуси за энергоносители оказывала форма клиринговых расчетов. (Клиринг – система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств). В соответствии с ней республика рассчитывалась готовой продукцией по заниженным ценам. В результате только за один 1993 г. потери экономики от заниженных цен на белорусскую продукцию в России составили около 440 млн. долл. При устойчивом снижении реальных объемов производства происходило многократное увеличение денежной массы, которая за 1992-1995 гг. возросла более чем в 300 раз, что свидетельствовало о дестабилизации денежного обращения в целом. Происходил перелив капитала из материального производства в сферу торгово-посреднической деятельности и финансов, где имели место быстрый оборот капитала и возможности получения сверхприбыли в условиях инфляции. Еще в 1992 г. западные экономисты характеризовали Беларусь как наиболее перспективную из республик бывшего Союза на пути перехода к рыночным отношениям. Однако в последующие годы отношение со стороны международных финансово-экономических организаций (МВФ, МБРР и др.) изменилось в худшую сторону. Главной причиной такого явления стала непоследовательность правительства в осуществлении экономических преобразований, стремление к снижению социальной цены которых, привело к отставанию от соседних постсоветских стран в проведении рыночных реформ. Отличительной чертой 1994-1995 гг. было усиление государственного руководства экономикой. В сентябре 1994 г. была принята Программа неотложных мер по выходу из кризиса. Важнейшей целью стало восстановление госсектора экономики, который продолжает занимать ведущие позиции в хозяйстве Республики Беларусь. Одновременно предусматривалось ускорение рыночных преобразований, структурная перестройка экономики, осуществление приватизации, демонополизация, развитие предпринимательства и др. Была введена вертикальная соподчиненность органов управления. Социально-экономические преобразования осуществляются на основе научно обоснованных программ. Были поставлены и успешно решены задачи обеспечения к 1997 г. макроэкономической стабилизации и создания условий для возобновления экономического роста. В период, когда отсутствует рыночная саморегуляция и еще не полностью преодолен кризис, на государство ложится огромная ответственность, и было бы недопустимо уменьшать его роль в экономике. В странах с социально ориентированной экономикой государство осуществляет контроль за социальными индикаторами экономического развития, обеспечивает смягчение экономических проблемных ситуаций. Особое место в переходном периоде занял 1997 г. В стране впервые определился устойчивый динамический рост всей экономики. Впервые за недолгую историю белорусского суверенного государства удалось добиться значительного прироста инвестиций в основной капитал, которые увеличились по сравнению с 1996 г. на 20%. Объем промышленного производства увеличился на 17, 6%. ВВП – главный показатель экономики любого государства – возрос на 11, 4%. Вместе с тем ВВП достиг только 73% от уровня 1990 г., продукции промышленности – 75, сельского хозяйства – 63%. Второй этап (1996-2000 гг.) может быть охарактеризован как период перехода от экономического спада к стабилизации социально-экономической ситуации. На этом этапе были приняты два важных программных документа: «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы», «Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь». Деятельность по осуществлению этих программ позволила достичь положительной динамики по многим направлениям социально-экономического развития. Валовой внутренний продукт (ВВП) – это основной обобщающий показатель, используемый для анализа макроэкономических процессов. Он характеризует стоимость товаров и услуг, производимых в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта. По динамике этого показателя можно судить о том, в какой стадии развития находится экономика страны. Динамика ВВП за десятилетний период (табл. 1) свидетельствует о значительных колебаниях этого показателя. Глубокий экономический кризис, характеризующийся потерей в первые пять лет переходного периода более чем на 35% экономического потенциала страны, сменился ежегодным приростом ВВП. За 1996-2000 гг. этот показатель вырос на 36% и приблизился к 89%, а объем промышленной продукции – на 65% и превысил уровень 1990 г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беларусь: выбор пути. Нац.отчет о человеческом развтии, 2000. –Мн., 2000 2. Беларусь на мяжы тысячагодзяў – Мн., БелЭН, 2000 3. Географiя Беларусi. Энцыклапедычны даведнiк. – Мн., 1992 4. Гиоргидзе З.И., Геращенко Л.Ф. Белоруссия за десять пятилеток. – Мн., 1982 5. Козловская Л.В. Социально-экономическая география Беларуси: Курс лекций. В 3 ч. Ч.1 – Мн.: БГУ, 2002 6. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. – Мн.: НИЭИ Минэкономики РБ, 1997 7. Рогач П.И., Сосновский В.П. Размещение производительных сил. - Мн., Экоперспектива, 2000 8. Социально-экономическое положение Республики Беларусь за 2002 г. – Мн., 2003 9. Сацыяльна-эканамiчная геаграфiя Рэспублiкi Беларусь. /Пад.рэд. А.В.Саломкi, К.Р.Кiрэенка. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1997 10. Шимов В.Н. Экономика Республики Беларусь на рубеже столетий: итоги, тенденции, направления развития.//БЭЖ.- 2001. - № 1 11. Экономическая история Беларуси. /Под ред. Голубовича. Мн.: «Экоперспектива», 2000
|