Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Идеи развития концепции гражданского общества и правового государства
Концепция правового государства имеет долгую и поучительную историю Еще в древние времена начался поиск справедливости, принципов, форм и конструкций взаимосвязи, взаимодействия и взаимодополнения власти и права Мнения на государство и право, на их место и роль в обществе постепенно выкристаллизовали идею разумности и справедливости такой формы политической власти, при которой жизнь людей регулируется правом, которое при поддержке государственной власти становится самостоятельной властной силой Государство, государственные структуры и должностные лица с помощью права упорядочиваются процедурно Деятельность государственного аппарата четко регламентируется правом; также структуры, от которых зависит принятие тех или иных законов, не имеют права самовольно, без определенных процедур изменять законкони. Понимание государства как организации на основе права публичной власти является основной идеей правового государства Такие идеи уже в античный период развития государственности высказывались философами и юристами Теоретически в в концепцию правового государства эти идеи были оформлены значительно позже, во время борьбы против феодального произвола, а также начала и развития буржуазных революций и становления нового стройду. Итак, идеи господства права в обществе, связанности государства, его органов и должностных лиц правом, возникли в античные времена, развивались и дополнялись учениями о демократии, республиканскую форм м правления, конституционализм, права и свободы человека, народный суверенитет, господства права и закона и равноправие всех перед ними, разделение властей и независимость суда как результат объединения этих и дей в определенную конструкцию, были сформулированы теории правового государстваи. Как уже отмечалось, основные принципы правового государства были сформулированы в античности Олицетворением этих идей была богиня правосудия Фемида с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия рук ках Солон своими реформами в VI века до н.э пытался объединить силу и право, провозгласив: \" Всех я освободил А этого достиг властью закона, силу с правом объединив\" Как подчеркивал затем Аристотель, с времен Солона в Афинах началась демократия Принцип верховенства права сформулировал Гераклит в бессмертном афоризме: \" Народ должен сражаться за закон, как за свои стены стіни ". Платон (427-347 до н.э) настаивал на том, что государственность возможна лишь там, где господствуют справедливые законы В его произведении \" Законы\" подчеркивалось: \" Мы признаем, что там, где законы установлены в интересах х несколько человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних ссоры, и то, что считается там справедливостью, не имеет этого имени Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, которые могут даровать государствам богибоги". Аристотель (384-322 до н.э) - как \" отец\" античной политической науки - обосновывал правления разумных законов Он писал: \" Итак, кто требует, чтобы закон царил, требует, кажется, того, чтобы царили т только божество и разум, а кто требует, чтобы царила человек, привносит в эту свое требование некий животный элемент, поскольку страсть несколько животное, и злость толкает на плохую дорогу правители в, хотя бы они были лучшими людьми, наоборот, закон - это уравновешенный ум \" Внутренний взаимосвязь права и государства Аристотель сформулировал так: \" Понятие справедливости связано с представлением о д ержаву, поскольку право, служащее критерием справедливости, является регуляционных нормой политического общенияння". Итак, античные философы и правоведы связывали государство с правом и показывали необходимость существования в государстве правовых законов, царивших бы над государственными структурами, были бы мерилом справедливости те действий государства и его чиновников и регулировали политические отношения. Идеи о правовом государстве античных классиков развили и дополнили мыслители Средневековья и Нового времени Они заметно повлияли на становление и развитие таких прогрессивных теорий, как разделение властей, конституции итуционализм, правовая государственность; сыграли значительную роль в критике феодальной неравенства, привилегий и беззакония, в преодолении средневековых теологических концепций о государстве и праве, в утверждении ид ей формального равенства и свободы людий. Термин \" правовое государство\" получил распространение после издания трудов немецкого государствоведов р Моля в 30-х годах XIX в Теория правового государства стала итогом многовекового развития политической жизни и пра авовои мысли цивилизованных краяїн. Начало утверждения концепции правового государства связано с борьбой народов Европы за их права и свободы против произвола феодалов в условиях абсолютной монархии Толкованию и воплощению идей правового где ержавы в общественную жизнь способствовали политико-юридические учения Джона Локка (1632-1704) Он выступал идеологом социального компромисса, выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феода льное Свои политико-юридические идеи он изложил в труде \" Два трактата о правлении\" Эти идеи Дж Локка легли в основу буржуазного конституционализма, возникший в ХVII сII ст. Идею разделения властей как один из принципов теории правового государства систематизировал и развил в своих трудах французский юрист Шарль Луи Монтескье (1689-1755) Он считал, что свобода - это умная организация государственной власти и соблюдения режима законности Свобода, по Монтескье, - это право человека делать все, что разрешено законом Полной свободы человек не может иметь в том государстве, где не существует разделения властей Спи раючись на учение Локка, Монтескье обосновал необходимость разделения властей в демократическом государстве на законодательную, исполнительную и судебную ветви, которые должны быть независимыми друг от одноодної. Обоснование теории правового государства дали немецкие философы И Кант и Г В Ф Гегель Иммануил Кант (1724-1804) был профессором философии Кенигсбергского университета Политико-юридические взгляды ученого изложены в его трудах: \" Идеи всеобщей истории под космополитическим углом зрения\", \" К вечного мира \", \" Метафизические основы учения о праве \" Государство Кант определял как соединение многих людей, подчиненных правовым законам Учение этого мыслителя навеяно духом просвещения с использ анням идей индивидуалистической школы естественного права Лицо ним рассматривается как абсолютная ценность с выдвижением априорного закона, абстрактно-обязательного и формального \" категорического императива\" П равова государство, по Канту, характеризуется не как эмпирическая реальность, а как идеальная теоретическая модель, которой следует руководствоваться как требованием разума и целью наших усилий в практической организации государственно-правового жизненножиття. Практическое воплощение в общественной жизни идей правовой государственности связано с творчеством Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) Государственно-правовые учения мыслителя изложено в главной его труда \" Философия права\" Если у Канта правовые законы и правовое государство является лишь необходимостью, у Гегеля они действительностью, т.е. практической реализованность разума в определенных формах обыденного существования людей Не пог оджуючись с Ж-Ж Руссо, Гегель считал, что человек не рождается от природы свободной, она обретает свободу как духовное существо Разумное назначение человека он видел в том, чтобы она жила в государстве Индив ид настолько моральный и истинный, насколько он является членом государства Право, по Гегелю, - это настоящая свобода Государство - тоже право в его наиболее абстрактном понимании, а именно: права личности, семьи т а общества Абстрактное право философ формулировал так: \" Будь личностью и уважай других как личностей! \" власності. Итак, Гегель: а) восхвалял государство как самую настоящую свободу б) надлежащее разделение властей в государстве считал гарантией свободы личности в) критиковал деспотизм, считая, что \" состояние беззакония, в я котором особенная воля как таковая, будь то воля монарха или народа (охлократии), имеет силу закона, или, точнее, вступает закон \" г) определил свою конструкцию правового государства как таковую, однозначно направлена против произвола, бесправия и против всех не-правовых форм применения силы, как со стороны частных лиц, так и со стороны государствави. Учение о правовом государстве в России и Украине возникли во второй половине XIX в, после проведения буржуазных реформ 60-70-х годов Они нашли отражение в документах российского либерализма и опоз ицийного земства Подробнее эта теория начала разрабатываться в начале XX в, с переходом Российской империи до конституционного самодержавия Активно работала в направлении создания теории правового держа вы ученые: В С Алексеев, В М Гессен, Б О Кистяковский, М М Коркунов, С О Котляревский, И М, Лазаревский, М А Рейснер, Г Ф Шершеневич и и Ф. Шершеневич та ін. Одними из первых теоретиков, чьи разработки по проблемам правового государства увидели свет, были М А Рейснер, который опубликовал статью \" Что такое правовое государство\", и В М Гессен, который издал труд \" Теория правового государства \" М А Рейснер, например, квалифицировал правовое государство как такую, где государственное устройство, закон является\" нормой, обязательной для самой власти \", где каждый акт государственной власти подчинен закону и этим же с Аконе обеспечено неприкосновенность права личности и общественных Корпорациикорпорацій. В М Гессен считал, что правовое государство в ее деятельности, в осуществлении правительственно-судебных функций связано и ограничено правом, сто * ить под правом, а не снаружи или над ним В основу теории правового государства российские ученые положили теорию разделения властей III Л Монтескье, дав ей своеобразное толкование с учетом российской практики государственно-правового строительства В их р смысле государственная власть - единственная, но разделяет функции между законодательными, исполнительными и судебными органами Но при этом российские и украинские ученые отвергали такие классические элементы разделения властей, как сдержек и противовесов Они обосновывали превосходство законодательной власти и подчинения ей исполнительной и судебной Например, В М Гессен пытался разграничить закон и правительственное распоряжение по их ю юридической силой, доказывая превосходство закона как непременное признак правовой государств держави. О С Алексеев считал, что не может быть изменений правового порядка без участия народного представительства Связанность государственной власти правом, из которого законодатель принимает нормы, опираясь на то, что не е закон дает силу праву, а право дает силу закона, и есть, по его мнению, основой правового государства Он, как и В М Гессен, утверждал, что действительно демократическое правовое государство должно быть только парламентскотарною. Необходимость подчинения правительства и его деятельности правовым нормам признавал и обосновывал Б О Кистяковский, критикуя Л Ф Штейна, который допускал, что в определенных пределах правительство в конституционной стране не н вязаный правоавом. Критикуя концепцию С О Котляревского, который считал, что власть как сила, которая служит самосохранению государства, может действовать по необходимости, отступая от соблюдения принципов, Б О Кистяковский писал, что в развитой правовом государстве сильная власть и е властью чистого права, она сильная той мощью и равновесием, которые гарантируют ей неукоснительное соблюдение норм права как со стороны чиновников, так и с б глазу подвластных Он критиковал революционные теории, обосновывающих насилия, видя в государственном механизме силу, а не правправо. Важным принципом теории правового государства как тех времен, так и настоящего было и остается эффективное обеспечение прав и свобод человека и гражданина Эти вопросы были предметом исследования украинских и российских ученых 0 Ф Кистяковского, Е В Васьковского, М И Палиенко, Ф В Тарановский, М П Драгоманова, М С Грушевского и др. Например, О Ф Кистяковский обосновывал необходимость обеспечения независимости суда от вмешательства административной власти и предложил для этого систему организационно-правовых мероприятий Е, В, Васьковский осветил основную роль и назначение адвокатуры в механизме защиты прав и свобод личности Он также настаивал на необходимости распространения прокурорского надзора за судебной деятельные истю. Н И Палиенко рассматривал проблему суверенитета как одну из свойств правового государства, проявляется в способности государства иметь собственную конституцию, самостоятельно решать вопросы экономики, политики, в том числе и внешнеої. По мнению В М Гессена, гражданин во взаимоотношениях с подзаконной правительственной властью должен выступать как субъект права, а не как объект власти, ее подданный, как это происходит в условиях абсолютной монархии
41
|