Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гендерные исследования: история и современность






Вступая в 21 век, все больше и больше начинаем осознавать пути становления и утверждения цивилизации в целом и повышения роли женщин в общечеловеческом прогрессе в частности. На основе нового мышления создаются иные демократические формулы, которые позволяют взглянуть на роль женщины в современном мире. Гендерные исследования позволяют преодолеть ограниченность методологии, методов и результатов традиционных исследований женских проблем, а также преимущественного развития парадигмы, разделяющей сферы деятельности и социальные обязанности мужчин и женщин. Не случайно Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев говорит о том, что роль женщины в казахстанском обществе должна повыситься, а для этого необходим специальный орган как национальная комиссия по проблемам женщин. В этой связи в Казахстане создана Национальная комиссия по делам семьи и женщин.

Такая категория как гендер в казахстанском обществе пока еще находится на стадии формирования и осмысления. Хотя постоянно говорится о равенстве полов - мужчин и женщин, сейчас пришли к тому, что положение женщины в казахстанском обществе ухудшилось по таким аспектам как сфера профессионального труда и " воспроизводство человеческого рода". Женские проблемы занимают особое место в периодической печати (выпускаются специализированные журналы), литературе, искусстве, что создает иллюзию простоты их решения. На самом деле, все значительно сложнее.

Женская проблематика активно начала разрабатываться в рамках феминистской социальной теории пола. С дифференциацией понятий " биологический пол" и " социальный пол" (как гендер), гендерные исследования вышли на новый уровень. Гендер конструируется и выражается во многих сферах социальной жизни. Гендерное разделение труда в домашнем и оплачиваемом труде, организация государства, сексуальность, структура насилия и многие другие аспекты социальной организации влияют на гендерные отношения. При гендерном подходе внимание сосредоточено не только на социальных характеристиках в разных сферах общественной жизни, но и на осмыслении социальных причин и механизмов закрепления неравной позиции женщин в обществе. Гендерные исследования во многих странах мира сложились как область междисциплинарных подходов, обрели свою терминологию, предмет исследования.

На наш взгляд, необходимо изучать не только свой собственный, но и зарубежный опыт, формы и методы работы, статистику, что позволит продумывать реальные процессы, изменяющие роль и место женщины в обществе. Для этого необходимо вернуться к изучению опыта женского движения в мире, не только критически, но и уважительно отнестись к нему с позиций сегодняшних проблем.

Гендерные исследования - это радикальное переосмысление жизни женщин с позиций их собственного опыта. Главной целью исследований является выяснение, критический анализ и изменение тех практик, что приводят к дискриминации женщин - в семье, в профессиональной деятельности, в сексуальной или духовной жизни. Эти исследования направлены на трансформацию несправедливых законов, норм и даже обычаев. При изучении проблем женщин во всем многообразии стилей и условий жизни на первый план выдвигаются не только расовые и классовые различия, но и различия в сексуальной ориентации.

Рассмотрим, как проводятся гендерные исследования в различных государствах мира. Начнем с США. Уже в конце 60-х годов исследования по проблемам женщин стали частью образовательных и исследовательских программ в США, хотя вопросы из этой области занимали ученых гораздо раньше (еще в 1912 году в Сиэтле (в Вашингтонском университете) читался курс лекций на тему " Женщина и экономическое развитие, или влияние изменений в промышленности на статус женщин").

Современное женское движение явилось стимулом для расширения научных исследований. С начала 70-х годов и по настоящее время учебные курсы по женской проблематике предлагаются более чем в 1000 колледжей и университетов в США. Из них, более в 600 учреждениях предлагают программы разной сложности и специализации, как для старшекурсников университетов, так и аспирантов. Ежегодно, начиная с 1983 года, Министерство образования США регулярно сообщает данные о получивших ученые степени за исследования по женской проблематике в междисциплинарной области наук.

Для улучшения подготовки учебных программ по женской тематике нацелены не только учебные программы колледжей и университетов, но и сеть, состоящая приблизительно из 70 центров и институтов, которые занимаются исследованиями женской проблематики; а также более 50 феминистских издательств, многие профессиональные журналы, книги и другие публикации, которые позволяют распространять новые знания.

В 70-х годах гендерные исследования стали спонсироваться различными фондами и правительственными организациями. Большая помощь была оказана Фордовским фондом, создавшим в 1972 году национальную программу (это была первая программа подобного рода) для аспирантов по исследованию роли женщин в обществе. Ученые степени присуждались как за учебную, так и за научную деятельность, претендентами могли стать не только женщины, но и мужчины. Помимо необходимой финансовой поддержки, эта программа узаконила и проводимые исследования.

Помимо частных фондов проекты по интегрированию учебных программ финансировались и на федеральном уровне - фондом для улучшения образования выпускников общеобразовательных школ (при Министерстве образования США) и другими организациями.

Гендерные исследования все больше интегрировались в учебные программы университетов (отметим Принстонский университет - монография Герды Лернер " Teaching Women's History"). Другими формами интегрирования с учебными программами явились факультетские кружки, летние институты, конференции и планы развития факультетов или пересмотр имеющихся учебных программ.

Главными для учебных программ по женским исследованиям являются следующие общие принципы:

· определение гендера - включая те, что базируются только на феномене гетеросексуальное(tm) - не являются ни данными от природы, ни универсальными, но социально сконструированы, меняются от страны к стране, от эпохи к эпохе, и выполняют как политические, так и идеологические функции;

· системы гендерного неравенства связаны с другими системами социального неравенства, включая классовые, расовые, этнические, неравенство сексуальных ориентаций и культур западного и не западного типов;

· даже самое современное знание, в сфере гуманитарных, общественных или естественных наук не является беспристрастным, объективным или нейтральным, как мыслилось традиционно, но всегда возникает в определенном историческом и политическом контексте. Главной целью такой учебной программы является стимулирование научной деятельности, связанной с изучением гендера. Для этого в рамках программы действует ряд междисциплинарных групп, разрабатывающих разные концептуальные направления. Согласно своим интересам и потребностям каждая группа составляет свою программу. Программы могут включать, например, презентации или дискуссии, проводимые преподавателями, студентами и приглашенными исследователями на темы, связанные с их текущей научной работой в этой сфере.

Под эгидой ООН процесс изучения женской проблематики ускорился после открытия " Десятилетия для женщин" (1975-1985 гг.). В рамках Форума неправительственных организаций в 1980 году на конференции в Копенгагене был организован целый ряд семинаров и кружков по изучению женской проблематики. И уже в 1989 году обсуждение женских проблем было включено в программу работы IX Всемирного конгресса международной экономической ассоциации (г. Афины).

На международных встречах чаще всего гендерные проблемы рассматриваются в рамках определенной тематики, но существуют и другие, где обсуждение данных проблем имеют междисциплинарный характер. Главным из них является Международный междисциплинарный конгресс по международной проблематике, работа которого была начата в 1981 году и который теперь проводится каждые три года в разных странах. Первый конгресс по теме " Женщины мира: новая область науки" состоялся в Университете Хайфы в Израиле, затем в Нидерландах на тему " Методы самоутверждения", потом в Ирландии " Мировоззрения и их изменения", в Хантерском колледже Университета г. Нью-Йорка " Реальности положения женщин и возможности выбора" и т.д.

Перейдем к развитию гендерных исследований в Австралии. На этом континенте создание курсов вытекало из задач женского освободительного движения, охватившего многие страны в конце 60-х - начале 70-х годов. Женское движение стремилось трансформировать все отношения, базирующиеся на различиях в возможностях и в степени влияния - между первым и третьим миром, между разными нациями, капиталистами и рабочими, белыми и черными, преподавателями и студентами, рассматривая их сквозь призму отношений между мужчинами и женщинами. Национальные конференции, предметом обсуждения которых было: " Женское освобождение" (Сидней, 1970г.), " Феминизм и социализм" (Мельбурн, 1974 г.), " Феминизм и анархизм" (Канберра, 1975), " Женщины и политика" (Канберра, 1975 г.), затем на протяжении 1978-1984 гг. " Женщины и труд" с периодичностью в два года и пр. обычно проходили в зданиях университетов, но данные учебные заведения не оказывали помощь подобным мероприятиям. Только с 1973 года впервые начали образовываться курсы внутри университетов, колледжей, в системе высшего образования, средних школах.

С конца 70-х годов женские исследования утратили часть своего радикализма и в связи с быстрым ростом публикаций, анализирующих положение женщин и условия их жизни, гендерные исследования осуществили прорыв границ своих интеллектуальных исследований. Женские секции, комитеты по женским исследованиям были преобразованы в крупные исследовательские ассоциации. Отметим такой принципиальный момент как новые взаимоотношения между деятельностью в области гендерных исследований и работой, которая осуществляется в рамках учебных заведений. В итоге был предложен отдельный курс по женским проблемам, переросший в целую систему курсов, которые выработали единую программу, созданную на базе автономных междисциплинарных программ по гендерным исследованиям, имевшихся в стране, и была сформирована база данных для других преподавателей, которые могли бы консультироваться в случае введения гендерных исследований в свои курсы.

Например, курс " по труду и занятости женщин" показал не только особенности труда, за который женщины получают зарплату, но также вскрыл сущность феномена, когда женщины вкладывают в национальную экономику больше, чем мужчины из-за того, что получают меньше, подчеркнул значение не имеющего признания в обществе труда домохозяек, а также способов, с помощью которых женщины получают доход от неофициальной или теневой экономики.

В 90-х годов стало ясно, что система преподавания нуждается как в отдельных курсах по женской проблематике, так и в феминистских исследованиях и критике в рамках основных академических дисциплин. Так, например, в Университете Аделаида стараются удовлетворить оба стремления: организуются курсы и разрабатываются исследовательские проекты, которые фокусируются на положении женщин, женских идеях, их опыте и деятельности, устраиваются занятия и осуществляются проекты по интеграции гендерных проблем в учебные планы основных академических дисциплин и уничтожению дискриминации по половому признаку в системе образования.

Перейдем к изучению гендерных проблем в Великобритании. Здесь женское движение не сохраняет постоянной формы: если в 70-х годах на Западе оно в основном выходило на улицы, то к 80-м годам начало свой путь через различные учреждения и институты. Институционализированная дискриминация женщин - это организационная норма высшего образования и системы научных исследований. Так, только в естественных науках 1% профессоров составляют женщины. В научных учреждениях, где женщины занимают должности штатных профессоров, их зарплата обычно ниже зарплаты профессоров-мужчин, что свидетельствует о продолжении дискриминации в оплате труда.

Несмотря на политику английского правительства, ратовавшего за семью, проводимая политика была направлена против доступа женщин на рынок труда, против социальных прав женщин, в том числе и против абортов (в отличие от США права на аборт в Англии были сохранены), шаги в этом направлении к рынку благоприятствовали исследованиям по женской проблематике. Поскольку образование стало " опираться на спрос", эти исследования, как очень популярный предмет, вызвали особый интерес университетской администрации, которая стала сотрудничать с феминистками в организации этого дела из чисто рыночных соображений. Она даже была вынуждена действовать вопреки отрицательному отношению со стороны академических структур, в которых доминировали мужчины, заинтересованные в сохранении канонического знания.

Исследования по женской проблематике существуют в Великобритании преимущественно потому, что феминистки проявили достаточную изобретательность в создании новых союзов между движением и рынком, связались с Европейской сетью гендерных исследований и устанавливают связи с аналогичными учреждениями в других странах.

Рассмотрим теперь проблемы гендерных исследований в Средиземноморском регионе. Женское движение в Средиземноморье первоначально было связано с правительственными кругами и входило составной частью в различные партии, и только во время Десятилетия ООН стали возникать автономные феминистские группы. Исключением была Франция, где сильное радикальное женское движение, которое возникло после событий мая 1968 г., вылилось в создание формальных структур, занимающихся гендерными исследованиями.

На конференции женщин Средиземноморья была высказана идея создания Средиземноморского центра гендерных исследований для обслуживания данного региона в сфере научных исследований, сбора фактов и обучения. Такой центр - KEGME - и был создан в 1982 году. Эта региональная неправительственная организация была создана со следующими задачами: производить, собирать и распространять знания и информацию об участии женщин Средиземноморского региона в социально-экономическом развитии своих стран с целью усиления их самосознания и стимулирования деятельности, которая позволит активизировать их положение в обществе. С момента создания Европейской сети по женским исследованиям (ENWS - 1988 г.) KEGME входит в ее правление, а также является одним из учредителей Европейской сети по гендерным проблемам -WISE.

Таким образом, KEGME организовал инфраструктуру для дальнейшего развития гендерных исследований и систематизации информации в Средиземноморском регионе и принял участие в создании широкой сети региональных организаций, формирования исследовательских групп из ученых и преподавателей, специализирующихся на женской проблематике.

KEGME осуществляет одну из первых программ гендерных исследований по теме " Конструктивные стратегии для женщин Средиземноморья". Целями этого проекта были:

· пересмотреть, развить и применить на практике феминистскую теорию;

· способствовать развитию межкультурного, межрегионального и интернационалистского подхода в исследованиях с особым акцентом на опыт женщин Средиземноморья;

· поддержать создание регионального сообщества женщин, специализирующихся на проблематике гендерных исследований;

· поддерживать и увеличивать возможности женщин региона, чьи нужды, роль и вклад в женское движение оставались в основном без должного внимания, с целью улучшить их положение к 2000 году;

· укреплять и расширять женское движение в Средиземноморье.

Программа гендерных исследований KEGME пригодна для всех женщин - от ученых в крупных академических центрах до студенток, она доступна для обывателей и общественных активисток, а также женщин, проживающих в сельской местности либо работающих в центрах принятия решений. В соответствии с этой программой разработан процесс обучения, основанный на взаимном общении, предусматривающий субъект-объектное взаимодействие тех, кто преподает, и тех, кто учится: учителя и ученики видят друг в друге не выполняемые ими роли, а индивидуумов, людей. Такой способ педагогической деятельности поощряет инициативу и автономность.

Основная черта этой долгосрочной программы - это интеграция женщин разных возрастных групп, происхождения, цвета кожи, этнических особенностей, религии, классовых различий, культур. Но необходимо дальнейшее систематическое развитие новых методов, непрерывное исследование и производство новых знаний в целях лучшего понимания и объяснения опыта женщин Средиземноморья, как объектов и субъектов в истории региона.

В целом, за последние годы статус гендерных исследований региона существенно не повысился. Во многих частях средиземноморского региона, как Италия, были созданы различные автономные обучающиеся центры, названные женскими университетами, но ситуация с теорией оставляет желать лучшего. Для Греции - гендерные исследования - то же новая область. Создаваемые новые университеты пока еще не включили в учебную программу гендерные исследования. Зато в Испании создана первая кафедра гендерных исследований. Во Франции были преодолены расхождения между радикальным женским движением и теорией, что имело результатом создание пяти кафедр гендерных исследований.

Существующая картина гендерного состояния общества характеризует сложившееся разделение труда и социальных ролей между мужчинами и женщинами. Эти разделения не соответствуют новым историческим задачам, стоящим перед человечеством, не дают женщине достаточно возможностей для своего индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала.

Считаем, что государственное регулирование различных сторон положения женщин должно ориентироваться на международные нормы и рекомендации. Так, Международной организацией труда (МОТ) принят целый ряд конвенций и рекомендаций к ним, в основе которых лежат представления о праве человека на свободно избираемый труд, на равенство возможностей и защиту от дискриминации, удовлетворительные условия труда и жизни, социальное обеспечение и свободу объединений для защиты своих интересов и пр.

Для примера возьмем Концепцию МОТ 117 " Об основных целях и нормах социальной политики" (1962 г.). Заложенный в ней принцип направленности на достижение социальных целей означает применительно к политике социальной защиты женщин, что она должна быть включена в государственную политику социально-экономического развития. Это способствует как повышению благосостояния всего населения, обеспечению нормального положения женщин, так и экономическому росту государства в целом.

При использовании тех или иных конвенций, рекомендаций МОТ необходимо учитывать специфические условия каждого пост советского государства.

Рассмотрим решение гендерных проблем на пост советском пространстве. Негативные воздействия переходного периода во всех государствах Содружества Независимых Государств сильнее всего сказываются на положении женщин. Во всех государствах Содружества сохраняется высокая нагрузка женщин в связи с необходимостью сочетания профессиональных и семейных обязанностей. В последние годы нагрузка на женщин домашними делами значительно возросли из-за роста цен на жилищно-коммунальные услуги при одновременном уменьшении семейного бюджета.

В октябре 2000 году образовалось новое региональное объединение - Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), в которое входят Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан. На примере ЕврАзЭС рассмотрим существующие в них гендерные проблемы и их решение.

Начнем с Российской Федерации. Переход к рыночной экономике, сопровождаемый структурной перестройкой, как и во всех государствах ЕврАзЭС, привел к снижению социальной защиты населения, в особенности таких наиболее уязвимых слоев населения как женщины, дети, пенсионеры и инвалиды, а также к большому неравенству в осуществлении основных прав женщин. Появились новые острые проблемы: безработица, снижение качества жизни, развал социальной инфраструктуры, девальвация семейных отношений и т.д. Женщины составляют большинство трудовых ресурсов Российской Федерации и заняты в относительно узком спектре отраслей: 30% в промышленности, 13% в торговле и образовании. Наибольшая концентрация женщин имеет место в банковском деле и страховании (90% - женщины), медицине и социальном обеспечении (83%), информатике (82%), в образовании (79%). В этих отраслях, вместе взятых, занято 37% всех женщин.

В соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации женщины наделены теми же правами, что и мужчины, в том, что касается доступа к производству, заработной платы и т.д. Но на практике доходы женщин составляют по прежнему 70% от доходов мужчин.

В свое время были приняты многочисленные законы и льготы для женщин, работающих на предприятиях. При переходе к рыночной экономике эти льготы затрудняют свободное передвижение трудовых ресурсов и удорожают женский труд. Чтобы предотвратить экономическую маргинализацию женщин, составляющих более половины рабочей силы, необходима выработка альтернативных решений проблемы ухода за детьми, чтобы предусматривает изменения как на политическом уровне, так на уровне домашнего хозяйства. В бедных домашних хозяйствах женщин традиционно всегда было больше, чем у мужчин. Около 72% пенсионеров составляют женщины, большинство безработных также женщины. Женщинам значительно труднее найти работу, чем мужчинам. По данным россгосстатистики доля безработных, нашедших работу, составляет 36% для мужчин и 23% для женщин. Более половины зарегистрированных безработных имеют среднее специальное или высшее образование. Около 40% безработных женщин имеют высшее или среднее специальное образование в сравнении с 25% для безработных мужчин. Служащие (такие как экономисты, преподаватели, инженеры и ученые), среди которых значительную долю составляют женщины, находятся в первых рядах безработных. Растут материнская и детская смертность, что является ранним признаком ухудшения состояния здоровья женщин. Феминизация нищеты подчеркивает необходимость того, чтобы в этот переходный период особое внимание должно быть уделено женщинам, поскольку они в первую очередь обеспечивают уход за подрастающим поколением, стариками и инвалидами.

С началом перестройки в Российской Федерации возникли женские неправительственные организации. В 1991 -1993 гг. в Дубне были проведены два крупных женских форума. Их лозунгами были " Демократия минус женщина - не демократия" и " От проблем - к стратегиям". Диапазон женских неправительственных организаций широк: от клубов по интересам до попыток формирования женской повестки дня, от защиты своих детей от незаконного призыва в армию до защиты прав переселенцев крайнего Севера. Сферой их интересов являются как непосредственная помощь детям и семьям, так и лоббирование законов, способствующих реальному решению вопросов социальных гарантий, социальных стандартов, помогающих участию неправительственных организаций в формировании и реализации социальной политики.

В 1993 году была одобрена Концепция государственной семейной политики. В рамках реализации этой Концепции разработан закон " О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Вслед за этим должна последовать разработка государственных социальных стандартов по услугам в различных направлениях: образовании, здравоохранении и так далее, которые обеспечивали бы государственные гарантии приемлемого уровня существования. В 1994 году проведена международная конференция " Женщины России. Проблемы труда и занятости" совместно с американскими организациями. Разработан Национальный доклад о положении женщин и в 1996 году принята Концепция улучшения положения женщин.

В повседневной практике женских организаций накапливается такого рода опыт, те программы, которые начали формироваться в рамках женского движения: это поиск новых технологий персонального включения в деятельность и новых способов организационного взаимодействия.

По мнению российских женских неправительственных организаций для обеспечения выполнения семейных обязанностей в настоящее время, необходима ратификация Конвенции 156, принятие нового Трудового кодекса, Закон о минимальном прожиточном уровне и Закон о социальном заказе, создание механизма реализации законов и процедуры, обеспечивающие социальные гарантии общества. Для этого необходимо участие НПО в общественной и гендерной экспертизе, проведение обучающих и просветительских работ.

Как было выше сказано, налицо заинтересованность в знакомстве с международным опытом, международным законодательством в области имеющихся подходов и норм обеспечения социальных гарантий и социальных нормативов, с международным опытом обеспечения работы механизмов правоприменения и с международным опытом обеспечения социальных гарантий работникам с семейными обязанностями, детям и лицам пожилого возраста.

Во всех государствах-членах ЕврАзЭС ответственность за выживание семей и детей в условиях, когда большая часть населения живет за чертой бедности, приняли на себя мужчины и женщины, но по-разному. Мужчины стремятся сохранить старые профессиональные сферы деятельности, женщины часто меняют профессии, поэтому часто начинают с нуля и проигрывает в уровне квалификации мужчинам. Для женщин чаще становится основной новая неосвоенная деятельность, мужчины стараются выжить, не оставляя старой профессии, но подрабатывая на неквалифицированных работах. К тому же сегодня имеем коммерциализацию услуг образования и здравоохранения, сокращение числа государственных детских дошкольных учреждений, расходов на социальную сферу в учреждениях и на предприятиях, сворачивание политики патернализма фирм, распространенная при социализме.

Перейдем к Кыргызстану. Здесь также женщины подвергаются экономическому и психологическому риску в транзитный период по целому ряду причин. Сегодня женщины составляют большинство безработных. Женщины находятся в положении особого риска в связи с сокращением правительственных пособий семьям, что ставит женщин и их семьи в положение двойной нищеты. Снизились все виды пособий, и их реальная стоимость в сравнении с минимальной заработной платой в настоящее время составляет половину от уровня 1992 года.

Можно выделить четыре категории женщин, которые представляют наиболее уязвимые группы в Кыргызской Республике. Это пожилые русские женщины в городских районах, кыргызские

Многодетные матери, матери всех возрастов и этнических групп, проживающих в отдаленных горных районах, женщины на приватизированных фермах. Среди всех этих групп очевидны признаки нищеты: нехватка продовольствия, одежды, лекарств, денег и топлива.

Как и в других государствах ЕврАзЭС женщины справляются с проблемами различными способами. Одни активно ищут работу, стараясь при этом значительно сократить расходы, другие продают продукты домашнего производства или предметы домашнего обихода и пр.

Женщины в Кыргызстане имеют более низкий уровень образования, чем мужчины, и их доход на 30% ниже доходов мужчин. Женщины составляют 53% служащих национальных, региональных и местных органов. Около 70% врачей составляют женщины. Отметим, что медико-санитарный персонал относится к категории наименее оплачиваемого.

В Кыргызстане зарегистрировано более 200 неправительственных организаций, около 30% которых занимаются социальной защитой и облегчением бедности. С 1992 года происходит рост женского неправительственного движения, параллельно с которым стали развиваться гендерные исследования. С 1996 года проводятся гендерные экспертизы законодательства. Разработана и принята национальная программа по улучшению положения " Аялзат". С 1997 года в Кыргызской Республике работает межведомственная группа по гендерным вопросам, с 1998 года - Национальный общественный совет по гендерной политике. В 1999 году в Кыргызстане издано руководство по гендерному обучению - " Гендер на повестке дня".

В Республике Таджикистан при поддержке бюро ПРООН " Гендер. Женщины в развитии" разработан национальный план действий по выполнению Пекинской платформы, который одобрен правительственным постановлением. В Таджикистане начата работа с Государственным комитетом по статистике по внедрению гендерно разделенной статистики.

Перейдем к Казахстану. На современном этапе развития Казахстану необходимо проведение серьезных исследований в области гендерных отношений, разработки научно-практических рекомендаций и законодательных актов по ликвидации существующих диспропорций между мужчинами и женщинами и преодоления, таким образом, гендерных стереотипов во всех слоях общества.

По данным Министерства юстиции на 13 февраля 1996 года было зарегистрировано 13 женских организаций и 18 организаций и объединений, созданных в целях защиты интересов детей и семьи. В целом же, активность женского движения в настоящее время в Казахстане невелика. Деятельность женских объединений ограничивается, в основном, Алматы; за пределами которой женские объединения не играют большой роли и в основном отсутствуют. Большинство женских объединений занято решением социальных вопросов, в том числе многодетных семей, матерей-одиночек, женщин-инвалидов и др.

Согласно данным публикаций лидеров женских неправительственных организаций, Казахстан не выделяется особыми успехами в преодолении неравенства женщин. Представительство женщин в высших эшелонах власти, как и во всех структурах социальной элиты, составляет не более 5-6%. Численность низкоквалифицированных работниц вдвое превышает этот показатель у мужчин, в то время как образовательный уровень женщин на 8-10% выше. Среди безработных около 70% - женщины. К тому же немаловажной проблемой является здоровье женщин. Две трети женщин страдают анемией, отмечается рост рака молочной железы и увеличение смертности от этого заболевания. Для поддержки женщин-предпринимательниц, занимающихся производственной деятельностью, открыта кредитная линия. Как правило, женская проблематика объединяется в один ряд с проблемами семьи, детей и молодежи.

Изучение женской проблематики намного выиграло от поддержки таких организаций как ЮНЕСКО и Международный исследовательский учебный институт для развития женщин при ООН. В Республике Казахстан функционирует бюро при ООН " Гендер и развитие", которым было проведено исследование по изучению современного состояния национальной гендерной статистики. В 1997 году впервые представлен " Отчет о положении женщин Казахстана". С 1999 года выпускается статистический сборник, где наглядно отражаются все аспекты гендерного равенства в Казахстане. В 2000 году в Интернете открылся Web-сайт женских неправительственных организаций Казахстана, который является первым сайтом гендерной направленности в центрально-азиатском регионе. При поддержке ТАСИС издан сборник конвенций " Права женщин. Основные международные документы". В Казахстане разработан Национальный план действий по улучшению положения женщин, который содержит 105 мероприятий, из них половина выполнена или находится в стадии исполнения.

Таким образом, деятельность женщин во многих сферах общественной жизни, в том числе для них полностью закрытых два века назад, приобрела всеобщий характер. Вместе с тем приходится признать, что эти глобальные перемены в гендерной структуре общества носят скорее институциональный характер. Объективное общественное положение женщины изменилось мало: дискриминация из открытой стала скрытой. Она обнаруживается на уровне гендерного анализа сфер занятости, распределения, власти и социального статуса полов, что видно из различных докладов по гендерным исследованиям.

Целью изучения гендерных исследований было и остается углубленное понимание общественной роли женщин в истории и современном мире, оценка их вклада в достижения человечества. Считаем, что в современном обществе необходимо активнее заниматься гендерными исследованиями, для чего следует разработать концепцию гендерного образования, которое определит точное место гендерных исследований в системе знаний, учитывая при этом их подлинное теоретическое и практическое значение для транзитных обществ, какими являются страны Евразийского экономического сообщества.

 

 

61 Что есть глобализация [194]

Спорят и рассуждают об этом феномене много (есть даже целый институт проблем глобализации), а в подтверждение его реальности выдвигают, главным образом, четыре соображения:

1) мир становится единым в смысле информационном, в любой точке мира вы подключаетесь к интернету и получаете нужную информацию – и обратно: нечто, произошедшее где угодно, становится тут же известным везде, где угодно;

2) мир становится единым (или почти единым) в смысле финансовом, вы можете, не сходя с места, совершить сделку в любой точке мира, а попав в другую страну – обменять одну валюту на другую или использовать электронные деньги;

3) мир становится единым в смысле разделения труда в процессе создания промышленных и всех иных продуктов, транснациональные корпорации обеспечивают занятость населения, независимо от страны проживания;

4) мир становится единым в смысле быстрого и легкого достижения любой точки земного шара с помощью современных транспортных средств: тринадцать часов полета, и вы хотите – в Нью-Йорке, хотите – на Камчатке.

Отсюда делается вывод о неизбежном полном единстве мира, о его столь же неизбежной конечной однополярности и о существовании некоего единого, якобы, человечества, которому, ясное дело, просто необходим единый центр управления – единое мировое правительство (претендент на роль управляющего центра особо не прячется). Нам внушается мысль, что глобализация неотвратима и необратима и что финал ее – «конец истории» – именно таков, как сказано выше.

Но так ли это все на деле? Нет, не так. Для того, чтобы понять это, надо воспарить над современностью и окинуть взором довольно значительный период истории.

Давайте задумаемся и вспомним: а разве раньше никогда не было такого феномена, как глобализация? Разве впервые перед нами разворачивается некий глобальный проект? Конечно же, в истории человечества бывали и раньше глобальные проекты, и далеко не один раз. Просто все дело в том, что представления о Земле были другими, они менялись со временем, и претензии на глобальность, соответственно, тоже менялись не один раз.

Первый глобальный проект развернулся при Александре Македонском (356-323 до н.э.). Тогда никто еще не ведал и не подозревал, что Земля – круглая, что на свете есть материки Америка и Австралия, о Китае тоже никто еще не имел представления (первое объединение Китая под властью Цинь Ши-хуанди было еще впереди, а большое государство Западная Хань создано лишь в середине первого века до н.э.). Ясно, что никто и не стремился взять под контроль эти регионы. Более того, не все вообще открытые эллинами земли интересовали глобалистов того времени. Ибо под словом «мир» подразумевалась лишь «ойкумена» – очеловеченное, окультуренное человеком пространство. Отправляясь в свой поход, Александр заключил мир с кельтами, скифами, фракийцами и трибаллами. Он отлично знал об их существовании, но интереса к их землям, лежащим на севере, не питал никакого: это были дикие земли, заселенные, с его точки зрения, недочеловеками – зачем было туда двигаться? Ни чести, ни славы, ни реальных драгоценных приобретений, ни культурных открытий. Контроль над миром в то время подразумевал исключительно контроль над древними культурными государствами – и именно туда устремил свои войска Александр: Персида, Египет, Сирия, Палестина, Вавилония, Месопотамия, Сузиана, Парфия, Мидия, Ариана, Согдиана, Бактрия (эллины дошли до Ходжента, Самарканда, Кандагара) и, наконец, венец стремлений – Индия. Вот что такое была пресловутая «ойкумена», вот на что замахнулся Александр, вот каков был масштаб первого глобализационного проекта в истории человечества!

Надо сказать, Александр во многом преуспел. На большей части территории, завоеванной его войсками, на добрых триста лет установился период так называемого «эллинизма», когда ментальной доминантой стала эллинская культура, наука, философия, религия, а административное и военное устройство копировало греческие аналоги. Яркий пример – Египет, где даже династия фараонов Птолемеев, основанная соратником Александра, просуществовала вплоть до Клеопатры, утвердив свой трон в городе, не случайно названном Александрией.

На смену Эллинскому пришел новый глобализационный проект – Римский. К тому времени представления о мире, в том числе окультуренном, весьма расширились (хотя Землю по-прежнему считали плоской), и в сферу латинских амбиций – pax Romana – попали уже и те территории, на которые не приходило в голову позариться Александру: Иберия, Галлия (Циз- и Трансальпинская), Фракия, Германия, Паннония и даже далекий туманный Альбион с Каледонией. Вершиной римского глобализационного проекта стал 146 г. до н.э., когда одновременно пали Карфаген, с которым шла война за мировое господство, и Коринф – последний независимый центр былого эллинского величия. Недаром именно в те годы греческий историк Полибий, заложником живший в Риме, выдвинул идею «всемирной» или «универсальной» истории.

Глобализационным был и Исламский проект в виде Арабского халифата, захвативший территорию размером примерно с империю Александра. Покушались и на большее, на Запад (Испанию так-таки захватили), но наткнулись на сильного противника и вынужденно остановились.

Не меньшими были глобальные претензии Империи франков, но у них было существенно меньше сил, чем у арабов (сарацинов).

О господстве над всем миром мечтали Чингисхан и Тамерлан. Монголам мало было покорить великий Китай и всю Сибирь, они намеревались подчинить себе и Европу, уже преуспевали в этом, и только случай остановил это намерение. Но до земель, на которых некогда раздавались шаги македонской фаланги, они-таки дошли. И Среднюю Азию и даже Индию (в отличие от Александра) покорили. Сомневаться в глобальных претензиях Монгольского проекта не приходится.

А разве не глобальным был некогда замах Священной Римской империи германской нации, включивший в себя не только Испанию, Нидерланды и многие иные страны Центральной и Западной Европы, но и открытую уже к тому времени Латинскую Америку и земли Карибского бассейна?

А Испанский глобальный проект, пришедший на смену Священно-Римско-имперскому в результате ухода со сцены Карла V?

А разве можно забыть Английский (Великобританский) глобальный проект, соперничавший с Испанским до 1588 г. (крушение Великой Армады), а затем, уже в XIX веке, вобравший в себя не только Северную Америку, Австралию, Новую Зеландию, Индию, но и далекие Танганьику и Фолклендские острова, замахивавшийся на Афганистан, Персию, Азербайджан, Южную Африку и Китай? К этому времени основные географические открытия были уже совершены и претензии на мировое господство стали глобальными уже в современном смысле слова. Эти претензии у англичан де-факто погасли в ходе Второй мировой войны, но угольки тлеют до сих пор.

На каком-то отрезке времени Французский глобальный проект затмил Английский; Наполеон, как когда-то Александр, намеревался покорить весь мир и ради этого не только растоптал всю Европу, но завоевал Египет, Сирию, Магриб, отправился в заснеженную Россию…

Мировое господство грезилось и Вильгельму Гогенцоллерну, и Адольфу Гитлеру, оформляя глобализационную мечту немцев.

А Советский проект? Вспомним – в гербе СССР, в самом центре, находился именно земной шар: таков был истинный масштаб коммунистического проекта, всем открытый напоказ. И вся советская утопическая литература, включая диссидентствующих фантастов Стругацких, внушала читателю: ну конечно же, само собой, будущее человечество будет единым (коммунистическим, разумеется), и управлять всем миром будет единое, мудрое и справедливое правительство, в котором будут достойно представлены все народы. Разве мы это забыли?

Сегодняшний проект глобализации (читай: мирового господства) однозначно связан с Соединенными Штатами Америки. Именно эта страна, оставшись на какое-то время единственной сверхдержавой после крушения СССР, пытается сегодня подобрать под себя весь мир, открыто заявляя о том, что имеет свои интересы везде и всюду, в каждом уголке Земли. «Последним сувереном» назвал ее поэтому Бжезинский, не подозревая, что суверен-то как не первый, так, конечно же, и не последний.

Можно было бы перечислять и далее, вспомнив, к примеру, тысячелетнюю империю майя, завоевания инков или турок (сельджуков и османов) и других народов, которым не дано было ни столько сил, ни такого кругозора, чтобы отметиться в истории так, как это сделали вышереченные. Но дело не в том, чтобы скрупулезно перечислить все подобные попытки. Дело в том, чтобы ответить на вопрос: ставит ли современный американский глобализационный проект точку в данном процессе. Вправду ли нас уже посетил конец истории. Или перед нами – лишь многоточие.

Коль скоро мы постигли, что глобализация есть процесс постоянно действующий, циклический, в котором один цикл идет на смену другому, мы можем выделить в нем пять закономерностей, которые помогут прояснить этот вопрос.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал