Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституционные источники.
Нормы конституционного права сосредоточиваются в правовых актах, имеющих различные юридические формы. Эти акты выступают в качестве источников отрасли конституционного права. В науке конституционного права существуют различные позиции относительно значения термина «источник конституционного права». Под источниками конституционного права понимаются акты содержащие юридические нормы, направленные на регламентацию правоотношений, составляющих предмет конституционного права. В отличие от источников науки конституционного права, источниками отрасли являются только действующие на данный момент нормативные акты. Причем, если часть из них являются безусловными источниками (Конституция РФ, конституции субъектов Федерации, федеральные конституционные законы), то другая часть выступает в качестве источников лишь в случае наличия в них конституционно-правового содержания (федеральные законы, подзаконные акты, международные договоры и т.д.). Форма тех или иных источников конституционного права позволяет распределить их на определенные группы, в совокупности образующие систему источников. По мнению О.Е. Кутафина, источники конституционного права можно разделить на федеральные, федерально-региональные, региональные, регионально-местные и местные. Кроме того», он выделяет в качестве отдельного источника конституционный обычай. Такое деление позволяет глубже уяснить юридическую природу источников, механизм их реализации, а также их соотношение внутри системы. Систему источников конституционного права можно условно поделить на следующие семь групп: конституционные, законодательные, подзаконные, судебные, договорные, международные и локальные источники. В четырех первых группах выделяются, кроме того, по две подгруппы: федеральные и региональные источники. Наиболее значимыми источниками отрасли являются конституционные. Они носят учредительный характер и обладают наивысшей юридической силой по сравнению со всеми остальными нормативными актами. В качестве федерального конституционного источника выступает Конституция РФ. К числу региональных конституционных источников относятся конституции российских республик и уставы краев, областей, городов федерального значения и автономий. Федеральная Конституция. Конституция РФ 1993 г., как и все предыдущие российские конституции, провозглашена в качестве акта высшей юридической силы. Однако действующая Конституция в отличие от всех прежних является актом прямого действия. Ее нормами надлежит руководствоваться при рассмотрении конкретных дел в судах, в исполнительно-распорядительных органах и т.д. Прямое действие Конституции, несомненно, является большим достижением российской правовой системы в целом и российского конституционного права в частности. Применение конституционных норм прямо и непосредственно не исключает применение в дополнение к ним имеющихся нормативных актов более низкого уровня, развивающих нормы Конституции. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. подчеркнуто, что судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия. Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности, когда: а) закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения; б) суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей; в) суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции; г) закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует. В случаях, когда статья Конституции Российской Федерации является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Региональные конституции и уставы. Конституция (устав) субъекта Федерации — основной закон, обладающий высшей юридической силой в системе законодательства субъекта Федерации, принимаемый в установленном федеральной Конституцией порядке, определяющий статус субъекта Федерации и регламентирующий вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией РФ. В отличие от республик, изначально обладавших правом принимать собственные конституции, края, области, города федерального значения и автономии получили право принятия своих уставов относительно недавно. Данные источники включают в себя нормы, регламентирующие правовой статус того или иного субъекта Федерации, права, свободы и обязанности граждан, проживающих на соответствующей территории, порядок образования и полномочия региональных государственных органов и органов местного самоуправления. И конституции республик, и уставы остальных субъектов, по сути, равнозначные юридические документы учредительного характера, регламентирующие схожие общественные отношения. В связи с этим, а также учитывая закрепленный в федеральной Конституции принцип равноправия всех субъектов, следует констатировать, что оба вида данных документов однотипны и выступают в качестве основных законов тех или иных регионов. Вместе с тем существуют некоторые различия между ними. Так, их отличает собственно название, порядок принятия. Если для республик федеральная Конституция не устанавливает порядок принятия их конституций, и, следовательно, они вправе принимать свои конституции любым приемлемым для себя путем (референдумом, парламентом, специально учрежденным органом), то для других субъектов в Конституции РФ способ принятия их уставов прямо закреплен. В ее ч. 2 ст. 66 зафиксировано, что устав принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Федерации, Рассматривая дело о проверке конституционности ряда положений Устава — Основного Закона Читинской области, Конституционный Суд РФ в постановлении от 1 февраля 1996 г. отметил, что из ст. 66 Конституции РФ вытекает, что уставом, определяется статус области. Следовательно, устав занимает особое, а именно высшее, место в иерархии нормативных актов, принимаемых законодательным органом области. В то же время федеральная Конституция обладает высшей юридической силой на территории всего государства и региональные конституции и уставы не могут противоречить Конституции РФ. Не могут они противоречить и другим федеральным законам, принятым в пределах федеральной компетенции.
|