Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состояние российского законодательства






Сегодня в России не существует единого нормативного правового акта, который бы создавал механизм реализации права граждан на информацию. Нормы, закрепляющие право на доступ к информации и порядок такого доступа, можно сказать, разбросаны по всему законодательству Российской Федерации[2].

Одним из инструментов реализации права граждан на получение информации о деятельности власти являются средства массовой информации. Не случайно по ложения ст. 38 Закона РФ «О средствах массовой информации»[3] устанавливают право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. В ст. 39 и 40 Закона редакциям СМИ предоставляется право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, должностных лиц. В соответствии с Законом отказ в предоставлении информации возможен только в том случае, если она содержит государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.

В 1993 году был издан Указ Президента РФ «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию»[4], провозгласивший принцип информационной открытости деятельности государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц. Указ 1993 года, изменения в который вносились вплоть до 1 сентября 2000 года, представляет собой, с одной стороны, характерный рецидив указного права, а с другой — декларацию, не предусматривающую конкретные механизмы реализации и ответственность. Кроме того, Указ почему-то не распространяет декларируемый им принцип информационной открытости на органы местного самоуправления. Наконец, вызывает сомнения соответствие содержания Указа его названию, поскольку речь в нем идет не столько о дополнительных гарантиях права граждан на получение информации от органов государственной власти и о соответствующих обязательствах государственных служащих, сколько о возложении на средства массовой информации обязанности освещать деятельность органов государственной власти.

Принятый в 1995 году Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»[5] закрепил право доступа физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам. В данном законе особо оговаривается, что за исключением специально предусмотренных законом случаев владельцы информационных ресурсов не вправе требовать обоснования необходимости получения запрашиваемой информации. При этом все пользователи информации (граждане, общественные объединения, органы государственной власти и органы местного самоуправления) наделяются равными правами доступа к государственным информационным ресурсам.

Закон «Об информации…» закрепил и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления создавать общедоступные информационные ресурсы по вопросам собственной деятельности и функционирования подведомственных им организаций, а также осуществлять в пределах своей ком петенции массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес. В п. 4 ст. 12 Закона сказано, что органы государственной власти обеспечивают условия для оперативного и полного предоставления пользователю документированной информации. Предусмотрена возможность обжаловать в суде отказ в доступе к открытой информации или предоставление заведомо недостоверной информации, а также право на возмещение понесенного ущерба лицам, которым было отказано в доступе к информации, и лицам, получившим недостоверную информацию. По смыслу ст. 24 Закона рассмотрение споров о необоснованном отнесении информации к информации с ограниченным доступом отнесено к компетенции суда.

Ст. 5.39 Кодекса об административных правонарушениях от 30.12.2003 (ред. от 23.12.2003) устанавливает ответственность за неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредоставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации. На должностных лиц, признанных виновными в совершении указанных противоправных деяний, возлагается ответственность в виде административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Наиболее часто запрашивается экологическая информация. Федеральные законы «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ[6] и «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ[7] предусматривают право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановке, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. При этом особо оговариваются права субъектов предпринимательской деятельности в области получения информации. Ст. 8.5. КоАП предусматривает ответственность за сокрытие или искажение экологической информации в виде административного штрафа, налагаемого на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда. Правительство России 12 февраля 2003 года приняло Постановление № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности

Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти». Согласно Постановлению федеральные органы исполнительной власти обязаны обеспечить доступ граждан и организаций к информации о своей деятельности, за исключением сведений, отнесенных к информации ограниченного доступа, путем создания информационных ресурсов в соответствии с перечнем, утвержденным настоящим Постановлением, и размещения их в информационных системах общего пользования.

Следует иметь в виду, что нормативные правовые акты, закрепляющие права граждан по производству, распространению, поиску, получению и передаче ин формации, принимаются и на уровне субъектов Российской Федерации. Можно даже говорить об опережающем характере регионального законодательства в сфере регулирования информационных правоотношений.

Так, в Волгоградской области принят Закон от 28 января 2003 года № 782-ОД «О порядке предоставления информации органами государственной власти Волгоградской области»[8]. Он во многом повторяет положения принятого в 2002 году Закона Калининградской области «О порядке предоставления информации органами государственной власти Калининградской области»[9]. При этом калининградский закон содержит отдельную главу, в которой устанавливается порядок предоставления документов и материалов на основании запроса.

Владимирская область пошла по пути законодательного закрепления порядка доступа к информации, касающейся отдельных направлений деятельности органов власти. Так, в 2003 году был принят Закон «О порядке информирования граждан, их объединений и юридических лиц о градостроительной деятельности на территории Владимирской области»[10].

Закон города Москвы от 24 октября 2001 года «Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы»[11] определяет перечень информационных ресурсов, находящихся в собственности г. Москвы, их правовой режим, а также порядок их формирования. Обратим внимание на определенный в Законе перечень социально значимой информации, доступ к которой осуществляется бесплатно[12]. Закон также предусматривает получение информации за плату. Однако до сих пор получение платной информации из информационных ресурсов правительства г. Москвы затруднено — в частности, из-за отсутствия утвержденных базовых тарифов по предоставлению информации.

Постановление Правительства Москвы от 7 октября 2003 года «Об обеспечении доступности информации о деятельности Правительства Москвы, городских органов исполнительной власти и городских организаций»[13] утверждает перечень предприятий города, для которых создание и ведение информационных ресурсов является обязательным, также утверждается перечень сведений о деятельности Правительства Москвы и комплексов городского управления, подлежащих обязательному размещению в общедоступных информационных ресурсах в сети Интернет.

Анализ российского законодательства показывает, что система нормативного обеспечения права на информацию у нас до сих пор не разработана. Из-за отсутст вия специального закона, регламентирующего универсальный порядок доступа к информации и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по его обеспечению, отдельные положения, в той или иной мере регулирующие право на информацию, рассредоточены в самых разных федеральных законах, законах субъектов Федерации, подзаконных актах, ведомственных инструкциях. При этом большинство указанных положений либо декларативны, либо носят отсылочный характер, а самое главное — не содержат конкретного механизма реализации и ответственности. Достаточно сказать, что вопросы, связанные с обращениями граждан в органы власти, до сих пор регулируются лишь подзаконным актом, принятым к тому же еще в советские времена. Это Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года № 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»[14]. Такое состояние законодательства не отвечает задачам национального развития.

Необходимо законодательно урегулировать ряд принципиально важных вопросов, определив:

1) состав информации, подлежащей обязательному обнародованию органами государственной власти и органами местного самоуправления;

2) основания, порядок и ограничения для отнесения той или иной информации к информации для служебного пользования;

3) порядок и способы предоставления органами государственной власти и органами местного самоуправления информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;

4) закрепление обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять информацию по обращениям граждан;

5) четкие правила и процедуры предоставления информации органами государственной власти и органами местного самоуправления по обращениям граждан;

6) ответственность должностных лиц за непредоставление информации, неполное предоставление информации, дезинформацию, которые повлекли нарушения прав граждан.

Содержание и порядок реализации конституционного права на выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.

Регулируется Федеральным законом " О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в РоссийскуюФедерацию" от 15 августа 1996 г. В соответствии с этим законом каждый может свободно выезжать запределы Российской Федерации. Гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в РоссийскуюФедерацию. Граждане РФ, выехавшие на постоянное жительство за границу, при возвращении в Россию напостоянное жительство или на определенный срок пользуются на общих основаниях всеми правами, гарантированными законодательством Российской Федерации, и несут соответствующие обязанности.Выезд гражданина РФ из России не влечет для него, его супруга или близких родственников каких-либоограничений прав, гарантированных законодательством РФ и ее международными обязательствами. Однакоправо гражданина РФ на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено при наличииоснований, предусмотренных Федеральным законом " О порядке выезда из Российской Федерации и въездав Российскую Федерацию". Выезд из России и въезд в Россию граждане РФ осуществляют подействительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределамиее территории.

Основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которымграждане РФ осуществляют выезд из России и въезд в Россию, признаются: паспорт; дипломатическийпаспорт; служебный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка). Паспорт выдаетсягражданину Российской Федерации, как правило, органом внутренних дел по месту его жительства. Вслучаях, предусмотренных Правительством РФ, паспорт может быть оформлен и выдан Министерствоминостранных дел Российской Федерации (например, лицам, выезжающим в служебные командировки). Запределами территории Российской Федерации паспорт гражданину РФ выдается дипломатическимпредставительством или консульским учреждением в стране пребывания. Дипломатический паспортвыдается МИД России гражданам РФ, которые при выезде за пределы Российской Федерации дляисполнения возложенных на них служебных обязанностей обладают дипломатическим иммунитетом.Членам семьи гражданина РФ, имеющего дипломатический паспорт и командированного в официальноепредставительство Российской Федерации за рубежом, если они следуют вместе с ним, также выдаетсядипломатический паспорт. Гражданину РФ, не обладающему дипломатическим иммунитетом ивыезжающему за пределы Российской Федерации в служебные командировки, в порядке, предусмотренномзаконодательством, на срок до пяти лет выдается служебный паспорт. Дипломатический паспорт ислужебный паспорт являются собственностью Российской Федерации и после завершения срока служебнойкомандировки за пределы ее территории подлежат возврату в организацию, направившую гражданина РФ вэту командировку. Паспорт моряка (удостоверение личности моряка) является действительным документомдля выезда из России и въезда в Россию на судне, в судовую роль которого включено данное лицо.Владелец паспорта моряка (удостоверения личности моряка) имеет право также выезжать из России ивъезжать в Россию любым другим видом транспорта в индивидуальном порядке при наличиисоответствующего документа о судовой роли этого лица. Гражданину Российской Федерации со дня егорождения и до достижения возраста 18 лет паспорт выдается по письменному заявлению хотя бы одного изродителей, усыновителей, опекунов или попечителей, если иное не предусмотрено законом.Несовершеннолетний гражданин РФ, как- правило, выезжает из России совместно хотя бы с одним изродителей, усыновителей, опекунов или попечителей. В случае выезда из страны без сопровождения ондолжен иметь при себе, кроме паспорта, нотариально оформленное согласие указанных лиц на выезд изРоссийской Федерации. В случае, если несовершеннолетний гражданин выезжает из Российской Федерациина срок свыше трех месяцев, это согласие должно быть также заверено органами опеки и попечительства впорядке, установленном законодательством. В случае, если один из родителей, усыновителей, опекунов илипопечителей заявит о своем несогласии на выезд из России несовершеннолетнего гражданина РФ, вопрос овозможности его выезда из страны разрешается в судебном порядке.

Содержание и порядок реализации конституционной обязанности защиты Отечества.

Конституция РФ объявляет защиту Отечества " долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации" (ст. 59). В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения. Но защита Отечества и несение военной службы - это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина " встать под ружье" в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации. Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных Сил РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории РФ для участия в миротворческой деятельности. Федеральный закон " О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности" от 23 июня 1995 г. предусматривает, что военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (ст. 8). Граждане несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Закон о воинской обязанности и военной службе от 11 февраля 1993 г. установил, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту.

Альтернативная служба может осуществляться в медицинских и других учреждениях, о чем должен быть принят федеральный закон. Отсутствие закона, который бы определял условия и порядок замены военной службы альтернативной гражданской службой, создает препятствия для полного осуществления гражданами их конституционного права, прежде всего, применительно к случаям, которые согласно ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации должны устанавливаться именно в нем.

 

48. Гражданство: понятие, общая характеристика. Гражданство и подданство. Гражданство как общественная ценность.

Гражданство устойчивая политико-правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях. Гражданство является одним из институтов конституционного права и находит свое закрепление в Конституции (основном законе) государства и иных нормативно-правовых актах.

Граждане и подданные. В конституционном праве зарубежных стран употребляются два термина: гражданство и подданство. Гражданство характеризует принадлежность лица к определенному государству, его устойчивую правовую связь со своим государством, которая порождает, с одной стороны, определенные права и обязанности лица по отношению к государству (например, право на равный доступ к государственной службе и обязанность платить налоги), а с другой — права и обязан­ности государства по отношению к гражданину (например, право соот­ветствующих государственных органов разрешать или не разрешать массовые уличные политические демонстрации, обязанность защищать право личной собственности). Гражданство предполагает двухсторон­ние связи, двухсторонние права и обязанности и личности, и государ­ства.

Гражданству как правовому состоянию близко подданство – тоже состояние принадлежности индивида своему государству. Термин «подданство» отражает лич­ную связь человека с монархом («подданный его величества»). Между понятиями «гражданин» и «подданный» есть отличие, которое заключается в степени и характере принадлежности. Подданство как институт, присущий государствам с монархической формой правления, означает крайнюю степень принадлежности. Подданный наделяется определенным объемом прав и свобод, обязанностей, но не является субъектом власти в своей стране. Гражданство же представляет собой состояние взаимной принадлежности: не только индивид принадлежит государству, но и государство принадлежит гражданам. Граждане являются «собственниками» своего государства.

Главная отличительная особенность гражданства как индивидуального правового состояния – наличие у лица статуса субъекта верховной власти в составе народа (коллектива граждан).

В развитых странах в последние десятилетия оба термина употребляются как равнозначные, а вместо подданства все чаще используется термин «гражданство». Большинство населения в странах мира составляют граждане. Граждане государства бывают неодинаковы по своему положе­нию. Различаются урожденные в данной стране и натурализованные граждане, т.е. принятые в гражданство в соответствии с установленной законом процедурой..

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал