Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 5. Деятельность.Стр 1 из 2Следующая ⇒
1. Проблема деятельности в отечественной психологии. Соотношение внешней и внутренней деятельности. Интериоризация. Основные виды деятельности. 2. Структура деятельности.
1. В отечественной психологии разработан деятельностный подход к пониманию развития и функционирования психики (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн). Основная идея теории деятельности может быть обозначена словами Гете: «в деянии начало бытия»! Т.е. психика развивается на основе изначально практической деятельности. «Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется, он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого» (С.Л.Рубинштейн). Любая деятельность представлена в единстве двух сторон внешней – предметно-практической и внутренней – психической. Между ними осуществляются взаимопереходы.
интериоризация Внешняя Д внутренняя Д практическая экстериоризация психическая
Интериоризация – процесс перехода внешней деятельности во внутреннюю, может рассматриваться как наиболее общий механизм развития психики. Деятельность развивается, ее развитие приводит к образованию новых видов деятельности. А.Н.Леонтьев описал механизм развития деятельности – сдвиг мотива на цель. Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е. сама становится мотивом. Примером могут служить такие случаи, когда ученик начинает охотно заниматься каким-нибудь предметом потому, что ему доставляет удовольствие общение с любимым учителем. Но со временем оказывается, что интерес к данному предмету углубился и школьник продолжает заниматься этим предметом уже ради него самого и, может быть, даже выбирает его в качестве своей будущей специальности. Каково внутреннее содержание этого таинственного и в то же время столь жизненно важного процесса - превращения цели в мотив? Ю.Б.Гиппенрейтер в своей книге «Введение в общую психологию» приводит художественное описание рассматриваемого механизма в эссе Стендаля " О любви", где автор обозначает его как процесс " кристаллизации". Стендаль сравнивает процесс зарождения чувства любви с тем, что происходит с предметом, когда он попадает в перенасыщенный раствор соли (в знаменитые зальцбургские копи): если это, например, сухая ветка, то она покрывается кристаллами соли и через некоторое время, извлеченная из воды, приобретает вид драгоценности, сияющей алмазами. " То, что я называю кристаллизацией, есть особая деятельность ума, - пишет Стендаль, - который из всего, с чем он сталкивается, извлекает открытие, что любимый предмет обладает новыми совершенствами". Если перевести метаформу Стендаля на язык научных понятий, то процесс кристаллизации можно представить себе как процесс " выпадения" положительных эмоций на предмет (или цель) деятельности. Если процесс накопления положительных эмоций вокруг данного предмета идет достаточно интенсивно, то наступает момент, когда он (этот предмет) превращается в мотив. Если снова воспользоваться метафорой, то можно сказать, что сначала предмет " отражает свет" (положительные эмоции) от других мотивов, а с какого-то момента начинает " светиться" сам, т. е. сам становится мотивом. Важно подчеркнуть, что превращение цели в мотив может произойти, только если накапливаются положительные эмоции: например, хорошо известно, что одними наказаниями и принуждениями любовь или интерес к делу привить невозможно. Итак, предмет не может стать мотивом по заказу даже при очень горячем желании. Он должен пройти длительный период аккумуляции положительных эмоций. Последние выступают в роли своеобразных " мостиков", которые связывают данный предмет с системой существующих мотивов, пока новый мотив не входит в эту систему на правах одного из них. (Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, 2002)
Основные виды деятельности: Игра – направлена на процесс, удовлетворяющаяся процессом деятельности. Учение – направлено на освоение способов освоения деятельности, самосовершенствование субъекта. Труд – направлен на получение результата в виде социально значимого продукта.
|