Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Европейская цивилизация в эпоху классического и позднего Средневековья






В X – XIII века в Западной Европе окончательно сложился новый общественный и политический уклад, произошло образование основных европейских государств, большинство из которых существует и сегодня. Во всех этих странах господствовал феодализм.. Главными чертами феодализма считали: раздробленность политической власти, отсутствие гражданского правопорядка, соединение политической власти с земельной собственностью, иерархическое соподчинение членов господствующего класса (система вассалитета).

Каждый член общества принадлежал к определенному сословию. Каждое сословие должно было заниматься своим делом. Основные сословия составляли: феодалы, духовенство, крестьяне. Феодал–рыцарь сражался и защищал страну и свои владения. Служители церкви молились за всех, представляя мирян перед Богом. Крестьяне трудились, обеспечивали существование как свое, так и других сословий, были поставлены в поземельную или личную зависимость от феодалов.

В политическом плане государства характеризуются феодальной раздробленностью, основа которой таится в экономических причинах: хозяйство феодальных государств носило натуральный характер, когда отдельные районы страны могли жить самостоятельно, не нуждаясь друг в друге. Отсутствие экономических связей привело к ослаблению связей политических. Запутанность династических и наследственных отношений нередко приводила к тому, что феодал мог, имея несколько владений, оказаться вассалом двух сюзеренов, что давало ему свободу действий в случае войны между ними. В то же время условно пожалованные феодалам земли стали рассматриваться ими как полная и безраздельная собственность, которая не связывала их никакими обязательствами. Сил у королевской власти изменить положение вещей и ограничить власть феодалов не было. Король рассматривался ими как первый среди равных. Поэтому период феодальной раздробленности характеризуется непрерывной войной всех против всех, иногда вассалы вели войну против собственного короля.

Однако в этот период проявляются и другие тенденции: начинается бурное развитие городов, в них зарождается новое сословие – горожан, бюргеров или буржуа. Они объединены в ремесленные цехи или купеческие гильдии. Города сосредоточивают у себя значительные средства и стремятся освободиться от власти феодалов. Нуждаясь в постоянном притоке дополнительной рабочей силы, города явочным порядком устанавливают правило, по которому крестьяне, прожившие год в городе, становились свободными. Эти тенденции оживили экономические связи между различными регионами, втягивали крестьянские хозяйства в рыночные отношения.

В результате развития феодальной экономики, подъема городов и роста товарно-денежных отношений изменились формы феодальной эксплуатации, ослабла крепостная зависимость крестьян, появилось свободное городское население. Тем самым были созданы предпосылки для ликвидации феодальной раздробленности и централизации государственной власти. Этому способствовало также этническое сплочение населения - образование из отдельных племенных общностей феодальных народностей. Развитие товарно-денежных отношений, расцвет городов и городской культуры коренным образом изменили облик феодального общества. Зарождалась новая идеология – гуманизм, началось движение за реформу католической церкви, усилилась борьба народных масс против феодальной эксплуатации, вспыхивали грандиозные крестьянские и городские восстания.

Завершение централизации феодальных государств и переход к абсолютизму происходит в поздний период средневековья. Поднимающаяся буржуазия шла на битву с феодализмом (сперва в форме Реформации, позже в открытой политической борьбе) за установление своего господства.

Абсолютная монархия сыграла в европейских странах положительную роль в развитии национальной промышленности и торговли, а также в завершении политической централизации. Но осуществить подобные задачи она смогла только при наличии необходимых предпосылок – определенного уровня экономического развития и территориального сплочения. Именно такие предпосылки существовали в Англии и Франции, ставших уже в XVI веке централизованными национальными государствами. В Испании и Португалии королевская власть укреплялась в борьбе с арабами (маврами). Но зарождавшийся здесь капиталистический уклад был слаб и политическое объединение Испании не было завершено, абсолютизм не смог решить подобных задач в области хозяйственного развития и национально–территориального сплочения. В условиях таких территориально раздробленных стран, как Германия и Италия, абсолютизм мог утвердиться только в пределах отдельных территориальных образований. В Германии, например, корона Священной Римской империи, возникшая в 962 году, доставалась не по наследству, а в результате выборов, которые проводились среди семи наиболее значительных властителей страны, никто из которых не был заинтересован в усилении центральной власти. В Италии сохранению раздробленности способствовала политика римских пап, также не заинтересованных в создании сильного единого государства.

В странах Востока становление средневекового общества характеризовалось ростом производительных сил – распространялись железные орудия, расширялось искусственное орошение и совершенствовалась ирригационная техника, утверждался феодализм. В отличие от Европы в странах Востока и при развитом феодализме сохранялась государственная собственность на землю, продолжали существовать крупные государственные образования с централизованной системой управления. Различные итоги развития Запада и Востока обусловливались меньшей формой динамизма последнего. На Востоке феодальный уклад сочетался с первобытно-общинными и рабовладельческими отношениями, устойчивы были общинные формы общежития, сдерживавших дифференциацию крестьянства; преобладание государственной собственности и власти над частным землевладением и частной властью феодалов; безраздельная власть феодалов над городом, ослабляющая антифеодальные устремления горожан.

Противостояние Востока и Запада в эпоху средневековья все более принимало религиозную окраску, возрастала непримиримость представителей мусульманства и христианства друг к другу. Это нашло выражение в крестовых походах XI – XIII веков в Палестину – Святую землю.

В 1206 году создалось объединенное Монгольское государство, которое возглавил Темучин, провозглашенный великим ханом монголов с титулом Чингисхан, что означает правитель, имеющий всю полноту власти. Объединив монгольские племена, Чингисхан начал завоевывать соседние страны. Завоевав Северный Китай, монголы двинулись в Среднюю Азию. Покорив Среднюю Азию, монголы захватили Грузию, Азербайджан, затем вторглись на Северный Кавказ, потом в южно-русские степи. В 1223 г. на реке Калке произошло сражение, в котором русские и половецкие войска потерпели поражение.

Зимой 1237 года монгольские войска под предводительством хана Батыя (внука Чингисхана) начали завоевание русских княжеств. На долгие 240 лет Русь попала под монголо-татарское иго.

Монголы оказали большое влияние на судьбу многих народов и государств средневековья. Однако единое государство после смерти основателя (1227) было разделено на три Орды – Белую, Синюю, Золотую (Большую)

С конца VI века в Малую Азию стали проникать кочевые тюркские племена, к XI веку в результате смешения пришлых племен с местным населением сформировался новый народ – турки. Их религией стал ислам. Турки создали на территории Малой Азии несколько княжеств, которые признавали свою зависимость от Великих Сельджукидов, обосновавшихся в Багдаде. В XIII веке государство Сельджукидов после поражения от монголов распалось на несколько мелких владений. Одним из них стал править бей Осман. В конце XIII века Осман провозгласил независимость Османского государства, впоследствии принявшем название султаната.

Турки – османы стали последним могущественным соперником Византии. А вначале Византия оборонялась от натиска норманнов с севера, сельджуков с востока, латинских рыцарей в период четвертого крестового похода (1204 г.). С начала XIV в. все силы Византии уходили на борьбу за выживание. Не приводит к успеху и борьба южных славянских народов против турок. В 1389 году кровавая битва на Косовом поле заканчивается победой турок. В мае 1453 года пал Константинополь. Турки подвергли его страшному разграблению, обратив в рабство десятки тысяч людей. Константинополь был переименован в Истанбул и стал столицей Османской империи. Во второй половине XV в. Турция занимала большую территорию, включая Малую Азию и почти весь Балканский полуостров. В 1475 г. Турция захватила Крым и стала полным хозяином Черного моря, что нанесло ущерб торговле европейских государств с Востоком.

По политическому устройству Османская империя представляла собой феодальную деспотию. Султан обладал неограниченной государственной и духовной властью над подданными. С установлением турецкой власти покоренные народы (греки, армяне, болгары, сербы и др.) оказываются в крайне угнетенном состоянии, турецкое завоевание отрицательно сказалось на развитии экономики и культуры покоренных народов, вызвав застой и упадок. В нищету и варварство были ввергнуты прекрасные земли. Завоевателей и подчиненных разделяли не только этническое происхождение, но и религия. Христианское господство на Востоке было разрушено.

 

2 Возвышение Москвы и начало объединения русских земель в XIII – XV веках. Формирование единого государства

Еще в XII веке вследствие княжеских усобиц и половецких опустошений начинается упадок Киевской Руси, неурядицы киевской жизни вызывают передвижение населения от центра тогдашней Руси, Киева, к ее окраинам, с запада – на восток. Географические условия, особенности новых мест создают постепенно и новые черты в физическом типе переселенцев, и новые социально-экономические порядки в их быту, сформируют те особенности в населении, которые выделили его в самостоятельную великорусскую народность.

Киевская Русь из городской и торговой стала превращаться в Русь Владимиро-Суздальскую, в Русь сельскую, земледельческую. Владимирское княжество, где правили Юрий Долгорукий (1154 – 1157), Андрей Боголюбский (1157 – 1174), Всеволод Юрьевич Большое гнездо (1176 – 1212), становится одним из сильнейших на Руси. Город Владимир делается стольным городом. Татарское иго перенесло центр политической жизни Руси с запада к востоку.

Изменяется система княжений на Руси. Это выразилось в том, что князь на северо-востоке был не только политическим правителем, но и хозяином данного места. Старые вечевые города в лице бояр, аристократии потерпели поражение в борьбе с князьями. Князь становится не только верховным правителем в своем княжестве, но и собственником этой земли. Все общественные отношения во Владимиро-Суздальской Руси строятся теперь на принципе вотчинности власти. Устанавливается новый порядок: переход родовых княжеских отношений в семейно-вотчинные (так называемый удельный порядок, охватывающий XIII – XV века).

Удельный порядок – это переходный период, в нем нет еще государственного единства. Каждый князь – хозяин своего удела, будучи собственником, передает власть в своем княжестве своему старшему сыну. Великим Владимирским князем становится не тот, кто старший в роду, а тот князь, кто сильнее, кто сумеет добиться ярлыка на княжение в Золотой Орде. Таким образом, Владимирское княжество существует без особой династии, его присоединяют великие князья к своим личным уделам на период великого княжения.

Из удельного периода вышло Московское государство. Однако вначале московское княжество было до XIV века почти незаметно. Как маленький и новый город, Москва довольно поздно стала стольным городом самостоятельного княжества. Родоначальником его стал младший сын А.Невского – Даниил Александрович (1275 – 1303).

Поскольку добиться Великого владимирского княжения – это уже не право старшинства, как прежде, а сила удельного князя, постольку за владимирский престол шла постоянная борьба. В 1304 году такая борьба началась между тверскими и московскими князьями. Эта многолетняя кровавая распря закончилась победой московского князя Ивана Калиты (1328 – 1340), утвердившегося на великокняжеском престоле. С этого времени Великое княжение не выходило из рук московской династии. Начав с ничтожного удела, Москва за три десятка лет превращается в сильнейшее княжество.

Причины возвышения Москвы как политического центра таковы:

1 Географическое положение, давшее Московскому княжеству население и средства, поскольку переселенцы оседали на торговых путях.

2 Москва стала церковной столицей всей русской земли, ибо сюда переселился митрополит (сначала из Киева во Владимир, а затем из Владимира в Москву).

3 Личные способности первых московских князей, их политическая ловкость и хозяйственность, умение пользоваться обстоятельствами. Казалось бы, ордынская политика Ивана Калиты запятнала его сотрудничеством с завоевателями. Но за время его княжения Орда не получила ни одного преимущества, ни одной уступки. А Иван Калита добивался этих уступок от Орды:

- получил Великое княжение;

- добился преобладания над Тверью;

- купил ярлык на Ростов, Углич, Белоозеры, Галич, Димитров;

- добился долгого мира и свободы от баскаков и послов, закрепил право самостоятельно собирать дань;

- давал с помощью Орды отпор Литве, которая претендовала на роль объединителя всех восточно-европейских земель.

Не только при Иване Калите, но и при его сыновьях Семене Гордом (1341 – 1353) и Иване Красном (1353 – 1359) Москва начала решительно брать верх над другими княжествами.

4 Политическая близорукость ордынских ханов, которые не смогли своевременно заметить опасное для них усиление московского князя. Московское княжество усиливалось во многом благодаря поддержке ханов.

5 Отсутствие сильных соперников среди других княжеств, прежде всего Новгорода, где начались смуты в результате противоречия экономического устройства новгородской жизни политическому (охлократия прикрывала собой олигархию).

6 Возвышению Москвы способствовало сочувствие населения, измученного неурядицами в стране и ордынцами.

Последствия возвышения Москвы выразились в следующих фактах:

1 При князе Дмитрии Ивановиче (1362 – 1389) город Владимир становится вотчиной московских князей и, стало быть, великим князем отныне мог стать только московский князь.

2 Московский князь утвердил свое влияние среди других княжеств: суздальско-нижегородского, рязанского, тверского, новгородского.

3 При Дмитрии Ивановиче Русь впервые отважилась на борьбу против золотоордынского ига. Особенно большое значение имела Куликовская битва (1380 г.), которая дала толчок решительному народному объединению под властью одного государя – московского князя.

При преемниках Дмитрия Донского в XV веке окончательно оформляется русское государство, но не всегда этот процесс шел гладко. Продолжались столкновения, как с Ордой, так и с Литвой, продолжались междоусобицы, когда была последняя попытка вернуться к родовому принципу наследования власти (попытка брата Дмитрия Донского – Юрия и его сыновей, отнять власть у внука Дмитрия Донского – Василия II (1425 – 1462)).

И все-таки следует отметить, что московскими князьями двигали пока династические интересы, а не государственные. Московский князь не был государем, а был вотчинником. Другое дело, что эти личные интересы совпадали с государственными, с объективным общенациональным процессом, идеей национального государства.

Окончательно вопрос об объединении русских земель был решен при Иване III (1462 – 1505). Иван III превратился в единого государя целой народности. В 1478 году был присоединен окончательно Новгород, затем Тверь, Ярославль, Смоленск, Вятка. В ходе войн 1492 – 1494 гг., 1500 – 1503 гг. Москва возвращает себе исконные русские земли, захваченные Литвой – всего 19 городов, 70 волостей. Процесс объединения был завершен при сыне Ивана III – Василии III (1505 – 1533), когда на Руси не осталось более удельных княжеств. Удельные князья, сохранив за собой уделы уже только в качестве вотчины, превращались в подданных московского князя и не могли претендовать на державные права, служили московскому князю как простые бояре. Их участие в управлении, их отношения друг к другу стали строго регулироваться. Возник обычай местничества, как особый институт управления. Суть его в том, что постепенно все московские княжеские и боярские роды разместились в определенный порядок как по знатности происхождения, так и по времени их поступления на службу к московскому государю, исходя из которого боярин получал назначение на службу. Обычай местничества (отменен в 1682 году) консервировал старые, отжившие формы управления, отсюда была неминуема борьба боярства с московским государем.

В правление Ивана III произошло еще одно важное событие – в 1480 году закончилось монголо-татарское иго. Хан Ахмат попытался принудить русские земли к уплате дани, но московское войско преградило на реке Угре путь татарам. Месячное противостояние на Угре закончилось тем, что Ахмат так и не осмелился дать сражение и ушел в Орду.

Золотая Орда переживала кризис, начинался процесс ее распада. Позднее вместо Золотой Орды образовалось несколько ханств: Крымское, Астраханское, Казанское, Ногайское, Сибирское.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал