Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы классификации методовСтр 1 из 13Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятия «методология» и «метод»……………………………...3
2. Принципы классификации методов……………………………..5
3. Философские методы познания………………………………….6
4. Общенаучные методы эмпирического познания……………….9 4.1. Наблюдение…………………………………………………..9 4.2. Описание……………………………………………………..11 4.3. Измерение…………………………………………………….12 4.4. Эксперимент………………………………………………….15
5. Общенаучные методы теоретического познания……………....18 5.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному………………………………………………..19 5.2. Идеализация. Мысленный эксперимент…………………....20 5.3. Формализация. Язык науки………………………………...24
6. Общенаучные методы, применяемые и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях научного познания………………26 6.1. Аналогия……………………………………………………..26 6.2. Моделирование……………………………………………...27 6.3. Системный подход…………………………………………..29 6.4. Структурно-функциональный метод……………………….31
7. Общелогические методы познания……………………………..31 7.1. Анализ и синтез……………………………………………...32 7.2. Индукция и дедукция………………………………………..34 7.3. Метод абдукции……………………………………………...47 7.4. Статистические методы……………………………………..48 7.5. Логический и исторический методы……………………….53
Список литературы……………………………….………….……..55 1. ПОНЯТИЯ «МЕТОДОЛОГИЯ» И «МЕТОД» В научной литературе существует несколько подходов относительно определения понятия «методология». Во-первых, методология, начиная с Р. Декарта, долгое время рассматривалась лишь как учение о методах деятельности. Такое понимание методологии мы находим в трудах К. Маркса. Подобное толкование методологии огра-ничивало её предмет анализа методов и сформировало узкое понимание этого термина. Во-вторых, традиционно сложилось представление, что методология связана только с научной деятельностью. Но научная деятельность является лишь одним из специфических видов деятельности наряду с искусством, религией, философией. В-третьих, в гуманитарных и общественных науках в силу недостаточного уровня развития их теоретического аппарата в былые годы сложилась тенденция относить к методологии все теоретические построения, находящиеся на более высокой степени абстракции. В-четвёртых, некоторые авторы разделили методологию (имея в виду методологию науки) на два типа: 1) описательную – о структуре научного знания и закономерностях научного познания; 2) нормативную – прямо напра-вленную на регуляцию деятельности и представляющую собой рекомендации и правила осуществления научной деятельности. Очевидно, что речь идёт всего лишь о двух разных функциях методологии. В-пятых, в ряде работ последнего десятилетия стали формироваться группы специалистов, называющих себя «методологами», которые в различных регионах страны начали проводить «организационно-деятельностные игры» с коллективами работников, направленные на осмысление инновационной деятельности, и под методологией стали понимать определённый тип стратегии или общий метод создания компьютерных программ. Другими словами, стало формироваться новое направление – методология практической деятельности. В-шестых, в последнее время сформировалось понимание методологии как методологии науки. Данная трактовка сегодня практически принята всеми методологами. Таким образом, понятие «методология» ( в дословном переводе «учение о методе») рассматривается в двух основных значениях: 1) система определенных способов и приёмов, применяемых в той или иной сфере деятельности (науке, политике, искусстве); 2) учение об этой системе, общая теория метода. Как учение о методах и общая теория метода методология является областью философии, которая выполняет методологические функции по отношению к науке. Принято различать общую и частные методологии. Первая является областью философии, вторая – областью отдельных частных наук. В первой анализируются методы, общие для всех наук, во второй – для отдельных наук и групп наук. Таким образом, методология является многоуровневой и в соответствии с её уровнями можно выделить отдельные группы методов: философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные, междисциплинарные. Считается, что каждый уровень методологии обладает относительной автономией и не дедуцируется из других. Однако наиболее общий уровень методологии, т.е. философский, выступает в качестве базового для всех остальных. Наличие многоуровневой методологии связано с тем обстоятельством, что учёный, особенно в настоящее время, как правило, сталкивается с исключительно сложными познавательными конструкциями и ситуациями. Поэтому с очевидностью просматривается тенденция усиления методологических поисков в самой науке и отдельных её областях. Деятельность людей в любой её форме (научной, практической и пр.) определяется не только тем, кто действует (субъект) и на что она направлена (объект), но и тем, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть проблема метода. Метод (от греческого слова «методос» – путь к чему-либо) есть совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач. Другими словами, метод – это способ подхода к действительности. Ф. Бэкон, английский философ, основатель философии Нового времени и экспериментирующего естествознания, сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте. А Р. Декарт, французский философ, математик, естествоиспытатель, определял метод следующим обра-зом: «Под методом, – писал он, – я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых.... способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно». (Декарт Р. Избр. произв. - М., 1950. - С. 89). ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ Классификация методов чаще всего осуществляется по следующим ведущим критериям: 1) по степени общности и широте применения; 2) в зависимости от специфики изучаемого объекта; 3) по способу отношения субъекта к объекту познания. В первом случае мы все методы делим на всеобщие, общие и частные. Причем всеобщими методами являются философские методы диалектики и метафизики. К общим методам относятся общелогические и общенаучные методы. Общенаучные методы - это приемы познавательной деятельности, используемые во всех областях науки. Но при этом в отдельных науках они могут иметь специфику своего проявления, например, эксперимент в естествознании и в социальном познании будет иметь отличительные особенности, но тем не менее в принципе применим ко всем областям науки. Общелогические методы - это особые приемы мыслительной деятельности, которые распространяются на любой познавательный процесс, включая обыденное познание, научное познание и даже вненаучную познавательную деятельность. Среди них можно назвать анализ и синтез, индукцию и дедукцию. Эти приемы мышления вырастали из самой повседневной практической деятельности человека, но затем осмысливались философией, начиная со времен античности, и в настоящее время составляют фундамент мыслительных операций в познавательной деятельности человека на любом ее уровне. Частные методы – это методы отдельных наук, которые выработаны специально для той или иной отрасли науки. Во втором случае методы подразделяются по областям науки –естественнонаучные, математические, технические, медицинские, социальные, гуманитарные. В третьем случае выделяются методы эмпирического и методы теоретического уровней познания. Выделенные по разным основаниям в классификации методы научного познания пересекаются. Поэтому, разбирая отдельные методы, мы возьмём за основу третью классификацию и на её базе будем исследовать методы в соот-ветствии с первой классификацией.
|