Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Усиление специализации производителей на мировом рынке.
6. Усиление значения финансовой системы. Банковские кредитные операции обеспечили промышленность и торговые предприятия денежными средствами. 7. Ключевое значение для промышленной экономики приобретало наличие твердой валюты в стране (до сер. ХХ в. обеспечивалась золотым запасом и конвертацией). Выпуск необеспеченных бумажных денег приводил к инфляции. 8. Капитализация аграрного сектора экономики, что обусловил переход на товарно-денежные отношения. Существенное развитие транспортной системы и торговли: - изобретение парохода (Фултон, США, 1807); - появление паровоза (Стефенсон, Англия, 1814); - построение первой железной дороги (Англия, 1825 гг.). Именно благодаря промышленному перевороту мы такие, какие есть: мы дети индустриального общества. В некотором смысле, мы заложники эпохального эксперимента, начатого протестантами XVI в. и продолженного в XVIII в. английскими предпринимателями. Не имея возможности выйти из него, мы можем только выжить или погибнуть вместе с ним. Наука и технический прогресс во второй половине XIX – начале ХХ вв. позволили человечеству успешно справится с очередным вызовом природы. Научные открытия: · создание теории относительности; · открытие рентгеновского излучения; · планетарная модель атома; · создание квантовой теории; · начало эры авиации; Новые явления в экономике и облике цивилизации: · открытие новых источников энергии и более экономичных способов ее использования, рост нефтяной промышленности (с 0, 8 до 200 млн. т); · новую энергетическую базу производству дало освоение электричества (изобретение турбогенератора, опыты передачи тока на большое расстояние); · переворот в сельском хозяйстве, транспорте и военной технике совершил двигатель внутреннего сгорания немецкого инженера Р. Дизеля; · возникновение новых отраслей промышленности — электротехники, электрохимии и электрометаллургии, использование электросварки; · развитие химической промышленности (производство красителей, искусственных удобрений, синтетического каучука, искусственного волокна и взрывчатых веществ); · важнейшим показателем промышленного потенциала страны стал новый материала для машин — выплавка стали; · важной тенденцией в определении индустриальной базы ХХ в. стало использование минералов вместо органических веществ; · облик цивилизации изменили такие научные открытия, как электрическое освещение, радио, телефон, телеграф, воздухоплавание, кинематограф, автомобиль, использование в качестве городского транспорта трамваев; · «железный» век преобразил облик городов, быт человека и его труд, изменил представления людей о расстояниях благодаря транспорту и системам связи, расширил поток информации; Новой социальной проблемой стало изменение характера труда, роли человека в производстве и отношение людей к деятельности. Новое производство, с одной стороны, требовало изобретений, мобилизации всех творческих возможностей человека, его освобождения от цеховых и корпоративных связей. С другой стороны, поточное, массовое производство превращало работника в придаток машины. Это стало очевидным в самом начале промышленного переворота, а особенно ярко проявилось в начале XX в., когда Г. Форд ввел конвейер на своих автомобильных заводах в США (1912—1913). Уровень производительности труда резко вырос, но труд был до предела механизирован, обезличен.
|