Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Архитектурная среда отдыха средневековья
Архитектура отдыха в эпоху феодальных отношений прошла два сложных исторических этапа развития: средневековье и новое время. Архитектурная среда средневековья (XI —XIV вв.) определялась общностью идеологической основы феодальных отношений — христианской религии. Эпоха нового времени (XV—XIX вв.) характеризуется зарождением новых социальных отношений в недрах феодализма, сформировавших новые архитектурные формы отдыха. Архитектура средневековья, разделившаяся на восточную (византийскую) и западную (романскую и готическую) архитектуру вследствие сложных религиозных процессов в христианстве (разделение на православие и католицизм) и различий культурных традиций Запада и Востока, имела общие типологические черты: строительство укрепленных комплексов — кремлей, замков, городских дворцов; возведение монастырских комплексов и культовых зданий-храмов. Храмы были не только местом богослужения, но и главным типом общественных зданий. Христианские храмы должны были вмещать многочисленных богомольцев и отвечать функциональным требованиям. Их могли использовать для проведения общественных собраний и театрализованных зрелищ. Храмы входили в монастырские комплексы, которым придавалось значение культурных центров, — в них хранили книги, вели летописание, устраивали школы и больницы. Монастыри часто становились убежищем для окрестного населения.
Архитектура Востока, продолжив свое развитие в Византии, повлияла на архитектуру Армении, Грузии, Древней Руси, основывающуюся на античном зодчестве и достижениях коренных народов. Особенности архитектуры отдыха византийского стиля связаны с национальными традициями, бытом и культурой этих стран. В этот период характерно преобладание в зодчестве культовых построек. В византийском храме человека окружает центрическая купольная композиция, связанная с древнейшей традицией жилого дома, где посредине помещался очаг, вокруг которого собиралась семья. Центральное место в культовом здании занимает амвон — кафедра, вокруг которой развертывается религиозное действие, символизирующее историю мира и человека. Жилые застройки византийских городов малоизвестны. В городском жилом доме преобладала свободная планировка, отражающая уклад быта византийцев. Система византийского дворца представляла собой развитие обычного жилого дома. Так, большой императорский дворец располагался на центральной площади Константинополя Августион около главного собора св. Софии и спускался террасами к Мраморному морю. Основные парадные дворцовые помещения группировались вокруг богато оформленных перистильных дворов с мозаичными полами. Анфилады монументальных и парадных залов перекрывались куполами, своды которых украшали золотой мозаикой. Загородные жилища византийских феодалов, аналогичные городским дворцам и богатым домам, лучше всего сохранились в Сирии. Двухэтажные здания с галереей-колоннадой в одном или двух этажах, окруженные каменной стеной, превращались в средневековый замок. При монастырях возводилось большое количество утилитарных построек: прачечные, бани, кухни, больницы, странноприимные дома, лодочные станции, источники, бассейны. На путях международной торговли появлялись караван-сараи (рис. 1.9). Несколько таких сооружений сохранилось в Армении и Грузии. Сооружали караван-сараи вблизи горных перевалов, у речных переправ, на промежуточных остановках длинного пути, и предназначались они Рис. 1.9. Караван-сарай: 1 — трехнефные залы; 2 — внутренний двор; 3 — комнаты
для кратковременного пребывания постояльцев. В Армении выработался оригинальный зальный тип такого здания: трехнефные или однонефные залы с выделенными внутри или примыкающими с торца небольшими комнатами. Главным украшением служил богатый резной портал. Караван-сарай в Грузии имел крытый продольный зал, освещаемый световым фонарем, в который выходило несколько комнат. Позже караван- сараи разделились на торговые и постоялые. Первые состояли из торговых и ремесленно-производственных помещений; вторые, рассчитанные на длительное пребывание с вьючными животными и повозками, состояли из жилых и служебных помещений, расположенных вокруг внутреннего двора. В городах Армении возводились гостиницы — ханапары и пндуки, в которых останавливались купцы, прибывающие с торговыми караванами. Ханапары выполняли и другие функции, в частности здесь совершали торговые сделки и денежные операции, обсуждали новости, организовывали новые караваны. Располагались ханапары вблизи торговых площадей. Нередко ханапары богато отделывались, часто резным орнаментом. В XIII в. в Ани были возведены рядом две гостиницы: южная — «Змей и львов» и северная — «Сфинксов». В центре каждой — двор с водоемом и с комнатами в два этажа вдоль стен. Сообщение по этажам осуществлялось по наружной консольной лестнице. Выходившие на улицу помещения служили магазинами, в которых ремесленники изготовляли и продавали свои изделия. Широкое распространение получили многочисленные бани. Они состояли из двух залов (мужского и женского) с небольшими помещениями. Раздевальню с обязательным фонтаном посредине и главный купальный зал богато декорировали. Купальни размещали вокруг топочной камеры с водяным котлом. В Грузии бани строили возле источников и с водопроводом. Интересна архитектура отдыха средневекового грузинского города, состоящего из жилых двух-, трехэтажных домов с балконами, открытыми к улицам и площадям, общественных и государственных зданий. В городе имелись ристалища (площадки для состязаний), ипподромы, площадки для конных игр в мяч. Вне городов возводили различного рода увеселительные сооружения — охотничьи, летние дворцы. Жилые городские дома имели ряд помещений различного назначения — спальни, комнаты для гостей, кухню, кладовые, винный погреб. Иногда в домах были открытые террасы. Строительство городов на Руси началось с середины X в. Крупными городами были Киев (рис. 1.10), Новгород, Изборск, Смоленск, Полоцк, Тмутаракань. Возникали они на торговых путях. Центром древнерусского города был детинец, укрепленный стенами, валами и рвами. Там размещались княжеские и боярские дворы, церкви, жилища дружинников и челяди. Вторую часть города составлял окольный град; торговые
Рис. 1.10. План Киева (X—XI вв.): Город Владимира: 1—3 — дворцовые корпуса; 4 — Десятинная церковь; 5 — церковь Василия; 6 — церковь Федоровского монастыря; 7 — церковь Андреевского монастыря; 8 — церковь Крестовоздвиженского монастыря; 9 — Батыевы ворота; 10 — Подольские ворота; 11 — ворота к Боричеву спуску. Город Ярослава: 12 — Софийский собор; 13 — церковь св. Ирины; 14 — церковь св. Георгия; 15 — церковь, открытая Милеевым в 1911 г.; 16 — дворец; 17 — Золотые ворота; 18 — Львовские ворота; 19 — Лядские ворота; 20 — собор Михайловского Златоверхого монастыря; 21 — церковь Дмитриевского монастыря; 22 — остатки каменной стены. Копырев конец: 23 — церковь, раскопанная в 1947 г.; 24 — церковь, раскопанная в 1938 г.; 25 — церковь, название которой неизвестно ремесленные концы заселяли ремесленники различных профессий. Города окружали укрепленные стены с воротами в виде башен, с проездом под ними (например, Золотые ворота в Киеве (1037) с надвратной церковью). Церкви на Руси были не только культовыми сооружениями, но и выполняли функции общественных зданий, где собиралось городское население, происходили торжественные церемонии и приемы. Такой была Десятинная церковь в Киеве, которую называли мраморной церковью за богатое внутреннее убранство: мозаичные полы из мрамора, колонны, капители, фрески. Самым значительным памятником Киевской Руси является Софийский собор в Киеве (1037). Он был центром летописания, в нем размещалась первая библиотека, происходили торжественные церемонии: прием послов, обряды «посажения» князей на престол, парадные собрания. Первым жилищем феодала были деревянные хоромы, состоящие из ряда срубов-клетей. Обычно дом состоял из трех поставленных в ряд клетей. Центральную клеть занимали сени: по одну сторону от них находилось теплое жилое помещение истба, а по другую — холодная клеть, служившая парадным помещением в хоромах или кладовой в простых домах. Административным центром был княжий двор с хоромами, теремными дворцами, гридницей (помещение для дружинников), парадными залами для приемов, пиров, торжеств. Такие дворы были в Киеве — Ярославов, или Великий, двор, в Чернигове — Красный двор, в Переясвле — Княжий двор, в Новгороде — Ярославов двор. Самым высоким домом был теремный дворец с помещением — теремом у возвышающимся над всеми хоромами, покрытый позолоченным шатром («терем златоверхий»). Во дворах размещались погреба: медуний (хранилище медов и вин), беретьяница (кладовые сортового меда), скотницы — погреба для хранения ценностей и товаров. В XII в. шло интенсивное строительство на Подоле в Киеве: купеческие подворья, склады товаров, жилища, мастерские ремесленников. Княжьи и боярские дворы приобретали характер городской феодальной усадьбы. Княжеские приемы и пиры происходили в сенях княжеских хоромов. Усадебная застройка с деревянными ограждениями определила характер отдыха в жилище: пиры, обрядовая еда, общение и активное использование бани. Баня в усадьбе занимала видное место. Отдых вне жилища определялся посещением культового здания. Синтез архитектуры, живописи, скульптуры, театрального действа являлся средством воздействия на эмоциональное состояние человека. Архитектура средневековой Западной Европы V — XV вв. типологически и стилистически (романский стиль — XI —XII вв., готический стиль XIII —XV вв.) изменялась в зависимости от социально-политического и культурно-исторического развития общества. В жизни средневекового общества по-прежнему большую роль играла церковь, определяя философию, науку, литературу и искусство. Воздействуя на психику и эмоции человека через театрализацию ритуальных действий, таинственные обряды, под аккомпанемент григорианского пения, в дыму кадильниц и мерцании свечей, церковь одновременно выполняла общественные функции. В романскую эпоху эти функции перешли к монастырям и монастырским церквям (рис. 1.11). При строительстве монастырей появились первые попытки рационально организовать пространство
Рис. 1.11. Клюни. Монастырский двор: 1 - церковь Клюни; 2 — библиотека; 3 — «Галилея»; 4 — атрий; 5 — сакристия; 6 — башня; 7 - странноприимный дом: а — для мужчин; б — для женщин; 8 — трапезная для гостей; 9, 20 ~ уборные; 10 - конюшни (на втором этаже жилище рабочих): 11 — западный двор; 12 - погреб; 13 - пекарня; 14 - трапезная; 15 - клуатр; 16 - клуатр
монастырского двора, сгруппировав административные, жилые и хозяйственные постройки вокруг монастырского центра — клуатра. Монастырь имел два концентрических ограждения: в первом размещались привратницкая, странноприимный дом, альмонарий (трапезная), хозяйственные помещения (конюшня, кузница, мельница, маслобойня, пекарня, мастерские, склады); отдельно располагалась больница с полями для лекарственных трав; внутрь второго ограждения допускались только монахи, там была монастырская церковь, зал капитула (для заседаний администрации); сакристия (ризница) для хранения ценностей и монастырской казны; библиотека; скрипторий (помещение для переписки рукописей); дормиторий (общая спальня). Важнейшая общественная функция монастырских церквей заключалась в обслуживании больших масс паломников. Паломничество началось еще в период раннего средневековья. По эдикту Карла Великого все монастыри и церкви обязывались содержать пилигримов, предоставляя им приют и пропитание. В монастырях для этой цели служили странноприимные дома, которые разделялись на мужскую и женскую части и имели отдельную трапезную. Паломничество особенно распространилось в XI—XII вв., когда мощам святых стали приписывать чудодейственную силу. Благодаря паломничеству усилились взаимокультурные влияния, шире использовались строительные приемы; паломничество повлияло на оживление общественной жизни, вызвавшее тягу к путешествиям. Вдоль дорог были возведены паломнические церкви. В городах одним из типов культовой архитектуры стал собор, который первоначально задумывался как монастырская церковь и храм для мирян. Особенно много соборов построили в Англии романского периода. Одним из самых впечатляющих памятников английского средневековья является собор в Дэрхеме, расположенный среди густой зелени на обрывистой скале, с трех сторон омываемый рекой. Собор лишен мрачности, свойственной базиликальным церквям, создает впечатление торжественности благодаря нервюрному (ребристому) своду и обилию строго геометрического орнамента. Светские тенденции в культовой архитектуре романской эпохи особенно проявились в соборах Италии, которые трактовались как дом божий и народный. Особое место занимает соборный ансамбль в Пизе, состоящий из собора в форме вытянутого латинского креста; баптистерия (крещальни) цилиндрического объема; кампанилы (башни-колокольни), обвитой кружевом арочных галерей. Соборный ансамбль размещался возле торговой площади, с которой начиналось формирование города. С возникновением городских коммун создавались и новые общественные центры — площадь и здание городского самоуправления. Появление новых форм общественной жизни породило новые типы гражданских зданий: дворцы городского самоуправления, многоэтажные жилые дома, укрепленные городские и загородные резиденции знати, здания торговых гильдий и первых университетов. Строительство таких зданий воспринималось как важное дело общины и влияло на частную жизнь граждан. В это время формируется тип каменного жилого дома горожанина, представляющего собой прямоугольный блок из отдельных комнат вокруг лестницы или холла. В богатом типе жилища — палаццо — на первом этаже был склад, на втором располагались жилые комнаты и парадный зал, выходивший во двор. Городские резиденции феодалов имели башни, которые служили им для защиты во время междоусобиц. Высота башни свидетельствовала о знатности семьи. Нередко эти башни сносили вместе с падением феодального рода. Первые общественные здания также имели башню, но позже основным признаком общественного здания стала аркада на первом этаже, служившая общественным залом, связанным с площадью. На втором этаже размещался зал заседаний с непременным балконом, с которого произносили речи, объявляли указы. Балкон был настолько связан с представлением о здании городской коммуны, что при потере независимости города его нередко уничтожали. Для романского периода Франции характерны укрепленные жилища феодалов — замки (рис. 1.12), размещенные на возвышенном и труднодоступном месте. К X в. укрепленное жилище имело вид башни — донжонау окруженного валами и рвом. Донжоны делились по вертикали на несколько этажей-ярусов. Зал и спальные помещения располагали обычно в среднем ярусе. Нижний ярус использовали для прислуги и кладовых. Донжоны — пример средневекового жилища- крепости, в котором забота об удобствах жизни приносилась в жертву требованиям обороны. Рис. 1.12. Замок-башня XII в. (Франция): 1 — кордегардия; 2 — северное жилое помещение; 3 — капелла; 4 — вестибюль; 5 — малый холл; в — большой холл; 7 — кухня; 8 — уборные; 9 — надвратный зал; 10 — внутренний двор
Рис. 1.13. Тип фахверкового дома (Германия): А — жилой дом: 1 — прихожая; 2 — очаг; 3 — лестница в подвал; 4—6 — жилые помещения; 7 — чулан; 8, 9 — хозяйственные помещения; Б, В — хозяйственные постройки: 10 — ворота; 11 — колодец; 12 — уборная
Аналогичные крепостные сооружения возводились в Англии. Замок в Лондоне — Тауэр — ансамбль, в котором «Белая башня» играла роль донжона. Сама башня имела кубическую форму со ступенчатым основанием. В углах размещались башенки с винтовыми лестницами, связанными между собой коридорами в толще стен. Наряду с обычными замками прямоугольного плана строились и укрытия типа шелл-кип. Это были цилиндрические башни с кольцевым планом этажа. Еще один тип средневекового жилища романской эпохи возник в Германии — фахверковый (рис. 1.13). Фахверковая конструкция представляла собой каменный цоколь, над которым собирали 2 — 3 этажа фахверка (деревянный каркас с заполнением). Все типы городских жилищ были фахверковыми и повторяли планировку сельских домов. Каменные городские жилища стали возводить повсеместно в более позднюю эпоху (XIII —XV вв.), с появлением новых городов. Города возникали на водных путях — на реках, в бухтах, так как в отличие от караванных путей Востока основные торговые пути в Европе проходили по главным рекам и морям. Средневековые города по-прежнему были укреплены. В это время возникла готическая архитектура, преимущественно городская. В планировке новых городов стали выделять специальные места для рыночной площади. На рыночной площади находились торговые ряды или гостиный двор (появившись в XIII в., позднее получил широкое распространение), дозорная или набатная башня с часами, городские весы и колодец или фонтан. Гостиный двор обычно был двухэтажным: нижний этаж занимали лавки наиболее влиятельных гильдий, а на верхнем хранились самые ценные товары и размещались муниципальные учреждения. Должностные лица города могли собираться в дозорной башне, где хранились важнейшие документы, а на одном из этажей помещалась тюрьма. На рыночной площади строились первые ратуши, служившие судебными центрами. Здесь происходили состязания певцов и представления бродячих артистов. Собор по-прежнему играл значительную роль в общественной жизни города. Он вмещал все городское население, укрывал горожан в дни войны, служил местом шумных собраний и представлений. Соборные площади в средневековом городе были небольшие. В готическую эпоху собор стал господствующим типом культового здания. Оставаясь по преимуществу трехнефной базиликой, в соборе полностью изменилась конструктивная система, представляющая собой каркас. Появление таких конструкций объяснялось решением новых функциональных, идеологических и художественных задач. Собор становится больше каменным символом богатства, мощи, кредитоспособности горожан, чем «домом божьим». Изменился внешний облик собора: башня над средокрестием романской эпохи заменяется небольшим шпилем, а две большие башни акцентируют вход. Готический собор более значителен и гостеприимен. Например, знаменитый западный фасад собора Парижской богоматери с его богатой скульптурной декорацией — королевской галереей — имел исключительное значение в период борьбы за объединение Франции. В период готики продолжалось строительство замков и крепостей, в основном во Франции и Германии. Постепенно замки меняли свое предназначение, становясь просто хорошо укрепленной резиденцией, которая позднее превратилась в парадный загородный замок. В этот период все большее внимание уделялось планировке дворцовых залов, жилых и служебных помещений. Они стали более удобными, роскошными, приближаясь по характеру к увеселительному дворцу. Строительство дворцов продолжалось в основном в Италии. В XIII в. это были общественные городские дворцы, в XIV в. — частные палаццо и виллы. В архитектуре палаццо признаки крепости сохранялись лишь внешне. Первый этаж палаццо оформлялся открытыми лоджиями и мог сдаваться внаем. Второй этаж по-прежнему был главным жилым этажом. Городские двух-, трех- или четырехэтажные жилые дома выполняли из дерева и камня. Во Франции распространилось четыре типа жилого дома. Первый тип жилого дома сохранил в себе черты, переходные от романского к готическому жилищу: первый этаж — каменный, второй, нависающий, — фахверковый. Второй тип — сдвоенный дом с общей крышей — имел сильно выступающие продольные стены, которые поддерживали балконы второго этажа. Третий тип — каменный дом с парными окнами по всей ширине этажа. Четвертый тип — каменный дом с лестничной клеткой, размещенной в эркере. Характерной готической чертой жилых домов являлись крутые двускатные крыши, выходящие на улицу треугольным щипцом, обычно равным по высоте всему зданию. Уровень благоустройства в таких домах повышался (например, устраивали отапливаемые комнаты). С ростом городов и быстрым развитием городской жизни возникают новые типы сооружений. К ним относятся ратуши, госпитали, коллежи, таможни, торговые дома, гостиницы. Наиболее значительными из этих сооружений были ратуши. Здания ратуш предназначались не только для целей городского управления; их часто использовали для собраний граждан, для устройства праздников, свадеб, для нужд торговых гильдий. Внизу обычно располагали торговые помещения, вверху — залы для собраний и празднеств, судебные и канцелярские помещения. Ратуши имели разный внешний вид, но с обязательной островерхой башней. Размещали ратуши на рыночной или соборной площади. Больницы строили еще в романский период, но более широкое возведение их началось в период готики, когда с ростом городов возросла скученность населения, что приводило к быстрому распространению инфекционных болезней. Первоначально больницы выполняли разные функции: дом призрения, странноприимный дом. Размещали их по пути движения паломников, у городских ворот, в уединенных местах в виде бесплатных караван-сараев. В XII в. стали отделять прокаженных от остальных больных. Позже дома призрения («божьи дома») и госпитали стали строить по образцу монастырских больниц — удлиненного плана здание с большой больничной палатой и капеллой. В Англии был построен госпиталь с более современной планировкой: с двумя рядами больничных палат, выходящих в общий холл, из которого можно было попасть в церковь. С оживлением торговых и культурных связей между городами в средневековой Европе при крепостях и замках феодалов устраивались постоялые дворы с харчевней — трактиры, на центральных магистралях возникали придорожные гостиницы типа инн, выполняющие функции почтовых станций; в населенных пунктах возводились двух-, трехэтажные гостиницы. Такая гостиница была возведена в Провене (Франция, XVI в.) — развитом центре промышленности и торговли. Большое помещение первого этажа, перекрытое сводами, предназначалось для хранения товаров; на втором этаже размещался зал, освещаемый большими стрельчатыми окнами; на третьем этаже над крышей располагали номера. Можно привести один из ранних примеров гостиниц Англии: трехэтажное здание в Гластонбери с трапециевидным эркером на фасаде, стрельчатыми окнами с легкими импостами, стройными пилонами продольных стен. В архитектуре этого здания отразились специфические черты готической архитектуры (рис. 1.14).
Рис. 1. 14. Средневековая гостиница: 1 — камин; 2 — эркер; 3 — винтовая лестница
Архитектура отдыха средневековья в отличие от архитектуры отдыха древнего мира предназначалась для избранных — феодалов, жизнь которых проходила в крепостях, замках, дворцах, виллах с пирами, забавами, турнирами. Жилище горожанина, ремесленника приобрело многоярусность и было связано с ремеслом: на первом ярусе — лавка или мастерская, на втором — жилая комната с очагом (семья объединялась возле очага, женщина стала хозяйкой дома). Одновременно жилище перестало быть замкнутым мирком: дом обращен на улицу. Центром общественной жизни оставались культовые сооружения — монастыри, церкви, соборы и городские площади (соборные и рыночные). Развитие торговых отношений, появление паломников определили развитие временного жилища — гостиниц. Развитие общественной жизни способствовало появлению новых привычек и потребности в роскоши: приемные залы и комнаты средневековой знати богато украшались стенной росписью, коврами, вместо очагов использовались камины и кафельные печи.
|