Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 7. Речь и язык






Речь — это процесс практического освоения человеком языка в целях общения с другими людьми. Язык — это система средств общения людей друг с другом и способов выражения мысли. При взаимном общении люди выражают с помощью речи и языка мысли и чувства.

В процессе общения речь и язык человека приобретают важнейшее значение для развития сознания, мышления, всей психической деятельности.

Все виды речи развиваются в процессе овладения языковыми и неязыковыми средствами общения. К языковым относят фонематический состав, словарный запас и грамматический строй, а к неязыковым — мимику, интонации, жесты и другие выразительные средства.

Речь слепого и слабовидящего фактически не отличается от речи нормальновидящих. Речь слепых и слабовидящих имеет ту же семантическую и смысловую основу, что и у зрячих. Она в принципе адекватно отражает одну и ту же действительность и несет в себе общность речевых функций, присущих всем членам общества, в котором живет, трудится зрячий, слабовидящий или слепой.

Своеобразие развития речи у детей с патологией зрения может проявляться в сравнении с нормальновидящими детьми в отставании формирования речевых навыков, в накоплении языковых средств и выразительных движений. Причинами сужения сферы общения у детей с глубокими нарушениями зрения могут быть следующие: 1) ограничение возможностей подражательной деятельности; 2) сужение познавательного процесса; 3) уменьшение возможностей развития двигательной сферы; 4) средовые условия воспитания и общения (Л. С. Волкова, Н. А. Крылова, Л. И. Моргайлик и др.). У детей с глубокими нарушениями зрения ограничены визуальные возможности контроля за языковыми и неязыковыми средствами общения. По результатам советских исследователей, речевые нарушения в форме косноязычия у учащихся с дефектами зрения встречаются в два раза чаще, чем у нормальновидящих детей. Среди косноязычия чаще встречаются следующие формы: 1) сигматизмы — неправильное произношение свистящих и шипящих звуков (с, з, ц, ш, ж, ч); 2) ламбдацизм — неправильное произношение звука л (замена его р или в); 3)—ротацизм—дефект произношения звука р и другие нарушения.

 

 

Анатомо-физиологические механизмы речи включают в себя два основных компонента — периферический и центральный. Произношение звуков речи обеспечивается периферическими

 

механизмами — функцией голосовых связок, органов речевой артикуляции и дыхания. В регулировании и управлении речью принимают участие центральные механизмы — главным образом различные отделы коры головного мозга. Физиологические механизмы изменяются в онтогенезе. Это можно пронаблюдать на примере формирования физиологических и психологических основ процесса чтения и письма, которые в известной степени изменяются с развитием умения читать и писать. В частности, нарастающая скорость чтения у бегло читающего ребенка осуществляется без обязательного считывания всех букв. При беглом чтении ребенок опирается на контекст, на общий смысл читаемого.

Физиологический механизм любой речи зависит от двигательного анализатора и обусловлен движениями, которые сопровождаются электрической активностью. Так, показано, что процесс звуковой и внутренней речи сопровождается электрической активностью в мышцах нижней губы и языка (Л. А. Новикова).

Результаты, исследования показали, что в физиологический механизм речи вовлечены не только мышцы нижней губы и языка, голосовые связки, органы речевой артикуляции и дыхания, но и мышцы рук, ног и межреберные мышцы. В неречевых мышцах (например, рук) повторение слов про себя и вслух вызывает электрическую активность разного характера (М. В. Кирзон, В. А. Сафонов, Г. А. Якунин). При внутренней речи (произношении слов про себя) отмечается появление низкоамплитудных биопотенциалов величиной 3—5 мкВ, а при повторении слов вслух (звучная речь) биоэлектрическая активность более выражена и по амплитудочастотным характеристикам схожа с биологической активностью при произвольных сокращениях скелетных мышц. Во время внутренней речи проявляется картина биоэлектрической активности, сходная с картиной при идеомоторных актах.

Результаты по исследованию физиологии речи свидетельствуют, что органы речи представляют собой своеобразный речедвигательный анализатор с полиморфными взаимосвязями с другими анализаторами: двигательным, слуховым, зрительным, кожным и т. д. Важная роль принадлежит в осуществлении всех видов речи двигательному анализатору, деятельность которого обусловлена активностью речевых и неречевых мышц. Эта активность проявляется через произвольное и непроизвольное сокращение мышц и разной модальности клеток, и она подвергается влияниям коры головного мозга.

Существует несколько взаимосвязанных видов речи: устная речь, внутренняя речь и письменная речь.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал