![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политико-правовое учение О. Конта.
Французский философ Огюст Конт (1798—1857 гг.) стал основателем философии позитивизма. Его теория изложена в шеститомном «Курсе позитивной философии» и четырехтомной «Системе позитивной политики». В учении Конта прослеживается влияние Сен-Симона, у которого Конт одно время работал секретарем. Так, Конт связывал развитие общества с эволюцией человеческого сознания, сменой трех исторических «состояний человеческих умов». Первой стадией была теологическая (с древности и до 1300 г.). На этом этане все явления окружающего мира объяснялись человеком на основе религиозных представлений, господствовали религиозное мировоззрение и военный быт. Второй стадией была метафизическая (1300—1800 гг.), для которой характерно объяснение явлений и фактов через умозрительные, абстрактные, отвлеченные понятия. Третьей стадией была позитивная (XIX в.), характеризующаяся распространением наук, развитием ремесел и промышленности. Именно наука содействовала рациональной организации общества. Преимущества позитивной школы Конт видел в том, что она, содействуя распространению реальных знаний, противостоит отвлеченному риторическому и софистическому влиянию метафизического воспитания и тем самым способствует выработке порядка в обществе. Назначение государства, по О. Конту, состоит в том, чтобы «объединять частные силы для общей цели и предупреждать фатальную склонность к коренному расхождению в идеях, чувствах и интересах». Необходимость государства Конт усматривал в объединении индивидуальных интересов ради достижения общих целей. Обеспечение социального согласия государство осуществляет посредством использования материальных и духовных средств, властных предписаний (идущих от светской и духовной власти), следование которым является священным долгом каждого члена общества. Основной задачей позитивной философии Конт считал преобразование общества, в ходе которого утвердится социократия. Это общество будет базироваться на основе социальной солидарности капиталистов и пролетариев, в то время как мелкая буржуазия должна исчезнуть. Управление в таком обществе должно быть светским и духовным. Первое из них должно принадлежать банкирам, промышленникам и земледельцам, второе —«свя щенникам позитивной церкви. Пролетариату никакого места в управлении обществом Конт не отводил. В режиме социократии существует согласованное взаимодействие четырех сил: — носители концентрированной силы — патрициат (банкиры, купцы, фабриканты, землевладельцы). Патрициат призван обеспечивать последовательность развития, осуществлять финансовое и экономическое управление, ведать развитием промышленности; — священники-позитивисты — средоточие ума. В их ведении — образование, воспитание, исправление преступников; — рассеянная сила — пролетариат, который призван осуществлять переход к промышленному строю; — женщины — олицетворение нравственности, воплощение чувства. Конт считал, что только во взаимодействии этих четырех сил будут обеспечены порядок и прогресс, нравственное совершенствование общества. Основной закон социократии, по О. Конту, выражается в формуле: «Любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель». На основе этого закона Конт пытался доказать возможность достижения-социальной солидарности, которая характерна для нормальной общественной жизни. Конт выступал против концепции прав человека, считая, что они лишь подрывают общество в государстве, построенном по позитивным принципам, должны главенствовать обязанности, а не права.
Тема 11. Западноевропейская политико˗ правовая мысль второй половины ХІХ - начала ХХ ст.
|