Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Опыт подготовки населения к возможным ЧС.
В начале 1995 года Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную целевую программу «Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях». В качестве составной части в нее вошла подпрограмма «Обучение населения, подготовка специалистов, органов управления и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций». Подготовка населения к действиям в ЧС предполагает решение двух основных задач: (1) обучение населения правилам поведения и основным способам защиты в ЧС, а также приемам оказания первой медицинской помощи; (2) обучение руководителей всех уровней управления к действиям по защите населения от ЧС. В рамках этой подпрограммы осуществляется обучение молодежи. В программы общеобразовательных и профессиональных учебных заведений введен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», в высших учебных заведениях изучается дисциплина «Безопасность жизнедеятельности». Переподготовка кадров проводится в учебно-методических центрах по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. При разработке системы подготовки населения к ЧС целесообразно использовать опыт развитых промышленных стран. Этот опыт, в частности, получил свое выражение в системе АПЕЛЛ - " Осведомленность и подготовленность к чрезвычайным ситуациям на местном уровне" (Awaredness and preparedness for emergencies at local level). Инициатива ее создания принадлежит Бюро промышленности и охраны окружающей Среды Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Ассоциации производителей химических продукций США и Европейскому совету Федерации химической промышленности. АПЕЛЛ ставит перед собой следующие цели: а) обеспечить и (или) повысить осведомленность населения о возможных опасностях, связанных с производством, транспортировкой и использованием опасных веществ; б) выработать меры, которые следует предпринять местным властям или представителям промьшленности для защиты населения от этих опасностей; в) на основе этой информации в сотрудничестве с представителями местной общественности разработать планы реагирования на ЧС, которые бы вовлекали в активные действия все местное население. Поскольку первоначальные меры по ликвидации последствий ЧС обычно принимаются на местном уровне, АПЕЛЛ нацелена именно на него. Однако для успешного функционирования системы необходим вклад со стороны правительств.АПЕЛЛ опирается на взаимодействие трех важнейших партнеров: местные органы власти, представителей промышленности и общественности. (рис) Промышленность. Основными участниками, от которых зависит успех системы, являются владельцы и (или) управляющие государственными и частными промышленными предприятиями, использующими или производящими опасные материалы. Их роль заключается в следующем: 1) обеспечение максимальной поддержки и выделение ресурсов на создание наиболее эффективных систем предотвращения аварий; 2) поощрение руководителей, за ответственное отношение к обеспечению безопасности, 3) осуществление мониторинга за вовлечением своих предприятий в процесс АПЕЛЛ; Местные органы власти. Местные органы власти отвечают за безопасность и здоровье населения и охрану окружающей среды. В связи с этим их задачи следующие: 1) обеспечение осведомленности населения о возможных ЧС и подготовка к ним, достижение поддержки со стороны населения; 2) координация участия общественности в программах реагирования на ЧС; изыскание и мобилизация необходимых ресурсов; 3) обучение персонала и населения действиям в ЧС; утверждение плана реагирования на ЧС, информирование населения. Общественные организации. Лидеры общественных организаций отвечают за следующие виды деятельности: 1) информирование местных властей и промышленных лидеров о проблемах, представляющих важность для населения; 2) информирование членов своих организаций о планах и программах, разрабатываемых для здоровья населения и охраны окружающей среды, разъяснение пунктов плана, обеспечение поддержки со стороны общественности.
Планирование мероприятий по профилактике ЧС на предприятии. Мероприятия: 1. строительно-планировочные; 2. технические; 3. способы и средства тушения пожаров; 4. организационные. Строительно-планировочные определяются огнестойкостью зданий и сооружений (выбор материалов конструкций: сгораемые, несгораемые, трудносгораемые), где предел огнестойкости – это количество времени, в течение которого под воздействием огня не нарушается несущая способность строительных конструкций вплоть до появления первой трещины. Все строительные конструкции по пределу огнестойкости подразделяются на 8 степеней от 1/7 ч до 2ч. Для помещений ВЦ используются материалы с пределом стойкости от 1-5 степеней. В зависимости от степени огнестойкости определяются наибольшие дополнительные расстояния от выходов для эвакуации при пожарах (5 степень – 50 м). Технические меры – это соблюдение противопожарных норм при эвакуации систем вентиляции, отопления, освещения, эл. обеспечения и т.д. - использование разнообразных защитных систем; - соблюдение параметров технологических процессов и режимов работы оборудования. Организационные меры – проведение обучения по пожарной безопасности, соблюдение мер по пожарной безопасности. +Из лекций: Принципы, методы и средства обеспечения без-ти: I по сфере реализации: а) инженерно-технические; б) методические; в) медико-биологические. II по признаку реализации: а) ориентирующие, дающие общее направление в поиске решения обеспечения без-ти (1. принцип системного подхода; 2. профессионального отбора; 3. нормирование негативных воздействий); б) управленческие (1. принцип контроля; 2. стимулирования деятельности, направленной на повышении без-ти); в) организационные (1. защита временем; 2. рациональная организация труда и отдыха; 3. создание санитарно защитных зон); г) технические (1. защита количеством; 2. защита расстоянием; 3. защита ограждением; 4. экранирование; 5. блокировка; 6. герметизация; 7. принцип слабого звена). Методы обеспечения БЖД: МетодА: пространственное или временное разделение гомосферы и ноксосферы (1. механизация; 2. автоматизация; 3. дистанционное управление). МетодБ: нормализация ноксосферы, т.е. усовершенствование среды, приведения характеристик среды в соответствие с хар-ми человека (1. создание безопасной техники). МетодВ: адаптация человека в ноксосфере (1. профессиональный отбор; 2. обучение; 3. тренировка). МетодГ: комбинированный, исп-ся чаще всего. Средства БЖД по госту делятся на: средства коллективной защиты (СКЗ) и средства индивидуальной защиты (СИЗ). СКЗ класс-ся в зав-ти от вредных опасных факторов, СИЗ класс-ся в зав-ти от защищаемых органов.
|