Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика Конституции РФ 1993г






 

2.2 Сущность Конституции РФ.

Большинство стран мира имеет конституцию, но при этом в немногих из них сложился конституционный строй.

Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства.

Конституционный строй – это организация государственной и общественной жизни, в которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер, при этом человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а защита – основной обязанностью государства.

Конституция РФ -это целостная система принципов конституционного строя.

В первой группе можно отнести основы организации государственной власти: народовластие; федерализм; верховенство права; принцип разделения властей; государственный суверенитет; принцип, констатирующий, что Российская Федерация – часть мирового сообщества.

Вторая составляет основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина. Это: признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью; их защита и соблюдение – обязанность государства.

Третья группа включает основы организации жизни гражданского общества. К ним относятся следующие принципы: идеологический и политический плюрализм; светский характер государства; свобода экономической деятельности; многообразие и равноправие различных форм собственности; социальный характер государства.

Преамбула Конституции Российской Федерации начинается со слов " Мы, многонациональный народ Российской Федерации..." Выражения " многонациональный народ", " власть народа" постоянно встречаются в тексте Конституции Российской Федерации, но в ней нет понятия " класс", " классовое господство". Наоборот в ней показаны прямые запреты на разжигание социальной и иной розни. В статье 13 Конституции такой запрет адресован общественным объединениям, а в статье 29 – всем физическим лицам, включая граждан, иностранцев или лиц без гражданства, пребывающих на территории России. Также " внеклассовый" характер Конституции России показан в ее положениях, посвященных свободе и правам человека. Здесь говорится о правах человека независимо от его социального статуса. В Конституции используются термины: " человек",

" личность", " гражданин", объединения граждан", " дети", " родители", " нетрудоспособные родители",

" население", " должностное лицо", " обвиняемый", " гражданин Российской Федерации, " иностранный гражданин", " лицо без гражданства" и др., но нет понятий " классы", " рабочие", " крестьяне", " классовая борьба" и пр.

В основе Конституции лежат взаимодействия интересов различных социальных слоев и групп населения, политических и этнических общностей формируемые общие для всего народа интересы, обусловливающие волю народа. Интересы многонационального народа России складывается в результате диалектического взаимодействия многообразия общества и перспективы его развития.

Конституция представляет собой продуманную модель организации социума, это определенная программа, которая носит юридически обязательный характер.

Свойства программы действующей Конституции Российской Федерации выражаются в различных формах.

В преамбуле Конституции содержится положение о " стремлении обеспечить благополучие и процветание России", это, во- первых указание на конкретные цели, преследуемые Конституцией и ее нормами. Также термин- " цель" встречается непосредственно в тексте Конституции в статьях 13 и 55, согласно которым к числу защищаемых ценностей относятся основы конституционного строя это- нравственность, здоровье, права и законные интересы граждан, обороноспособность страны и безопасность государства, как определенные критерии деятельности государства, его органов и должностных лиц.

В Конституции так же закреплены такие положения, которые заключают в себе определенную программу. В статье 1 Конституции говориться, что Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. При этом и демократия, и правовое государство показано, не застывшее в своем развитии, а в постоянном движении, процессе развития. Также в статье 7 еще более определенно выражен программный характер Конституции, согласно которой Россия есть социальное государство. Здесь записано о том, что политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Также в соответствии с представлениями ее создателей, нормы Конституции служат формированию необходимых предпосылок социально-исторического прогресса. И в стране возможна только та конституция, которая соответствует условиям ее социальной и политической жизни.

Юридическая конституция страны обычно соответствует фактической конституции, сложившейся в обществе с определенными конституционным отношениям. В противном случае любые. даже самые совершенные, юридические формулы останутся только на бумаге.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, согласно его статье 3, является ее многонациональный народ". И далее определяются формы осуществления народом своей власти: непосредственно – через референдум и свободные выборы и опосредованно – через органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также запрещается присвоение власти кем бы то ни было за исключением специально уполномоченных на то органов и должностных лиц.

Народ обладает учредительной властью, которая не может передаваться кому бы то ни было. Государственная же власть – законодательная, исполнительная или судебная – это власть, учреждаемая народом, действующая от имени народа, им уполномоченная

Народ передает государству не саму власть, а право на власть

Действующая Конституция России закрепляет принцип политического плюрализма и провозглашает свободу деятельности общественных объединений, регулирует отношения собственности, брака, семьи, образования, творчества, культуры и т.п. и тем самым устанавливает некоторые принципы и нормы организации и функционирования общества. И в силу этого она выступает основным законом не только государства, но и общества.

. Главной формой воплощения народовластия и гарантом демократического развития общества являются не исполнительная или судебная власть, не президент или правительство, а народное представительство. Именно в актах народного представительства выражается воля народа.

В условиях авторитаризма общество ставится в зависимость от личности президента. Энергичный и талантливый глава государства способен при этом более последовательно проводить социальные, экономические и политические преобразования.

. Главное на современном этапе конституционного строительства Конституция должна быть основным правопорядком государственной и общественной организации взаимодействия людей и их объединений

Общество пришло к осознанию того, что не нужно выдумывать заманчивый образ будущего и потом навязывать его жизни.

Общество нуждается в том, чтобы в конституции были закреплены основные закономерности не только политического, но и экономического, социального и культурного развития общества и взаимодействия его структур.

В контексте нового Основного Закона Российской Федерации речь идет прежде всего о конституционной регламентации суверенитета (народного, национального и государственного) с присущими ему суверенными правами и разграничении компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами.

Действующая Конституция Российской Федерации основывается на праве на власть, которым пользуются органы государства и должностные лица, осуществляя принадлежащие им по

Конституции и законам полномочия. Избирая депутатов Государственной Думы, Президента Российской Федерации и т.п.- народ делегирует им не всю полноту своей власти. Согласно статье

135 Конституции Федеральное Собрание не вправе пересматривать положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации. Оно обладает лишь конституционной властью действовать в соответствии с положениями Основного Закона, содержащимися в указанных главах Конституции, но не может менять их. Учредительная власть сохраняется за народом.

Согласно Конституции Российской Федерации учредительная власть принадлежит народу, он является единственным источником власти и носителем суверенитета (статья 3). Никакой орган или должностное лицо не могут претендовать на осуществление учредительной власти, которая выражается в том, что только народ может принять решение о конституционном проекте, одобрив либо отвергнув его, или избрать Конституционное Собрание (Учредительное собрание, Национальное собрание, конституанту), предоставив ему право на создание конституции. Но и в этом случае учредительная власть остается за народом, поскольку участники Конституционного Собрания остаются лишь представителями учреждающего народа. Конституционное Собрание может само принять новую Конституцию лишь при условии, что оно специально уполномочено народом на принятие Конституции. В противном случае проект Конституции выносится на всенародное голосование.

Таким образом, законодательная, исполнительная и судебная власть составляют фундаментальные основы конституционного строя и отражают природу и внешний облик политической и правовой организации общества.

Новому видению социального и политического назначения конституции и современному мировому конституционному опыту соответствует закрепление в Основном Законе общих принципов организации и функционирования экономической, политической, социальной систем. В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, конституционно признается равноправие разнообразных форм собственности.

В политической сфере с учетом современного опыта конституционного развития закреплено правовое государство, разделение законодательной, исполнительной и судебной власти, достаточно четкое разграничение функций государственных и общественных органов и организаций, политический и идеологический плюрализм.

Итого в Конституции закрепляются принципы гуманизма, взаимную ответственность общества и личности, обеспечение условий для развития социальной и интернациональной природы общества.

Важнейшее место в Основном Законе занимают права и обязанности человека и гражданина, определяющие сферу индивидуальной автономии личности и закрепляющие взаимные обязательства государства и гражданина.

Основными в системе общественных ценностей стали право на собственность, на свободу экономической деятельности, право на здоровую окружающую среду, свобода информации, право на подачу конституционной жалобы, обязанность платить налоги и др., что также нашло отражение в главах закона.

Конституция также формирует механизм сочетания национальных ценностей и идеалов с процессами, характерными для современной цивилизации независимо от социальных, национальных или территориальных рамок, в которых она развивается. В преамбуле Конституции Российской Федерации отмечается приверженность

многонационального народа Российской Федерации общепризнанным принципам равноправия и самоопределения народов и осознание себя частью мирового сообщества. Согласно статье 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы и, следовательно, непосредственно порождают обязанности государства, его органов и должностных лиц. Права и свободы человека и гражданина в РФ также признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (статья 17). Согласно статье 63 общепризнанные нормы международного права выступают критерием предоставления Российской Федерацией политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Таким образом, общепризнанные принципы и нормы международного права, которые могут рассматриваться как юридическая форма выражения общечеловеческих целей, ценностей и интересов, имеют правообразующее значение и обязательны для Российского государства в той же мере, в какой они обязательны для всех других субъектов межгосударственных отношений. И Конституция России с большей или меньшей степенью формальной определенности выражает и на самом высоком юридическом уровне закрепляет основные цели и принципы внешней политики Российской Федерации, которые основываются на общепризнанных и общеобязательных началах международного общения.

2.2. Форма и структура Конституции РФ

В структуре конституции России на разных этапах отражались особенности господствующей идеологии, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.

Влияние на структуру прежних конституций России оказал факт пребывания РСФСР в составе СССР в качестве союзной республики.

В первых советских конституциях России отмечено несовершенство их структуры с юридической точки зрения. Группировка норм не была в должной мере систематизирована и логически объяснима. Вообще отсутствовал особый раздел о правах граждан, а потом он был включен в конституцию 1937 года в качестве одной из последних глав (гл. Xi).

В 1978 году раздел о правах и обязанностях граждан был поставлен на второе место, после раздела об основах общественного строя и политики.

Российская Конституция как по форме, так и по содержанию существенно отличается от своих предшественниц. Так, приоритет прав и свобод человека, как основной принцип правового государства, выразился в том, что соответствующая глава в тексте конституции предшествует главам об органах государственной власти.

Нынешняя Конституция отличается от всех российских конституций советского времени в первую очередь тем, что является основным законом самостоятельного, действительно суверенного государства. Как отмечается в преамбуле Конституции, ее принятие связано с возрождением суверенной государственности России и утверждением незыблемости ее демократической основы.

основное социальное содержание конституции российской федерации определяется ее принципами.

Основные принципы:

- приоритет прав и свобод человека и гражданина над иными ценностями общества и государства;

- народный суверенитет;

- государственный суверенитет;

- федерализм, разделение властей;

- экономическая свобода;

- многообразие форм собственности;

- единство экономического пространства;

- гарантирование местного самоуправления и другие.

Разумеется, конституция 1993 года не носит учредительного характера, она не создает новое государство. Это государство существовало — в разных границах и при разных формах правления — многие столетия. Идея сохранения исторически сложившегося государственного единства подчеркивается в самой конституции. Вместе с тем конституция российской федерации 1993 года выделяется в ряду актов такого ранга тем, что с ней связывается новая эпоха в российской истории.

по своей структуре конституция 1993 года состоит из преамбулы и двух разделов. Раздел первый содержит собственно конституцию и включает девять глав и объединяет 137 статей. Они называются:

1) основы конституционного строя;

2) права и свободы человека и гражданина;

3) федеративное устройство;

4) президент российской федерации;

5) федеральное собрание;

6) правительство российской федерации;

7) судебная власть;

8) местное самоуправление;

9) конституционные поправки и пересмотр конституции.

Раздел второй именуется «заключительные и переходные положения».

Раздел второй конституции «заключительные и переходные положения» в истории российской конституции появился впервые. В конституциях зарубежных стран такой раздел – явление нередкое.

В нем закрепляются положения о введении новой конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежней конституции, соотношение конституции и федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

В отличие от ранее действовавшей конституции (основного закона) РСФСР, преамбула Конституции Российской Федерации отличается достаточной краткостью. В ней говорится, что субъектом принятия Конституции является народ Российской Федерации: «мы, многонациональный народ Российской Федерации... Принимаем Конституцию Российской Федерации». И состоит из утверждения идеи народного суверенитета, означающей признание народа в качестве единственного источника государственной власти.

Также излагаются цели принятия конституции.

? утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия;

Сохранение исторически сложившегося государственного единства России;

Возрождение суверенной государственности России и утверждение незыблемости ее демократической основы;

— обеспечение благополучия и процветания России.

в гл. 1 «основы конституционного строя» утверждаются основные принципы организации и деятельности государства. Частная собственность признается и находится под защитой государства наряду с государственной и муниципальной; признаются многопартийность, идеологическое многообразие.

На втором месте располагается глава о правах и свободах человека и гражданина, что выражает приоритетное значение утверждению прав и свобод человека. Согласно ст. 2 конституции российской федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Глава 3 «Федеративное устройство» включает вопросы территории Российской Федерации, состава Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и обеспечения государственного единства являются более общими по отношению к вопросам структурирования федеральной власти. после подписания федеративного договора 31 марта 1992 г. Российское государство стало федеративным не только по форме, но и по содержанию.

В настоящее время территория рф состоит из территорий ее субъектов (республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные округа, автономная область).

Организацией государственной власти на федеральном уровне посвящены четыре главы Конституции: гл. 4 «президент Российской Федерации», гл. 5 «федеральное собрание», гл. 6 «Правительство Российской Федерации» и гл. 7 «судебная власть».

В разделе втором Конституции Российской Федерации закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

2.3. Юридические свойства Конституции РФ.

Юридические свойства конституции - это правовые признаки ее как основного закона государства.

К юридическим свойствам Конституции относятся:

- учредительный характер,

- легитимность,

- верховенство,

- стабильность,

- прямое действие,

- база текущего законодательства,

- реальность,

- программность.

Учредительный характер. Нормы Конституции закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, принципы их создания и деятельности. Конституционные нормы устанавливают порядок создания всех правовых норм их иерархию в правовой системе.

Легитимность состоит в том, что Конституция принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства - парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.

Конституцию РФ 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной так как ее одобрили 58, 4% избирателей, принявших участие в голосовании, это составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.

Впервые в истории страны в Конституции 1993 года, получил закрепление принцип верховенства. Юридическое верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы.

Так, согласно этой статье Конституции РФ 1993 г., " Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации". Строгое и точное соблюдение Конституции — это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.

Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социальнополитических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, и для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных правовых норм. Тем не менее многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний

складывающимся в действительности общественным отношениям. Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах.

Так же, Конституция РФ является базой текущего законодательства, определяет его характер.

" Выступая в качестве юридической базы для развития всех отраслей российского права, конституция регулирует и закрепляет процесс создания правовых норм и актов, которыми обеспечивается проведение политических, культурных и социально-экономических преобразований в обществе. Насколько стабильным и эволюционным будет развитие самой конституции, настолько реформирование государственной и общественной сфер жизнедеятельности приобретет завершенный характер».

Сформулированные в Конституции нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления ее программности, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства.

К юридическим свойствам Конституции Российской Федерации относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент Российской Федерации является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82)

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов

Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.

Так же Конституционный суд играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции законов и иных нормативных актов как федеральных органов власти, так и субъектов Федерации. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие и применению.

Конституция РФ является постоянно действующей, но современная жизнь подвижна и может возникнуть необходимость внесения поправок и изменений в конституционные нормы. Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным конституциям, поэтому порядок ее принятия, пересмотра и внесения в нее поправок различен в зависимости от изменяемой главы или статьи. Процедуры изменения той или иной части Конституции РФ установлены гл. 9 Конституции РФ. Изменение Конституции РФ может быть в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения

Правовое регулирование данного государственно – важного процесса (внесение поправок) возложено на Федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути, это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если проект, подготовленный Конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135 Конституции РФ процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, в которых закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию РФ.

Предложения о внесении поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ): 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации ФС РФ либо его группа численностью не менее 1/5 его членов; 3) Государственная Дума ФС РФ либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Поправки к Конституции РФ должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В таком порядке вносятся изменения в гл. 3–8 Конституции РФ, которые посвящены организации государственной власти (порядок формирования и компетенция органов власти), поэтому не затрагивают первооснов конституционного строя России. Изменения в Конституцию РФ могут быть внесены только в отношении ст. 65, которая устанавливает субъектный состав РФ. Эта статья изменяется Указом Президента РФ, изданным на основании федеральных законов о принятии в состав РФ нового субъекта или образовании нового субъекта в ее составе

2.4. Прямое действие Конституции.

Правоприменительная практика всех государственных органов, органов местного самоуправления должна соответствовать конституции. Все должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления независимо от их ранга и положения ответственны за нарушение её требований.

“Непосредственное применение Конституции РФ обращено ко всем судам, прежде всего в области прав и свобод граждан, обеспечиваемых правосудием, в котором реализуется их судебная защита. Гражданин, который считает нарушенными свои права, может обратиться в суд, ссылаясь исключительно на соответствующую статью Конституции, и суд не вправе отказать в рассмотрении дела, ссылаясь на то, что нет конкретизирующих данную норму законов или подзаконных актов.”

Верховный суд РФ в своём постановлении “О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия” от 31.10.1995. подчеркнул, во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации.

В качестве акта прямого действия. Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности, в следующих случаях:

а) когда закреплённые нормой конституции положения, исходя из её смысла. Не требуют дополнительной регламентации, и не содержат указания на возможность её применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы и обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придёт к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) когда суд придёт к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемы судом отношения отсутствует.

Как отмечено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 г. по делу 6 толковании отдельных положений ст. 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации1, обязанность судов в случаях, если они приходят к выводу о неконституционности закона, для официального подтверждения его неконституционности обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации не ограничивает непосредственное применение ими Конституции Российской Федерации, “Если же закон, который должен был бы быть применен в конкретном деле, по мнению суда, не соответствует Конституции Российской Федерации и тем самым препятствует реализации ее положений, то для обеспечения непосредственного действия Конституции Российской Федерации во всех случаях, в том числе и когда дело разрешено судом на основании конкретной конституционной нормы, требуется лишение такого закона юридической силы в предусмотренном ст. 125 Конституции

Российской Федерации порядке конституционного судопроизводства.”

2.5. Действие конституции на всей территории государства

В условиях федеративного устройства государства федеральная Конституция действует во всех субъектах (членах) федерации, а конституции субъектов (членов) федерации—на всей территории соответствующих субъектов федерации.

“В федеративных государствах одновременно с действием федеральной конституции действуют основные законы (конституции, уставы и т.п.) субъектов (членов) федерации при соблюдении обязательного правила: конституции субъектов федерации не должны противоречить конституции федерации.”

Следовательно, конституционная законность в федеративных государствах имеет два уровня: конституционная законность в рамках всего федеративного государства и конституционная законность в границах соответствующих субъектов федерации.

Российская Конституция 1993 года, по мнению специалистов, рассчитана на переходный период развития России, продолжительность которого вызывает во многих кругах жаркие споры.. Одной из задач, при разработке проекта Конституции, было, создать механизмы, обеспечивающие устойчивость государственного экономического, общественного строя с учетом особенностей переходного периода. В настоящее время Конституция 1993 г. сталкивается с массой трудностей, порождаемых экономическими, социальными, политическими и другими факторами. На ее развитии сказывается нерешенность многих главных задач, стоящих перед страной, отсутствие должной стабильности.

Новое законодательство, деятельность Конституционного Суда, конституционная практика в целом, само время снимают многие вопросы. Но жизнь постоянно преподносит много нового и порой неожиданного. В этих условиях обновление комментария призвано облегчить понимание изменяющейся ситуации, четче видеть связь времен, легче прогнозировать будущие нововведения.

На новом этапе конституционного строительства Конституция должна выражать и закреплять интересы не какого-либо класса, социального слоя, группы или политической партии, а сочетание и сбалансированное взаимодействие экономических, политических, социальных и культурных интересов, целей и ценностей всех классов и социальных слоев, наций и народностей страны, граждан и государства, а также сочетание и сбалансированное взаимодействие

внешнеполитических интересов и целей Российской Федерации с целями и интересами других участников международного общения с учетом общих для всего международного сообщества принципов и норм межгосударственных отношений.

Это – главные направления и аспекты сущностной характеристики Конституции.

Юридическая природа Конституции РФ проявляется в ее чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику ее нормативно-правового содержания.

Высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в российской Федерации.

Конституция России является ядром правовой системы государства и системы права. Конституция является фундаментом системы права, главным системообразующим фактором базой для кодификации и систематизации законодательства.

На основе Конституции Российской Федерации и конституций республик в ее составе осуществляется упорядочение всей системы законодательства, его расистка и освобождение от устаревших норм. Комплексное развитие всех отраслей законодательства на базе новой Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка.

В современных условиях Российского федеративного государства наивысшая юридическая сила перешла к Конституции РФ. Она подлежит применению на всей территории России; конституции республик в составе Российской Федерации, акты иных ее субъектов не могут противоречить Российской Конституции.

Современные условия развития Российской Федерации создали явно выраженную потребность в обеспечении регулирования изменившихся общественных отношений и поставили общество перед необходимостью подготовки новой Конституции. Принятая всенародным голосованием Конституция РФ 1993 года явилась тем основополагающим источником права, который создал юридическую базу для всей последующей правотворческой деятельности государства.

 

 

Заключение.

Российская Конституция 1993 года, по мнению специалистов, рассчитана на переходный период развития России, продолжительность которого вызывает во многих кругах жаркие споры.. Одной из задач, при разработке проекта Конституции, было, создать механизмы, обеспечивающие устойчивость государственного экономического, общественного строя с учетом особенностей переходного периода. В настоящее время Конституция 1993 г. сталкивается с массой трудностей, порождаемых экономическими, социальными, политическими и другими факторами. На ее развитии сказывается нерешенность многих главных задач, стоящих перед страной, отсутствие должной стабильности.

Новое законодательство, деятельность Конституционного Суда, конституционная практика в целом, само время снимают многие вопросы. Но жизнь постоянно преподносит много нового и порой неожиданного. В этих условиях обновление комментария призвано облегчить понимание изменяющейся ситуации, четче видеть связь времен, легче прогнозировать будущие нововведения.

На новом этапе конституционного строительства Конституция должна выражать и закреплять интересы не какого-либо класса, социального слоя, группы или политической партии, а сочетание и сбалансированное взаимодействие экономических, политических, социальных и культурных интересов, целей и ценностей всех классов и социальных слоев, наций и народностей страны, граждан и государства, а также сочетание и сбалансированное взаимодействие внешнеполитических интересов и целей Российской Федерации с целями и интересами других участников международного общения с учетом общих для всего международного сообщества принципов и норм межгосударственных отношений.

Это – главные направления и аспекты сущностной характеристики Конституции.

Юридическая природа Конституции РФ проявляется в ее чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику ее нормативно-правового содержания.

Высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в российской Федерации.

Конституция России является ядром правовой системы государства и системы права. Конституция является фундаментом системы права, главным системообразующим фактором базой для кодификации и систематизации законодательства.

На основе Конституции Российской Федерации и конституций республик в ее составе осуществляется упорядочение всей системы законодательства, его расистка и освобождение от устаревших норм. Комплексное развитие всех отраслей законодательства на базе новой Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка.

В современных условиях Российского федеративного государства наивысшая юридическая сила перешла к Конституции РФ. Она подлежит применению на всей территории России; конституции республик в составе Российской Федерации, акты иных ее субъектов не могут противоречить Российской Конституции.

Современные условия развития Российской Федерации создали явно выраженную потребность в обеспечении регулирования изменившихся общественных отношений и поставили общество перед необходимостью подготовки новой Конституции. Принятая всенародным голосованием Конституция РФ 1993 года явилась тем основополагающим источником права, который создал юридическую базу для всей последующей правотворческой деятельности государства.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.026 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал