Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием и данными регистров бухгалтерского учета подлежат отражению в учете в месяце завершения инвентаризации, по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете (п.4 ст. 11 Федерального Закона №402-ФЗ).[19] Предложения о порядке урегулировании расхождений, выявленных в результате инвентаризации, представляются инвентаризационной комиссией руководителю организации для принятия окончательного решения. При подготовке таких предложений следует учитывать положения трудового законодательства. Результаты инвентаризации рассматриваются на заседании инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия должна выявить причины, которыми была обусловлена необходимость внесения уточняющих записей в регистры бухгалтерского учета, и предложить способы отражения в учете результатов инвентаризации.[20, 325] Отсутствие хотя бы одного члена комиссии, либо отсутствие подписи в инвентаризационной описи при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. При рассмотрении результатов инвентаризации инвентаризационная комиссия устанавливает: - причины излишка и недостачи, включая пересортицу, а также ошибки, допущенные в процессе учета имущества и обязательств; - наличие материально ответственных лиц, причины возникновения ущерба, виновных лиц и наличие условий для наступления материальной ответственности работников, точный размер ущерба и сумму ущерба, подлежащую взысканию с виновных лиц. Отражение результатов инвентаризации на примерах хозяйственных операций по материально-производственным запасам, основным средствам, денежным средствам в кассе, готовой продукции, расчетам в приложении. По фактам установленных излишков и недостач комиссия получает подробные объяснения от материально ответственных лиц. Если материально ответственные лица отказываются давать объяснения по факту недостачи, составляется соответствующий акт. Если недостача образовалась не по вине материально ответственных лиц, комиссия оформляет исчерпывающие объяснения о причинах, по которым недостача не отнесена на виновных лиц. Более того, факт отсутствия виновного лица следует документально подтвердить, например постановлением о приостановлении предварительного следствия.[16, 338] Заседание комиссии оформляется протоколом, в котором фиксируются выводы, решения и предложения по результатам проведенной проверки, а так же утверждается заключительный акт инвентаризации. Заключительный акт передается на рассмотрение руководителю организации. Результаты должны включать показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей. Расшифровка имущества и обязательств может приводиться только по тем объектам, по которым установлены расхождения. Именно руководитель организации принимает окончательное решение по результатам инвентаризации, которое оформляется приказом. Приказ об утверждении результатов инвентаризации является основанием для отражения соответствующих решений в бухгалтерском учете. Результаты инвентаризации переносятся в счета Главной книги, остатки которых в связи с этим пересматриваются и учитываются при закрытии счетов учётного года и переносе в баланс. Завершается инвентаризация подшивкой в папку её результатов, где они будут сохранятся не менее 5 лет, т.е. весь срок исковой давности по бухгалтерским операциям. Контрольные функции бухгалтерского учета в системе управления хозяйствующего субъекта предполагают выявление в возможно короткие сроки указанных отклонений, внесение в данные бухгалтерского учета и отчетности соответствующих коррективов, обусловленных результатами установленных отклонений и полностью соответствующих им. Бухгалтерский учет может эффективно контролировать достоверных учетных данных о дебеторско-кредиторской задолженности с помощью инвентаризации. В соответствии с рыночной концепцией учёта инвентаризации подлежит каждая статья актива и пассива. По её результатам можно сделать выводы о натурально-вещественной базе и состоянии дел в области расчётов организации, т.е. качественном состоянии бизнеса, что позволяет не только оценить его эффективность, но и разобрать экономическую перспективу развития. Таким образом, результаты инвентаризации дают возможность предприятию планировать и координировать свои действия в определенных направлениях. При отсутствии этих данных предприятие не может планировать свою работу на долгосрочную перспективу. Результаты инвентаризации рассматриваются на заседании инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия должна выявить причины, которыми обусловлена необходимость внесения уточняющих записей в регистры бухгалтерского учета, и предложить способы отражения в учете результатов инвентаризации. Инвентаризационная комиссия устанавливает: 1) имеются ли в организации лица, несущие материальную ответственность за сохранность ценностей, определяет размер этой ответственности; 2) анализирует возможные способы истребования сомнительной дебиторской задолженности путем перевода долга, бартерных операций и тому подобное; 3) составляется специальная опись для объектов, не пригодных к дальнейшей эксплуатации и не подлежащих восстановлению, с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин непригодности (порча, полный износ), а также предложений источников списания этих объектов; 4) инвентаризационная комиссия выявляет причины недостач и излишков; 5) по фактам образования излишков или недостач комиссия должна получить подробные объяснения от материально-ответственных лиц. Заседание инвентаризационной комиссии оформляется протоколом, в котором фиксируются выводы, решения и предложения по результатам проведенной проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей. Кроме того, в протоколе приводятся сведения о производственных запасах, пришедших в негодность, с указанием причин порчи и виновных в этом лиц. На заседании инвентаризационной комиссии утверждается заключительный акт инвентаризации. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются в порядке, предусмотренном действующими нормативными документами. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором инвентаризация была закончена, а результаты годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете. В отличие от Закона N 129-ФЗ, в новом Законе N 402-ФЗ отсутствуют указания касающиеся порядка отражения на счетах, возникших в результате инвентаризации излишков и недостач. При этом сохраняет свое действие пункт 28 Приказа N 34н, дублирующий положения пункта 3 Закона N 129-ФЗ. В частности: · выявленный при инвентаризации излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, его сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации: Таблица 1. Отражение зачисления излишек в бухгалтерском балансе.
· выявленная недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на расходы, сверх норм — за счет виновных лиц: Таблица 2. Отражение недостачи в бухгалтерском балансе.
Продолжение таблицы 2
· если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.
Таблица 3. Отражение недостачи в бухгалтерском балансе если виновные не выявлены
Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что правильное отражение результатов инвентаризации дает полный анализ хозяйственной деятельности предприятия. Глава 2. Практическое задание (вариант №5) 2.1. Составление бухгалтерской отчетности на примере ОАО «Технопарк» Таблица 1. Журнал хозяйственных операций по доходам и расходам ОАО «ТЕХНОПАРК».
Продолжение таблицы 1.
Продолжение таблицы 1.
Таблица 2. Порядок формирования показателей формы «Отчет о финансовых результатах».
Продолжение таблицы 2.
Продолжение таблицы 2.
Предприятие имеет по Главной книге следующие остатки средств. Таблица 3. Порядок формирования показателей формы «Бухгалтерский баланс» ОАО «ТЕХНОПАРК».
Таблица 4. Порядок заполнения бухгалтерского баланса.
Продолжение таблицы 4.
Продолжение таблицы 4.
Продолжение таблицы 4.
|