Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип разделения властей в государственном механизме зарубежных стран, особенности его закрепления.






Разделение властей — один из основополагающих принципов конституционализма, согласно которому единая государственная власть разделяется на самостоятельные и независимые друг от друга законодательную, исполнительную и судебную (иногда прибавляются также учредительная, избирательная и контрольная власти).

Принцип разделения властей впервые и наиболее последовательно был воплощен в Конституции США 1787 г., где предусмотрено не только разделение трех властей, но и контроль одной властью деятельности другой через так называемую систему " сдержек и противовесов".

Менее последовательно принцип разделения властей проведен в парламентарных государствах, так как в них парламенту принадлежит формальное верховенство над органами исполнительной власти.

В настоящее время принцип разделения властей официально отвергается государственно-правовой доктриной так называемых социалистических стран (КНР, КНДР, Лаос, Куба, Вьетнам), а также стран с формой правления в виде абсолютной монархии (Саудовская Аравия, Оман, Ватикан).

Теория разделения властей — политике-правовая доктрина, согласно которой государственная власть понимается не как единое Целое, а как совокупность различных властных функций (законо- дательной, исполнительной, судебной), осуществляемых независимо друг от друга различными государственными органами.

Идея о разделении властей, которую высказывали еще античные и средневековые ученые (Аристотель, Марсилий Падуанский и др.), была сформулирована как самостоятельное учение в середине XVIII в. Ш. Монтескье. Учение о разделении властей, связанное с теорией естественного права, исторически сыграло прогрессивную роль в борьбе буржуазии с абсолютизмом.

В современную эпоху принцип разделения властей является краеугольным камнем конституционализма.

Система " сдержек и противовесов" — существующая в США особая модель разделения властей.

В соответствии с этой моделью законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но и полностью независимы друг от друга, каждая из властей обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать другие власти.

Ни одна из властей не имеет ни формального, ни фактического верховенства, что обеспечивает уже более 200 лет особую устойчивость конституционной системы США.

Законодательная власть — в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, исполняющих эти полномочия.

В демократических государствах законодательная власть может осуществляться не только специальными законодательными органами (парламентами, иными законодательными ассамблеями), но также и непосредственно избирательным корпусом (политически дееспособными гражданами) путем референдумов, в некоторых случаях и органами исполнительной власти — в порядке делегированного или чрезвычайного законодательства.

Конституции некоторых современных государств содержат положения о том, что законодательная власть принадлежит совместно монарху, парламенту или палатам парламента и главе государства как составной части парламента.

В абсолютных монархиях (Оман, Бруней, Саудовская Аравия) законодательная власть принадлежит исключительно монарху.

Единство государственной власти — один из основных принципов организации государственной власти в так называемых социалистических странах и ряде тоталитарных государств. Озна- чает существование единой системы органов государственной власти с разделением лишь властно-управленческих функций, но не властей. Предполагается также наличие в системе органов государственной власти одного высшего органа, которому подконтрольны и подотчетны все другие органы власти без исключения. Наконец, принцип единства государственной власти не признает разделения органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Реализация принципа единства государственной власти неизбежно ведет к концентрации всей государственной власти в одних руках и ее абсолютизации.

Орган государства — отдельная организационная часть государственного механизма, наделенная властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке деятельности.

Органом государства может быть одно должностное лицо или известным образом организованная группа должностных лиц.

Государственный аппарат — в науке конституционного права система органов, практически осуществляющих государственную власть и функции государств. В узком смысле — совокупность исполнительных (административных) органов власти, выполняющих повседневную работу управления государством.

Государственный совет — в некоторых зарубежных государствах (Франция, Испания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Эквадор, Греция, Колумбия) одно из центральных государственных учреждений, являющееся либо высшим органом административной юстиции, либо органом конституционного контроля, либо (в отдельных странах одновременно) консультативным органом при главе государства.

В Швеции, Норвегии, Финляндии, КНР, Республике Корея, части кантонов Швейцарии — официальное название правительства.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал