Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выявление грубых погрешностей.

Приближенно грубыми по­грешностями можно считать такие их значения, у которых абсо­лютное отклонение от среднего превышает утроенное значение стандартного отклонения отдельного результата, т.е. х1— x > 3sx.

Более удобно пользоваться Q-критерием, если число опытов не превышает 10. Все полученные результаты располагают в порядке возрастания величин: x1, x2,..., xn. Разность между наибольшим и наименьшим значениями R=xnх1 называют размахом варьи­рования. Величину, которая кажется грубой погрешностью, сравнивают с соседним значением, т.е. находят разность xn —xn-1 или х21. Рассчитывают Qp:

и сравнивают полученный результат с Qтабл (табл. 7.4) при за­данной доверительной вероятности и данном числе опытов. Если Qp< Qтабл, то грубой погрешности нет. В противном случае она присутствует, и данный результат надо отбросить.

 

Таблица 7.4. Значения Q-критерия

 

n р
     
0.90 0, 95 0, 99
  0, 89 0, 94 0, 99
  0, 68 0, 77 0, 89
  0, 56 0, 64 0, 76
  0, 48 0, 56 0, 70
  0, 43 0, 51 0, 64
  0, 40 0, 48 0, 58

 

При обработке малого числа результатов может случиться, что с помощью Q-критерия будет исключено значение, которое следовало бы оставить. В этом случае можно воспользоваться одним из следующих приемов:

а) оценить ожидаемую воспроизводимость, чтобы убедиться, что результат действительно сомни­телен;

б) повторить анализ;

в) вместо среднего арифметического использовать медиану, так как она дает более достоверную оценку правильного результата.

Пример 2. Определить, есть ли грубая погрешность, если при анализе образца с содержанием меди 11, 58% были получены следующие результаты (%): 11, 50; 11, 53; 11, 45; 11, 60.

Решение. Расположим результаты в ряд в порядке их возрастания: 11, 45; 1, 50; 11, 53; 11, 60.

Проверим крайние значения:

при n=4 и Р=0, 95 Qтавл составляет 0, 77 (табл. 7.4). Q1 < Qтабл, следовательно, первый результат не содержит грубой погрешности

0, 46< 0, 77, следовательно, грубая погрешность отсутствует.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ АНАЛИЗА

Результат анализа, т.е среднее значение результатов параллельных определений, характеризуется значением границ доверительного интервала (или стандартным отклонением), а также воспроизводимостью и правильностью анализа*. В терминах ма­тематической статистики воспроизводимость это степень близос­ти друг к другу вариант, составляющих выборку; правильность качество анализа, отражающее близость к нулю систематических погрешностей, которые определяются как статистически значимая разность между средним и действительным значениями содержа­ния определяемого компонента.

После того как вычислены систематические погрешности I и II типа и внесены соответствующие поправки, выявлены и отброше­ны грубые погрешности, приступают к вычислению границ дове­рительного интервала и точности анализа. Начинают расчеты с определения среднего значения х (среднего арифметического или медианы). Затем вычисляют дисперсию S2 и стандартное отклоне­ние среднего результата по формулам (см.табл.7.2). Величину доверительного интервала определяют как x±ep, где ep = tppx. Значения tp приведены в табл. 7.5.

Точность анализа вычисляют как отношение ep к истинному или среднему значению:

Таблица 7.5. Значения коэффициентов Стьюдента—Фишера

 

 

n р
0, 9 0, 95 0.99
  6, 314 12, 706 63, 657
  2, 920 4, 303 9, 925
  2, 353 3, 182 5, 841
  2, 132 2, 776 4, 604
  2, 015 2, 571 4, 032
  1, 943 2, 447 3, 707
  1, 895 2, 365 3, 499

 

Такие расчеты следует проводить при всех титриметрических определениях.

****Используемый иногда термин точность анализа представляет собой качест­венную характеристику, отражающую степень близости к нулю всех видов по­грешностей — как систематических, так и случайных. В математической статистике этот термин не употребляется.

 

Пример 3. При повторных анализах были получены следующие значения содержания фосфора в технической фосфорной кислоте: 35, 30; 35, 40; 35, 20; 35, 50; 35, 40; 35, 30%. Провести статическую обработку результатов анализа при Р= =0, 95.

Решение. Находим среднее значение:

Проверяем наличие грубых погрешностей. Из полученных значений 35, 50% вызывает сомнения. Проверим это значение по критерию Q:

По табл. 7.5 при Р=0, 95 и n= 6 находим Qтабл=0, 5б.

Расчетное значение меньше табличного, поэтому величина 35, 50% не является грубой ошибкой. Определяем средние квадратичные ошибки S2 и :

Вычисляем границы доверительного интервала:

(tp=2, 571 по табл. 7.5 при P=0, 95 и n=6). Доверительный интервал составляет 35, 35±0, 11%. Рассчитываем точность анализа:

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Степени ожогов | Виды погрешностей
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал