Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВСТУПЛЕНИЕ. свою психологическую определенность лишь в конкретной ситуации
П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ свою психологическую определенность лишь в конкретной ситуации. Главным условием эффективного практического применения положений концепции является не стремление к буквальному воспроизведению некой абстрактно-всеобщей процедуры, а творческое психологическое моделирование конкретной ситуации (обучения, информационного поиска, взаимодействия и т. п.). В случае реализации этого Требования практическое применение данного подхода действительйб дает высокие результаты, что многократно было продемонстрировано применительно ко всему спектру непрерывного образования. На основании положений теории планомерно-поэтапного формирования под непосредственным руководством П. Я. Гальперина его учениками и последователями осуществлено нескольких сотен прикладных проектов, направленных на совершенствование содержания, форм и методов обучения в дошкольном воспитании, в начальной, средней общеобразовательной и профессиональной школе, в высшем образовании, в обучении рабочих и специалистов на производстве, в повышении квалификации и переподготовке руководящих работников и специалистов различных отраслей экономики, в военном и спортивном обучении1. Главным итогом внедрения прикладных разработок в указанные сферы является сокращение сроков обучения при одновременном повышении качества усвоения соответствующего материала; обеспечение успешности обучения у подавляющей части обучаемых; существенное повышение интереса к учению у обучаемых; возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний. Так, в области дошкольного воспитания выстроена и успешно апробирована система критериев психологической готовности ребенка к школе, а также путей направленной коррекции (в случае необходимости) основных составляющих такой готовности у детей 5-6 лет. 1 В 1999 году за разработку и практическую реализацию положений данной теории П. Я. Гальперину (посмертно) и группе его учеников и последователей была присуждена Премия Президента РФ в области образования. I] ЕЗ Огромный объем прикладных разработок выполнен в области начального и среднего образования. Так, были разработаны и широко внедрены (начиная с 1960-х годов и по настоящее время) программы учебных курсов (либо их фрагменты) по родному языку, начальной математике, основным разделам математического образования в школе (алгебра, геометрия, тригонометрия, начала математического анализа), предметам естественнонаучного и гуманитарного цикла. При этом перестраивались и содержание учебных предметов, и методы их преподавания. В зависимости от практической необходимости подвергались модификации либо отдельные фрагменты обучения (с точки зрения содержания и/или методов), либо целостный процесс. В последнем случае изменялась вся система обучения: цели, содержание, формы, метод, средства и оценка его результатов. В области высшего образования охваченными оказались практически все типы существующих в нашей стране высших учебных заведений: классические университеты и медицинские высшие учебные заведения, педагогические вузы и различные специальные высшие учебные заведения (гражданские и военные). Работы проводились на материале общеобразовательных и специальных дисциплин. Свыше 30 лет ученики и сотрудники П. Я. Гальперина ведут интенсивную и высокопродуктивную работу по внедрению сформулированных им принципов в систему профессионального обучения рабочих и специалистов на производстве, в различного рода учебных и тренировочных центрах и институтах Создано и внедрено более пятисот программ эффективного обучения в черной и цветной металлургии, атомной промышленности и теплоэнергетике, машиностроении и других областях промышленности. Курсы и программы обучения, основанные на этих принципах, с успехом внедрялись практически во все рода и виды Вооруженных Сил нашей страны и стран-союзниц в 1970-1980-е годы. Мы надеемся, что знакомство читателей с «Лекциями по психологии» поможет им открыть для себя одну из интереснейших психологических концепций XX века и даст им хорошую почву для дальнейших размышлений. Проф. А. И. Подольский Москва, март 2002 года Часть 1. Ориентировочная деятельность как предмет психологии
|