Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
хорового звучания. ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Хоровое пение располагает различными вокальными штрихами, среди которых значительное место занимают приемы звуковедения. Эти приемы диктуются характером музыки, особенностями ее фактурного изложения. В хоровом пении и дирижировании наиболее часто используемые – legato, non legato (markato), stakkato. Все указанные приемы звуковедения могут быть осуществлены лишь при условии умения певцов пользоваться дыханием. Поэтому во время исполнения того или иного певческого штриха руководитель должен обращать внимание участников хора на взаимосвязь звуковедения с дыханием, мышцами брюшного пресса, диафрагмой. Например, при звуковедении legato нельзя снимать звук с дыхания, а при исполнении staccato надо петь, как бы коротко прерывая (ослабляя) дыхание, но постоянно сохраняя при этом активное состояние мышц, регулирующих дыхательный процесс. Существует три главных приема певческого звуковедения: 1. Legato, что означает «плавно, связно». Это наиболее трудный для овладения прием звуковедения. Вместе с тем именно навыки пения без толчков являются для певцов основополагающими. На базе пения legato вырабатываются все другие навыки звуковедения. Петь legato, незаметно переходя от звука к звуку, как бы переливая голос из звука в звук, сохраняя на одном уровне силу всех составляющих мелодию звуков или постепенно усиливая и филируя их, есть большое певческое искусство. Лучше всего прием legato удается в пении на гласные или с закрытым ртом. Самое трудное — сохранить legato при пении мелодии с текстом, так как согласные звуки, встречающиеся в нем, неизбежно прерывают вокальную линию. Необходимо добиваться как можно более короткого, но четкого и мягкого произношения незвучащих согласных, особенно б, п, к, д, т. Пение legato можно сравнить с непрерывным и ровным звучанием смычка струнных инструментов. Так же ровно, плавно должен звучать певческий голос. Лирические напевные произведения исполняются приемом legato. Дирижирование: Прием legato (легато - связно): мягко, пластично, плавно, тягуче, ровно, без толчков. «Точки» на гранях долей в дирижерских схемах почти стираются, а доли схемы связываются между собой. Для этого необходима свобода всего мышечного аппарата (кисти, предплечья, плеча). 2. Staccato означает «отрывисто». Этот прием звуковедения прямо противоположен legato. Переходить к нему рекомендуется после овладения навыком связного, плавного пения. Обозначается этот штрих точками над или под нотами. При исполнении staccato звуки как бы подчеркиваются голосом легкими толчками (акцентами) и отделяются друг от друга цезурами (короткими паузами). Согласные с конца слога (если они не стоят в конце слова) переносятся к началу следующего слога. Прием staccato используется в подвижных, шуточных произведениях в звукоизобразительных целях. Дирижирование: Прием stakkato (стаккато - отрывисто) обычно исполняется либо одной кистью, либо кистью с предплечьем. «Точки» фиксируются очень четко, остро и отчетливо. Плечо и предплечье должны быть при этом абсолютно свободны. Путь от «точки» до «точки» в дирижерской схеме предельно сокращен. 3. Nonlegato — буквально — не legato, не плавно, не связно. Этот штрих состоит как бы из элементов двух предыдущих: с одной стороны, прием non legato предусматривает некоторое подчеркивание каждого звука мелодии (как staccato), но при этом нельзя допускать нарочитости акцентов, то есть, с другой стороны, исполнять мелодию надо на основе непрерывности, не делая цезур (пауз). Штрихом non legato исполняются, например, произведения в подвижном темпе, когда следует передать характер взволнованности или особую значительность подчеркиванием каждого слога текста (Танеев. «Посмотри, какая мгла»). В работе над такими хоровыми партитурами следует наметить и выполнять динамику фраз, предложений, чтобы не получилось однообразное пение «по слогам». Дирижирование: Прием non legato (нон легато - несвязно): комбинированный, промежуточный, т.к. соединяет в себе особенности звуковедения и legato и non legato. Доли разграничены по отношению друг к другу, долевые движения ускорены, увеличивается значимость «точки» - исполняется упруго, с б о льшей отдачей. Markato (маркато - подчеркивая) требует острого, четкого удара кисти, но с сохранением эластичности, движение руки должно быть непрерывным
7. Общепринятые темповые разновидности Как известно, среди многих элементов исполнения темп (т. е. тип движения) является наименее стабильным и устойчивым. Свободный, «живой» темп в произведении обладает естественностью, пластичной гибкостью; в таком типе движения заложена необыкновенная сила воздействия. В то же время ровность и неизменная поступательность постоянного темпа производят не меньшее впечатление. Различные типы движения избираются композиторами для воплощения в произведениях музыкальных образов. В сочинениях разных стилей и жанров установились разнообразные типы движения — быстрые, спокойные и медленные, свободные и строгие по темпу. Как сообщал Г.Риман в книге «Катехизис истории музыки», темповые обозначения появились к концу XIXв. Поначалу это были allegro, andante, adagio. Затем к ним присоединились presto, largo и производные — allegretto, andantino, prestissimo. Эти определения относились в большей мере к характеру исполнения (например, allegretto, скорее, указывает на легкость движения, чем на точное определение темпа), что, впрочем, остается и поныне. Некоторые темповые определения отличались друг от друга совсем незначительно. Темп, как форма движения, менялся соответственно смене музыкальных стилей в истории. Таким образом, движение allegro XVIIIв. отличается от скорости allegro XX в. большим спокойствием. Обычно композиторы в произведениях выставляют темповые обозначения либо в виде общепринятых терминов, выражающих тип, скорость движения и характерные жанровые, стилистические особеннос ти. Дополнительно могут использоваться метрономические указания, выраженные в числовом значении, что, безусловно, облегчает исполнителям понимание движения в музыке. Правильное определение темпа в произведении — первостепенная задача дирижера. Неверно взятый темп отрицательно отражается на всех становится неуверенным. Достаточно перейти допустимые границы скорого темпа, как качество исполнения резко ухудшится: утратится отчетливость ритма и слова, разрушится ансамбль и строй. Иногда исполнители не удерживают единый темп с начала до конца произведения. Это проявляется в тенденции связывать crescendo с accelerando, diminuendo с rallentando. В музыкальном понимании ровный темп является обязательным условием, потому что через ощущение метрономически постоянного движения открываются возможности · разнообразной агогики, например, tempo rubato и tempo ad libitum, · все виды ускорений (accelerando, stringendo, incalzando, affrettando, con moto, piu mosso) и · замедлений (ritenuto, ritardando, rallentando, stentando, strasciando). Фермата является знаком, увеличивающим звук (паузу) на неопределенное количество временных единиц. Существует два вида фермат на звуке — снимаемые и неснимаемые. Первые, снимаемые, ферматы называются так, потому что встречаются в конце музыкальных построений (например, на заключительных аккордах) и внутри построений перед паузами, т.е. в тех случаях, когда после остановки на ноте ее звучание прерывается, при этом требуется дирижерский жест снятие. Вторые, неснимаемые, ферматы встречаются внутри музыкальной фразы; после ферматы (остановки на ноте) следует продолжение музыки, и дирижер не производит движения снятие. К ферматам на паузе относят фермату между звуками и фермату на тактовой черте; обе они выражают внезапную остановку в виде люфтпаузы.
Существуют общепринятые темповые разновидности. Они включают группы очень медленных, медленных, умеренных, быстрых и очень быстрых темпов.
Замедление, ускорение: Accelerando (аччелерандо) – ускоряя Allargando (алларгандо) – расширяя A tempo (а темпо) – в прежнем темпе Meno mosso (мэно моссо) – менее подвижно Piu mosso (пиу моссо) – более подвижно Poco a poco (поко а поко) – постепенно Rallentando (раллентандо) – постепенно замедляя Ritardando (ритардандо) – расширяя Ritenuto (ритэнуто) – замедляя
Прочие оттенки: Da capo al fino (да капо аль фино) – с начала до слова «конец» Meno (мэно) – менее Molto (мольто) – много, очень много Piu (пиу) – больше Rubato (рубато) – свободно по темпу Non troppo (нон троппо) – не слишком Sempre (сэмпрэ) – постоянно, всегда Simile (симиле) – аналогично, в том же роде Sforzando (сфорцандо) – внезапный акцент на звуке или аккорде Subito (субито) – внезапно, резко
Эмоциональные оттенки: Agitato (аджитато) – возбужденно Animato (анимато) – одушевленно Apassionato (апассионато) – страстно Cantabile (кантабиле) – певуче Con anima (кон анима) – с душой Con brio (кон брио) – живо Con moto (кон мото) – с движением Con fuoco (кон фуоко) – с огнем Dolce (дольче) – нежно, ласково Espressivo (эспрессиво) – выразительно Leggiero (леджиеро) – легко, грациозно Maestoso (маэстозо) – величественно, торжественно Marcato (маркато) – четко, подчеркивая Morendo (мoрэндо) – замирая Risoluto (ризолюто) – решительно Scherzando (скэрцандо) – шутливо, игриво, с юмором Semplice (сэмпличе) – просто Smorzando (сморцандо) – замирая Sotto voce (сотто воче) – с душой Spirituoso (спиритуозо) – с увлечением Tenuto (тэнуто) – выдержанно Громкость (динамика): Forte (фортэ) – сильно, громко Mezzo forte (меццо фортэ) – не очень громко Fortissimo (фортиссимо) – очень громко Piano (пиано) – тихо Mezzo piano (мэццо пиано) – не очень тихо Pianissimo (пианиссимо) – очень тихо
Crescendo (крещендо) – постепенно усиливая Diminuendo (диминуэндо) – постепенно затихая 8.Хоровые жанры (духовные и светские) русской музыки
9.Хоровые жанры (духовные и светские) западноевропейской музыки
10.Периодизация хоровых жанров по эпохам: Возрождение -Франция, Италия, Нидерланды (2-я половина 14 века – середина 16 века) Барокко - Италия, Германия, Австрия (конец 16 века – 1-я половина 18 века) Рококо -Франция, Австрия (1-я половина 18 века)
Классицизм -Германия, Австрия (конец 17 века – начало 19 века)
Романтизм - Австрия, Германия, вся Западная Европа, Россия (19 век)
Литература, которую можно использовать при анализе и написании аннотации хорового произведения
1. Безбородова Л.А. Дирижирование / уч. пособие / - М., 1990. 2. Вокальный словарь /под ред. И.Кочневой, А.Яковлева/ - Лен., 1986. 3. Живов В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения - М., 1987. 4. Живов В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. / уч. пособие / - М., 2003. 5. Композиторы Российской Федерации. - Вып. 1-7. - М., 1981 - 2000. 6. Копытман М.Р. Хоровое письмо / уч. пособие / - М., 1971. 7. Краснощеков В. Вопросы хороведения - М., Музыка 1969. 8. Левандо П.П. Хоровая фактура /монография/ - Лен., 1984. 9. Осеннева М.С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом - М., 1999. 10. Осеннева М.С, Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором: /учебное пособие/ - М.: Издательский центр Академия, 2003. 11. Романовский Н. Хоровой словарь - М., Музыка 2005. 12. Ручьевская Е.А. Анализ вокальных произведений / уч. пособие / – М., 1988. 13. Самарин В.А. Хороведение / уч. пособие / - М., 2000. 14. Соколов В.Г. Работа с хором / уч. пособие / - М., 1983. 15. Способин И.В. Музыкальная форма - М., Музыка 1980. 16. Уколова Л.В. Дирижирование - М., Владос, 2003. 17. Усова И.А. Хоровая литература - М, Музыка 1976. 18. Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом – М., Музыка 1988.
|