![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные достижения отечественной психологии начала XX века. Принцип деятельности в психологии
В 1920—1930-х гг. отечественными психологами закладываются методологические основы психологии. Главное достижение отечественной психологии — это положение о психике, которая формируется и проявляется в деятельности. Рассмотрим самые крупные фигуры, повлиявшие на ход развития отечественной психологии. В работах С. Л. Рубинштейна (1889—1960) был сформулирован принцип «единства сознания и деятельности». «Сомкнуть сознание с процессом деятельности, объяснив, каким образом оно формируется в этом процессе», — таков был подход Рубинштейна к предмету психологии. «Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и определяется. Тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого». Главный постулат психологии деятельности в том, что общение человека с миром не является прямым непосредственным (как на биологическом уровне), но совершается посредством его реальных действий с объектами этого мира. Такой подход изменял всю систему прежних взглядов на сознание. А. Н. Леонтьев (1903—1979), другой ведущий отечественный психолог, также развивал положение о том, что все, что совершается в психической сфере человека, укоренено в его деятельности. Леонтьев подчеркивал, что деятельность — это особая целостность, которая не сводится только к сумме действий. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь. Деятельность — это направленная активность человека. Обращение к деятельности, как присущей человеку форме существования, позволяет изучать такие категории, как: — внутренний образ предмета; — совершаемое человеком действие; — мотив, побуждающий человека действовать; — переживание человеком своего отношения к другим индивидам; •— личностные свойства и притязания человека. Например, учебная деятельность, которую осуществляет студент, может направляться мотивом подготовки к профессиональному труду, или мотивом приобщения к интеллектуальной элите, или мотивом общения со сверстниками и т. д. В реальной жизни каждой деятельности обычно соответствуют несколько мотивов, поэтому говорят о полимотивированности деятельности. В рамках данного подхода обнаруживается, что структурные единицы деятельности подвижны. Если сначала у человека действие вызывалось одним мотивом (прочитать учебник, чтобы подготовиться к экзамену), то впоследствии сама деятельность может оказаться столь интересной сама по себе, вне учебного процесса, что появится другая цель — перечитать всю литературу по данному предмету, например. Такое явление А. Н. Леонтьев называл «сдвигом мотива на цель». Деятельность можно различать по направленности: на объект внешнего мира, на другого человека, на самого себя. Деятельность также различают по предмету: игровая деятельность, учебная деятельность, трудовая деятельность и т. д. Д. Б. Эльконин ввел понятие ведущей деятельности, т. е. деятельности, которая соответствует наиболее значимому мотиву в тот или иной возрастной период жизни человека. Итак, обращение отечественных психологов к проблеме деятельности существенно расширило предметную
область психологии. К проблеме деятельности мы вернемся в следующих главах книги. Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 24 of 147
|