Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Факторы формирования внутренней мотивации достижения
В своем большинстве эти факторы являются психологическими: — наличие внутренней мотивации у окружающих; — творческое разнообразие деятельности; — отсутствие жесткого контроля; — отсутствие спешки, возможность ребенка вникнуть в то, что он делает с интересом; — свободный выбор заданий среди тех, которые приготовлены учителем; — отсутствие публичности в деятельности; — акцент на саму деятельность и ее успешность; — уверенность ребенка в себе; — баланс возможностей и трудностей; Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 49 Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 50 of 147 — эмоциональный подъем и дружелюбная атмосфера. Формирование волевых качеств личности. 2. Формирование волевых качеств личности. Волевые качества личности непосредственно влияют на учебную деятельность. Развить их — еще одна задача ученика и учителя. К волевым качествам относятся: настойчивость, самостоятельность, дисциплинированность, организованность, точность, аккуратность, обязательность, трудолюбие, решительность, самообладание. Факторы формирования воли также делятся на внешние и внутренние. Внешние факторы формирования воли: — личность окружающих должна быть волевой; — нужна средняя степень опеки и контроля, опеки и помощи. Иными словами, нужно помогать делающему, — должны быть даны упражнения на планирование деятельности и взятие ответственности на себя; — должна быть последовательность усложнения действий — от простого к сложному; — учитель должен оценивать волевое поведение ученика и хвалить его в случае принятия решения или иного проявления воли. Внутренние факторы формирования воли: — развитие определенного уровня мировоззрения, идеалов и устремлений; — нравственность и чувство долга; — ясность, конкретность целей, которые человек ставит перед собой, и понимание способов их достижения; — рефлективность; — эмоциональность; — правильное соотношение далеких и близких мотивов. Так, нельзя каждый раз жертвовать ситуативными мотивами. Навыки и умения Навык 1. Навык — автоматизированный элемент сознательного действия, который вырабатывается в процессе выполнения этого действия 1. Любая профессиональная деятельность представляет собой сложный процесс и требует переработки большого объема информации. Для эффективной работы необходимо часть информации «вывести» из поля сознания и осуществлять ряд действий автоматически. Эту функцию и выполняет навык. Формирование любого навыка начинается с получения информации о состоянии среды в форме какого-либо сенсорного сигнала. Общая схема выработки навыка заключается в следующем: — в процессе деятельности на человека многократно воздействуют сходные раздражители (например, выполняется однотипная Производственная операция); — под влиянием раздражителей у субъекта формируется определенная программа поведения реагирования на эти раздражители, которая закрепляется и «передается» на уровень подсознательного контроля. Эта программа не тождественна с одиночным ответом в схеме рефлекса. Она представляет собой умение действовать в определенной ситуации с большой степенью приспособляемости к этой ситуации; — формирование профессиональных навыков идет не пассивно, а под влиянием специально 1 Общая психология / Под ред. А. В. Карпова. М., 2002. С. 211—214.
|