Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 2. Экономика, основанная на знаниях ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Экономика, основанная на знаниях, базируется преимущественно на использовании мыслительных процессов, а не физических умений и навыков; на применении технологии, а не на переработке сырья или эксплуатации дешевой рабочей силы. Это экономика, при которой знания создаются, приобретаются, передаются и используются наиболее эффективно отдельными личностями, предприятиями, организациями и сообществами для достижения экономического и социального развития (World Bank Institute, 2001с; World Bank, 1998d). Знания могут быть представлены в форме знаков и записаны или же могут присутствовать нематериально в умах людей. Экономика, основанная на знаниях, меняет потребности рынка труда во всех странах. В индустриально развитых странах, где экономика, основанная на знаниях, развивается быстрыми темпами, потребности рынка труда меняются соответственно. Там, где вводятся новые технологии, возрастают потребности в высококвалифицированных работниках, особенно в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В то же время потребность в низкоквалифицированных работниках уменьшается (OECD, 2001f). Четыре основные характеристики экономики, основанной на знаниях, имеют огромное значение для образования и профессиональной подготовки. • Знания постоянно развиваются и применяются по-новому. Информационная революция расширила зону доступа и открыла новые возможности доступа к информации. Она также породила новые возможности для производства информации и ее переработки. Сети, основанные на создании и передаче информации, способствуют инновациям и ускоряют их адаптацию. Изменения в ИКТ коренным образом изменили способ передачи информации. Полупроводники позволяют ускорять передачу информации, компьютерная память увеличивается, цены на ИКТ уменьшаются. Стоимость передачи информации существенно упала и продолжает падать, пропускная способность сетей увеличивается, и предоставление доступа в Интернет растет. Использование мобильных телефонов по всему миру также увеличивается, что лишь добавляет скорости и мощности изменениям и инновациям. • Циклы создания продуктов становятся короче, и потребность в инновациях растет. В 1999 г. в автомобильной промышленности требовалось шесть лет на то, чтобы перейти от концепции нового автомобиля к его сборке; сейчас этот процесс занимает два года. Количество использования патентов растет, регистрируется все большее число международных и множественных патентов. Индустриально развитые страны зарегистрировали 82 846 патентных заявок в Европейском патентном офисе в 1997 г., и это число увеличилось на 37% в сравнении с 1990 г. (OECD 2001f). • Во всем мире растет торговля, и тем самым увеличивается конкуренция среди производителей. Страны, которые смогут интегрироваться в мировую экономику, достигнут более высокого экономического роста и, среди прочего, смогут добиться улучшений в системах здравоохранения и образования (World Bank, 2002е). • Малые и средние предприятия в сфере услуг становятся все более важными игроками как в смысле экономического роста, так и в смысле занятости. Экономика, основанная на знаниях, зиждется на четырех столпах (World Bank Institute, 2001с): 1) благоприятный экономический и институциональный режим для обеспечения стимулов к эффективному использованию имеющихся, а также новых знаний и для процветания предпринимательства; 2) образованное население, обладающее необходимыми навыками для создания, распространения и использования знаний; 3) динамичная информационная инфраструктура для усиления эффективных коммуникаций, распространения и переработки информации; 4) эффективная инновационная система фирм, исследовательских центров, университетов, консалтинговых компаний и других организаций, вносящих вклад в общее глобальное знание, ассимилирующих и адаптирующих его к местным нуждам и создающих новые знания. Данная глава рассматривает роль образования в становлении второго и четвертого столпов экономики, основанной на знаниях. Подготовка работников к конкуренции в условиях экономики, основанной на знаниях, требует создания новой модели образования и профессиональной подготовки, — модели обучения на протяжении жизни. Обучение на протяжении жизни подразумевает обучение во время всего жизненного цикла — с раннего детства до глубокой старости. Оно включает формальную, неформальную и социально-бытовую формы обучения (рис. 2.1).
Рис. 2.1 Концепция обучения на протяжении жизни
• Под формальным (академическим) обучением подразумеваются структурированные программы, которые признаются официальными образовательными системами и ведут к получению сертификатов. • Неформальное обучение включает структурированные программы, которые формально не признаются национальными системами. Примером может служить обучение в начале трудовой деятельности на рабочем месте. • Социально-бытовое обучение включает неструктурированное обучение, имеющее место повсюду: в семье, в сообществе, на рабочем месте. Оно включает неструктурированное обучение во время выполнения работы, что является наиболее распространенной формой обучения на рабочем месте. Новейшие знания и накопленный человеческий опыт являются вложениями в производство новых знаний и повышение благосостояния людей. Скорость изменений в экономике, основанной на знаниях, означает, что навыки теряют свою ценность намного быстрее, чем раньше. Чтобы эффективно конкурировать в этом постоянно меняющемся мире, работникам необходимо постоянно обновлять свои навыки. В экономике, основанной на знаниях, изменения настолько быстры, что компании больше не могут полагаться исключительно на выпускников вузов или на новую рабочую силу как основной источник новых знаний и навыков. Школы и другие учебные заведения соответственно должны готовить работников к обучению на протяжении жизни. Образовательные системы не могут больше делать акцент на навыках, связанных с выполнением определенных задач, а наоборот, должны сосредоточиться на развитии у учащихся умений принимать решения и решать задачи, а также учить их обучаться самостоятельно и вместе с другими. Обучение на протяжении жизни является решающим фактором для конкуренции в условиях глобальной экономики. Обучение помогает снизить уровень бедности; если развивающиеся страны не будут создавать возможности для обучения на протяжении всей жизни, то разрыв в технологиях и в навыках между ними и развитыми странами будет продолжать расти. Помогая людям проявить себя членами общества, образование способствует наращиванию социального капитала (в широком смысле определяемого как социальное единство или социальные связи), тем самым помогая развивать человеческий капитал, стимулировать развитие, обеспечивая экономический рост страны. Социальный капитал повышает эффективность систем образования и здравоохранения, охраны детства, толерантность в отношении полов, расового равенства, способствует расширению гражданских свобод и экономического и гражданского равенства, снижает уровень преступности и уменьшает число налоговых преступлений (Putnam, 2001). Таким образом, образование должно рассматриваться как основополагающий фактор не только потому, что оно увеличивает значимость человеческого капитала, но и потому, что оно способствует росту социального капитала. Во многих развивающихся странах образование является неадекватным. Охват населения образованием недостаточен, доступ неравный (особенно к высшему образованию, образованию на работе и среди взрослого населения), качество образования низкое. Уровень грамотности взрослых низкий, слишком мало детей получают базовое образование. Доступность образования для всех остается призрачной мечтой во многих странах с низкими доходами. В странах с переходной экономикой в Европе и Средней Азии качество образования неадекватное и образовательная система негибкая. Заучивание наизусть, обучение, направленное на сдачу экзаменов, дорогое частное образование давно уже стали предметом внимания при разработке стратегии в некоторых азиатских странах. Данные международного тестирования учащихся указывают на то, что некоторые развивающиеся страны и страны с переходной экономикой существенно отстают от промышленно развитых стран в обучении своего населения навыкам, необходимым для экономики, основанной на знаниях. Необходима политика обеспечения равного доступа к образовательным возможностям и сокращения неравенства при сопоставлении затрат на образование и отдачи от него. Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой сталкиваются с двойной проблемой, которая состоит в том, что им необходимо решить давние проблемы доступа, качества и равенства, одновременно развивая систему обучения в течение всей жизни. Базовое образование и навыки остаются основой для обучения на протяжении всей жизни, и страны с низким или уменьшающимся охватом населения базовым образованием должны сделать распространение образования своей приоритетной задачей. Качество и сама природа процесса обучения должны измениться одновременно с улучшением результатов. Возрастающая отдача от школьного обучения и увеличивающееся неравноправие в заработной плате были отмечены документально в некоторых промышленно развитых и развивающихся странах в 1980-х и 1990-х годах. Эти перемены частично отражают важные технологические события, которые произошли в течение того времени. Увеличение неравенства в оплате труда можно объяснить переменами в технологиях, процессе производства, организации труда, способах международной торговли (Wood, 1994). Перемены в процессе производства привели к изменениям в спросе на определенные типы труда. Возможно, организационные и технологические перемены вызвали изменение спроса для манипулирования изменением в предложении труда, что привело к росту отдачи от вложений в образование, растущему неравенству в оплате труда в странах с развитой экономикой и странах со средним уровнем доходов. В Малайзии широкое внедрение ИКТ ассоциируется с повышением оплаты труда и производительности (Таш, 2000). Существенные «эффекты обучения» имеют место с опытом применения ИКТ, а производительность растет по мере обучения (Berman and Machin, 2000). Передача технологий, основанная на навыках, является главным фактором для повышения спроса на квалифицированных работников в странах со средним уровнем дохода (Berman and Machin, 2000). Образование поддерживает инновации и помогает ускорять распространение технологий. Оно не только способствует обучению и коммуникации, но также значительно повышает способность творчески подходить к изменениям. Образованные работники имеют сравнительное преимущество в освоении и применении новых технологий (Bartel and Lichtenberg, 1987, 1988). Поскольку более образованные работники обычно имеют более широкий диапазон базовых навыков, им легче осваивать новые знания, их заработная плата растет быстрее, чем заработная плата тех, у кого более низкий образовательный уровень Другим фактором, влияющим на ценность человеческого капитала, является миграция людей из своих родных стран в страны, где их навыки и преимущества их образовательных вложений имеют лучшее вознаграждение. Около 120 млн. человек (2% населения мира) живут в странах, которые не являются местом их рождения (большая часть этих эмигрантов является низкоквалифицированными рабочими). Основной экономический мотив для переезда — более высокая заработная плата и лучшие возможности для трудоустройства. Миграция, дорогостоящая с точки зрения времени и личных затрат, является формой движения человеческого капитала. Она является мощным средством повышения дохода и способствует распространению знаний. В глобальном смысле экономическое благосостояние повышается, если люди более продуктивны за рубежом, чем если бы они работали на родине В краткосрочной перспективе миграция высококвалифицированной рабочей силы может нанести вред стране, которую эта рабочая сила покидает. Потеря людей, которые обеспечивают жизненно важное государственное обслуживание (врачи, специалисты по информационным технологиям, учителя), может затормозить развитие стран с низким уровнем дохода, даже если число таких эмигрантов небольшое. Миграция может помешать стране, из которой уезжают эмигранты, достичь критической массы человеческого капитала, необходимого для внедрения инноваций, развития предпринимательства, создания знаний, их адаптирования и использования. Мигрант может увеличить предложение товаров и услуг только для состоятельных жителей принимающей страны. Более высокая заработная плата врача, например, может отражать большую возможность людей платить за медицинские услуги. При наличии источников финансирования, креативность высококвалифицированных исследователей может использоваться для проведения исследований по проблемам, которые в первую очередь волнуют индустриально развитые страны, а не страны, откуда прибыли эти исследователи. Миграционное давление в развивающихся странах будет продолжать нарастать, особенно среди высококвалифицированных работников, благодаря более открытым торгово-экономическим связям между странами. Индустриально развитые страны могут способствовать ослаблению этого давления, открывая двери как менее, так и более квалифицированным работникам-мигрантам (World Bank, 2002е). Странам с высоким уровнем эмиграции необходимо использовать экономические и другие стратегии для эффективного использования человеческого капитала как в государственном, так и в частном секторе и создавать условия для того, чтобы мигранты возвращались. Такая политика должна дифференцировать давление на высококвалифицированных и низкоквалифицированных специалистов, учитывая не только экономические, но и политические соображения. В странах, где уже решены проблемы в среднем и высшем образовании, но где остается потребность в увеличении числа исследовательских центров или программ для выпускников докторских или постдокторских программ, имеет смысл инвестировать в развитие таких программ. Некоторые страны разрабатывают инновационные программы для удержания и возврата высококвалифицированных исследователей, многие из которых получили образование за рубежом. Например, в Мексике лучшим молодым ученым выплачиваются ежемесячные гранты. Эта программа помогает вернуть домой мексиканцев, которые закончили докторские программы за границей и хотели бы заниматься исследовательской работой в Мексике. К 2000 г. в рамках этой программы были выданы гранты 7500 исследователям, 15% из них прошли через программу репатриации.
Раздел 3. Стратегия развития высшего экономического образования в условиях формирования «новой экономики»
Сегодня становится очевидным, что ускорение процессов евро-атлантической интеграции, проводимое новым руководством нашей страны, может быть успешным только при условии проведения кардинальных и очень быстрых преобразований в системе экономического образования, прежде всего на уровне региональных университетских комплексов. Данное утверждение в настоящее время уже не требует серьезных доказательств. Объявленное руководством страны вступление во Всемирную торговую организацию, а нашей высшей школы - в «Болонский процесс», превратят к концу текущего года национальных и региональных экономических агентов в субъектов глобальной экономики знаний. В свою очередь, мероприятия, проводимые в рамках реализации территориально-административной реформы, превратят органы местного самоуправления в основное звено государственной системы управления, отвечающее не только за традиционные направления экономической политики, но и за создание условий, способствующих росту международной конкурентоспособности этих субъектов. Вместе с тем большинство руководителей органов местного самоуправления, предприятий и других экономических институтов не обладает необходимыми знаниями о тенденциях, происходящих в глобальной экономике [6]. Следовательно, вектор ответственности за производство и распределение подобных знаний будет смещаться к региональным университетам, которые станут ведущим субъектом формирующейся «новой экономики». Ведь только образование может обеспечить необходимое современным обществам «новой экономической динамики» соединение квалифицированных работников со знанием [7, 427-428]. Значение экономического образования возрастает еще и потому, что влияние глобализации на высшее образование приводит к снижению роли в образовательном процессе национальных университетов. Многие ученые даже начинают сомневаться в жизнеспособности высшей школы как национального института [8, 10]. Прежде чем перейти к рассмотрению места и роли экономического образования в процессах модернизации, обратимся к национальной стратегии социально- экономического, развития. Наряду с уже привычными приоритетами - устойчивый экономический рост, инновационное экономическое развитие, - в 5-м разделе «Стратегии социально-экономического развития России на период 2004-2015 гг.» находим новое стратегическое направление - развитие экономики знаний. Но, к сожалению, как Стратегия в целом, так и подходы к развитию экономики знаний имеют существенный недостаток: в них доминируют технократические принципы развития экономики. Не отражены в Стратегии и соответствующие европейской концепции «экономики знаний» акценты относительно организационно-экономических инноваций и роли экономического образования в их реализации [9]. В целом Стратегия рассматривает развитие экономики знаний в качестве одной из составляющих инновационной модели экономики. Европейская же концепция исходит из приоритетности развития экономики знания, а инновационное развитие - рассматривает в качестве ведущего приоритета. Так, Европейский Союз на Саммите 2010 года в Лиссабоне поставил перед собой очень амбициозную цель: создать в Европе в течение следующего десятилетия наиболее конкурентоспособную и динамичную экономику знаний - экономику, в которой производство, распределение и использование знания являются основным фактором роста, создания богатства и занятости во всех отраслях экономики. В то же время ускорение инноваций и создание национальных инновационных систем являются краеугольным камнем " Лиссабонской стратегии". Данная мысль подтверждается и опытом развития экономики знаний в развитых странах. Так, исходя из этого опыта, на конференции 2012 г. в Париже приоритетными стратегиями создания экономики знаний в странах-кандидатах в члены ЕС были названы [10]: • создание соответствующих экономических стимулов и институциональной среды, обеспечивающих широкое распространение и эффективное использование локальных и глобальных источников знания во всех сферах экономики; • создание общества квалифицированных, талантливых и творческих людей, общества с возможностями качественного образования для всех граждан; • формирование динамичной информационной инфраструктуры, конкурентного инновационного сектора экономики, способных создавать -эффективные информационно-коммуникационные технологий для всех отраслей экономики; • создание эффективной инновационной системы, охватывающей фирмы, научно-исследовательские центры, университеты и другие организации, которые способны обслуживать и развивать возрастающий фонд глобального знания в целях создания новых продуктов, услуг и способов ведения бизнеса. Следовательно, важнейшим направлением реорганизации экономической системы России должны стать институциональные преобразования. Однако, по нашему мнению, ведущим фактором, тормозящим реализацию социально-экономической стратегии России, является не столько неадекватность наших институтов тенденциям развития глобальной экономики знаний, сколько неэффективность нашей системы экономического образования. Данный тезис доказывается очень просто: специалисты, которые готовятся в рамках существующей системы образования, не способны провести необходимые институциональные преобразования. Ситуацию в Украине можно объяснить и былыми приоритетами Советского Союза, и трансформационными процессами, происходящими в Украине с 1991 года, и следствием затяжного экономического кризиса. В предыдущие периоды человек с его нуждами и интересами был вытеснен на периферию общественной жизни, высокими темпами возрастал уровень безработицы, ухудшались уровень и качество жизни, происходил отток интеллекта за границу. Сегодня эти катастрофические тенденции хотя и не ликвидированы полностью, но уже не являются превалирующими. На протяжении многих лет подход к образованию в СССР и, в частности, в Украине был основан на получении уже существующих знаний через запоминание и повторение полученной информации, т.е. образование было сфокусировано на изучение того, что уже сделано, а не на новаторстве и моделировании возникающих проблем. Что же касается экономической теории, то она, кроме того, была еще и частью идеологии. Но и сегодня наша система экономического образования находится в кризисе, в основе которого -переход от марксистской к неоклассической " экономической идеологии". Роль высшей школы в формировании определенной идеологии известна давно [11]. Широко известны и недостатки неоклассической теории, которая подобно марксизму представляет идеальную картину экономической жизни общества. Так, к примеру, неоклассическая теория традиционно рассматривает только четыре фактора экономического роста: землю, труд, капитал и технологии. Знание, образование *и интеллектуальный капитал считаются экзогенными показателями, то есть они полностью исключаются из экономического анализа. Однако, чтобы инвестиции в технологии были эффективными, страна должна иметь достаточный интеллектуальный капитал, который сегодня становится ценнейшим ресурсом роста. Такой подход к человеческому капиталу обусловлен изменением структуры национального богатства в экономике знаний: роль материальных факторов производства уменьшается, а все большая часть национального богатства увеличивается благодаря технологиям, информации и экономически эффективным знаниям. Создается интеллектуальный капитал прежде всего в системе образования и обучения, носителями которого становятся интеллектуальные работники, или «работники знания». В передовых экономиках, таких, как США, более чем 60 процентов занятых - это " работники знания". Данный подход к факторам экономического роста становится преобладающим в экономической теории. Относительно же рассматриваемых нами проблем необходимо отметить два важных момента, определяющих возрастающее значение экономической теории в трансформационных процессах. Первый из этих моментов - идеологическая (в феврале 2003 года в Киеве магистерской программой по экономике ЕЕЯС был организован круглый стол " Украинские и западные стандарты в преподавании экономики: проблемы официального признания и унификации". В апреле 2005 года НаУКМА/ЕЕЯС и Центр экономических исследований (ЕЯОС) в сотрудничестве с Украинской ассоциацией экономистов (УАЭ) и Консорциумом по усовершенствованию менеджмента образования в Украине (СЕЙМЕ) провели первое национальное собрание Украинской ассоциации экономистов и ежегодную региональную конференцию на тему " Экономическая теория: инновационные методы преподавания и роль исследований в учебном процессе", на которых было проанализировано состояние и намечены перспективы развития экономического образования в Украине. Среди основных вопросов, которые обсуждались за «круглым столом», были [13]: основные проблемы фундаментального экономического образования России и необходимость использования западного опыта; украинские стандарты преподавания экономики; взаимодействие академического и бизнес-образования. Большинство участников высказало мнение, что экономическая теория, к сожалению, не является такой популярной в Украине, как, например, бизнес-образование. Поэтому очень важно сформировать спрос на экономическую теорию со стороны общества. Многие выступающие указывали на необходимость более тесного соединения преподавания с экономическими исследованиями. Такой синтез является обычной практикой в западных университетах, поскольку обеспечивает более мотивированный процесс преподавания и способствует привлечению студентов к исследовательской деятельности. Серьезной проблемой является отрыв экономической теории от реальных экономических проблем. Здесь также подчеркивалась роль научных исследований, так как преподаватели, активно занимающиеся научными исследованиями, значительно лучше понимают " ловушки" реального мира и могут лучше передать студентам ограниченность экономического анализа. Одним из дискуссионных вопросов был вопрос о стандартах образования в Украине. К примеру, активно обсуждалась проблема «политэкономия или экономическая теория?». Известно, что для разных специальностей существуют и различные стандарты высшего образования. Например, для направления «экономика и предпринимательство» базовой дисциплиной является политэкономия, в то время как для специальности «Менеджмент» - основы экономической теории. Согласно результатам проведенного опроса украинское экономическое образование страдает от таких проблем [13]: • доступ к западной литературе и данным (61% респондентов): ограниченные возможности для переквалификации преподавателей (61% респондентов); • нехватка преподавателей с «западным» образованием (34% респондентов); ограниченное • количество переводной западной литературы (33% респондентов). Относительно изменений, которые необходимо провести в целях усовершенствования преподавания экономических дисциплин, участники круглого стола указали на необходимость таких шагов: • переквалификацию младшего преподавательского состава в соответствии с западными стандартами (61% респондентов); • усовершенствование методики преподавания (72% респондентов); улучшение • доступа к информационным ресурсам (77% респондентов). Что касается видов деятельности, в которых заинтересованы преподаватели базовых экономических дисциплин, то респонденты отметили следующее: • курсы повышения квалификации преподавателей (78% респондентов); обмен информацией (78% респондентов); • создание и участие в ассоциации экономистов (77% респондентов); обмен студентами/преподавателями с западными университетами (61% респондентов); • обсуждение содержания и методик обучения на конференциях и за «круглыми' столами» (56% респондентов). Участники круглого стола указали на необходимость создания Украинской ассоциации экономистов, которая взяла бы на себя инициативу содействия развитию экономического образования в Украине, организации сотрудничества между университетами, профессорами и заведующими кафедрами с целью повышения качества экономического образования. Основными направлениями деятельности созданной в апреле 2005 года Ассоциации, которые способствуют реализации данной цели, являются: создание условий для улучшения международного сотрудничества украинских экономистов и предоставление им возможности профессионального роста, в частности, обеспечение доступа к новейшим образовательным и исследовательским технологиям и методам, а также содействие личному общению и деловым контактам с иностранными коллегами. Важность проведенных мероприятий и рассматриваемых на них проблем не вызывает сомнения. Однако, как нам кажется, необходимо больше внимания уделить содержанию читаемых дисциплин и пересмотру курсов свободного выбора. Наши студенты на сегодня, к сожалению, лишены возможности познакомиться со многими направлениями и школами экономической мысли, которые внесли значительный вклад в понимание экономики знания и инновационной экономики, такими, например, как новая институциональная теория, эволюционная экономика, теория эндогенного роста, новая региональная экономика, экономика инноваций, экономика знания и научения (познания, обучения). Основным выводом вышеназванных междисциплинарных отраслей знания является утверждение о том, что сегодня не существует альтернативы научению, созданию и распространению знаний. Согласно экономике знаний и научения возможности страны иметь конкурентные преимущества зависят от того, как быстро она станет " экономикой научения". Научение означает не только использование новых технологий доступа к глобальному знанию, но и использование их в целях коммуникации между людьми относительно инноваций. В " экономике научения" индивидуумы, фирмы и страны способны создавать богатство соразмерно с их возможностью к научению и распространению новшеств. Таким образом, наша система экономического образования должна переориентироваться с традиционных методов обучения на принципы инновационного обучения и научения. Система университетского образования должна готовить специалистов, способных управлять знанием для решения практических задач. Следовательно, научение поиску, распространению и использованию экономически эффективных знаний, накоплению и распространению зарубежных традиций и опыта инновационного образования и инновационного предпринимательства, благодаря которым достигается экономическая эффективность и социальная стабильность, становится одним из ведущих направлений стратегии развития экономического образования. При этом ведущим фактором, способствующим росту конкурентоспособности специалистов экономического профиля, должно стать повышение их уровня подготовки посредством формирования у студентов академических ценностей, инновационного мировоззрения и предпринимательской культуры. Необходимо добиться соединения " формального" знания, которое приобретается в процессе традиционного обучения, со знанием " неявным", которым можно овладеть только в процессе практической деятельности и благодаря которому, к примеру, теоретически хорошо подготовленный менеджер становится профессионалом высокого класса, мастером своего дела. Перспективным направлением повышения эффективности и престижности экономического образования должно стать научение созданию организационно-экономических инноваций и инновационных систем. Подобное научение сможет переориентировать исследования на коммерчески значимые разработки и обеспечить эффект взаимосвязи технологической деятельности с инновационным экономическим ростом. В заключение хотелось бы отметить, что место и роль, которые займет и будет играть Россия в постиндустриальном глобальном капиталистическом обществе, в значительной степени определяются глубиной и темпами реформирования высшей школы в целом. Одним из серьезнейших препятствий, сдерживающих развитие новых подходов в системе высшего образования, является, как нам кажется, субъективный фактор. Основная нагрузка при реформировании высшего образования ложится на преподавателей, которые прежде всего должны переосмыслить свое место и роль в учебном процессе и студенческой науке. Переориентация учебного процесса на усиление индивидуальной и самостоятельной работы студентов в соответствии с принципами «Болонского процесса» не противоречит традиционной аудиторной работе. Противоречие между этими двумя составляющими преподавательской деятельности - чисто психологическое. Преподаватель как носитель информации и знаний и преподаватель как организатор учебной и исследовательской работы - это две стороны одной медали. Следовательно, основное препятствие развитию образовательных инноваций - это не противоречие между этими двумя направлениями деятельности преподавателя, а использование морально устаревших знаний и несоответствующих современным проблемам методов обучения.
Заключение
После проведенного исследования можно сказать, что цель работы достигнута. Сделаем следующие выводы. «Новая экономика» в широком смысле представляет собой экономику принципиально нового качества, где изменяется отношение человека (не только как экономического субъекта) к общественному и личному труду, ко времени, к бизнесу, к новым технологиям, к образованию (которое становится закономерным, постоянным и естественным процессом), к знаниям, к творчеству и т д. Исследование теории «новой экономики» на современном этапе осложняется отсутствием чётких представлений о целях и закономерностях движения нашего российского общества. Экономические и политические ситуации в России не позволяют сделать достоверные выводы о будущей экономической модели, что, в свою очередь, приводит к многовариантности возможных моделей развития экономики в РФ. Место и роль, которые займет и будет играть Россия в постиндустриальном глобальном капиталистическом обществе, в значительной степени определяются глубиной и темпами реформирования высшей школы в целом. Одним из серьезнейших препятствий, сдерживающих развитие новых подходов в системе высшего образования, является, как нам кажется, субъективный фактор. Основная нагрузка при реформировании высшего образования ложится на преподавателей, которые прежде всего должны переосмыслить свое место и роль в учебном процессе и студенческой науке. Переориентация учебного процесса на усиление индивидуальной и самостоятельной работы студентов в соответствии с принципами «Болонского процесса» не противоречит традиционной аудиторной работе. Противоречие между этими двумя составляющими преподавательской деятельности - чисто психологическое. Преподаватель как носитель информации и знаний и преподаватель как организатор учебной и исследовательской работы - это две стороны одной медали. Следовательно, основное препятствие развитию образовательных инноваций - это не противоречие между этими двумя направлениями деятельности преподавателя, а использование морально устаревших знаний и несоответствующих современным проблемам методов обучения. В развитых странах непрерывное образование выполняет разнообразные образовательные, социальные и экономические функции, обеспечивая постоянное развитие (рост) человеческого капитала нации; удовлетворение образовательных потребностей населения; гибкую и быструю подстройку работников под изменяющиеся требования рынка труда и технологической среды; создание кадрового потенциала инновационного развития экономики и социальной сферы; смягчение безработицы путем регулярного оттягивания значительной части работающих в образовательную сферу; массированный дополнительный приток средств в систему образования за счет резкого увеличения масштабов образовательной деятельности; формирование новой технологической и организационной культуры. Более того, развитие системы непрерывного образования привело к созданию неформальной образовательной среды, которая окружает (сопровождает) индивида на протяжении всей его жизни. В России в начале 90-х годов прошлого века произошло резкое обесценение накопленного человеческого капитала. Стихийным ответом на этот неблагоприятный процесс явился бум высшего образования, направленный, в том числе, на восстановление человеческого капитала российской экономики. Однако вне развитой системы непрерывного образования человеческий капитал растет недостаточными темпами, что все острее ощущается всеми секторами экономики и социальной сферы, системой государственного и муниципального управления. Реальный сектор экономики испытывает все большую потребность в квалифицированных кадрах, не имея должного инструмента поддержания и повышения профессиональных квалификаций, технологической и общей культуры, культуры труда.
Список использованной литературы
1. Мельянцев В. Информационная революция - феномен новой экономики // Мировая экономика и международные отношения. 2013. №2. С.6 2. Стрелец И.А. Новая экономика и информационных технологий. М.: Экзамен, 2013. с. 137-138 3. Экономическая система нового типа: Учебное пособие / Г.П.Журавлева, Н.Н. Мильчакова, О.Н. Галюта. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. С. 78-82 4. Mann C.L. Global Electronic Commerce. Washington, DC: Institute for International Economics, 2000. P.25 5. Walt Street Journal. 2001. March 29. 6. Крапивный И. Проблемы устойчивого развития экономики Украиньї/Механізм регулювання економіки-2014.-№1.-С.179- 184 7. Кіщ А. ТЬе Chenging Расе of Accauntability: Monitoring and Assessing Institutional Performense in Higher Education//The Journal- 2009. - Vol. 71, № 4, рр. 411-431. 8. Майбуров И. Глобализация сферы высшего образования//Мировая экономика и международные отношения. - 2012. - № 3. -С. 10-18. 9. Стратегія економічного і соціального розвитку України «Шляхом европейської інтеграції» на 2004-2015 роки//https://www.niss.gov.ua. 10. Building Knowledge Economies: Opportunities and Challenges for EU Accession Countries/Final Report of the Knowledge Economy Forum.- Paris February 19-22, 2012. 11. Engel M. Ideology and the Politics of Higher Education/ The Journal of Higher Education. - 1984.-Vol 55, № 1, рр.19-34 12. Tompson H. Ignorance and Ideological Hegemony: A Critique of Neoclassical Economics// Journal of Interdisciplinary Economics. -2007, - №. 8(4), рр. 291-305.
|