![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обсуждение результатов исследования
Объектом исследования были выбраны 45 учащихся ГУО «Средняя школа № 2» (Гомельская область, город Петриков) 7, 8 классов. Методика определения уровня самооценки С. А. Будасси предполагает, что полученные значения будут находиться в интервале [ -1; +1]: 1) от - 0, 2 до 0 – неадекватно низкая самооценка; 2) от 0 до 0, 2 – низкий уровень; 3) от 0, 21 до 0, 3 – уровень ниже среднего; 4) от 0, 31 до 0, 50 – средний уровень; 5) от 0, 51 до 0, 61 – уровень выше среднего; 6) от 0, 66 до 0, 80 – высокий уровень; 7) от 0, 81 до 1 – неадекватно высокая самооценка. Результаты социометрии представлены от 0 до 3 взаимных выборов, анкетирования от 1 до 10. В сводной таблице представлены полученные результаты по всем методам исследования (Приложение В). В соответствии с целью исследования мы будем выявлять корреляцию следующих двух признаков: уровень самооценки и степень удовлетворённости взаимоотношениями при помощи метода линейной корреляции К. Пирсона. Для вычисления степени корреляции определим разряд показателей уровня самооценки: низкий уровень – 1; средний уровень – 2; высокий уровень – 3. Степень удовлетворённости взаимоотношениями соответствует количеству взаимных выборов: 1 и 0 выборов (низкий уровень) – 1; 2 выбора (средний уровень) – 2; 3 выбора (высокий уровень) – 3.
Таблица 3.3.1 – Определение взаимосвязи высокого уровня самооценки и количества взаимных выборов
Исходя из таблицы 3.2, мы видим, что высокому уровню самооценки соответствует 3 взаимных выбора, которые встречаются 7 раз, и 2 взаимных выбора, встречающихся 2 раза. Так как, 3 взаимных выбора встречается чаще, то взаимосвязь будем выявлять между высоким уровнем самооценкой и высоким уровнем удовлетворённости взаимоотношениями. Вычисляем наблюдаемое значение r: r = Определяем критические значения r при n=9: r кр. = {0, 602 (p< 0, 05) 0, 735 (p< 0, 01) Мы получили, что r набл.> r кр. (p< 0, 05), следовательно выявлена статистически значимая корреляция между высоким уровнем самооценки и высоким уровнем удовлетворённости взаимоотношениями.
Таблица 3.3.2 - Определение взаимосвязи среднего уровня самооценки и количества взаимных выборов
В таблице 3.3, мы наблюдаем, что среднему уровню самооценки соответствует 2 взаимных выбора, которые встречаются 15 раз, 3 взаимных выбора – 2 раза и 1 взаимный выбор – 3 раза. Так как, 2 взаимных выбора встречается чаще, то взаимосвязь будем выявлять между средним уровнем самооценки и средним уровнем удовлетворённости взаимоотношениями. Вычисляем наблюдаемое значение r: r = Определяем критические значения r при n=20:
r кр. = {0, 423 (p< 0, 05) 0, 537 (p< 0, 01) Итак, r набл.> r кр. (p< 0, 01), следовательно, выявлена высокая достоверная корреляция между средним уровнем самооценки и средним уровнем удовлетворённости взаимоотношениями.
Таблица 3.3.3 - Определение взаимосвязи низкого уровня самооценки и количества взаимных выборов
В таблице 3.4 низкому уровню самооценки соответствует низкий уровень удовлетворённости взаимоотношениями, то есть 1 и 0 взаимных выборов встречаются 13 раз, 2 взаимных выбора – 3 раза. 1 и 0 взаимных выборов встречается чаще, значит взаимосвязь будем выявлять между низким уровнем самооценки и низким уровнем удовлетворённости взаимоотношениями. Вычисляем наблюдаемое значение r: r = Определяем критические значения r при n=16: r кр. = {0, 468 (p< 0, 05) 0, 590 (p< 0, 01) В результате расчета наблюдаемого значения, мы получили, r набл.> r кр. (p< 0, 01), следовательно, выявлена высокая достоверная корреляция между низким уровнем самооценки и низким уровнем удовлетворённости взаимоотношениями. Как уже отмечалось выше, анкета, разработанная нами, имеет 10 утверждений с десятибалльной оценочной шкалой ответов. Из предложенных утверждений 9 на основе теории были составлены таким образом, что все они косвенно отражают информацию на интересующий нас вопрос: удовлетворен ли подросток своими взаимоотношениями со сверстниками. Последнее десятое утверждение носит прямой характер и сформулировано следующим образом: я удовлетворён взаимоотношениями со сверстниками. Сделано это было потому, что подросток может не осознавать взаимоотношения со сверстниками с точки зрения удовлетворённости ими или намеренно искажать результаты. Если ответы по девяти утверждениям соответствуют ответу на десятый, то мы делаем допущение о достоверности результатов анкетирования. Исходя из этого, можно говорить о том, что средний балл по 9 утверждениям приблизительно должен совпадать с баллом, поставленным по последнему утверждению. В нашей выборке это заключение подтвердил 31 человек из 45, что составляет 68, 89% с точностью ± 1 балл. Учитывая эти данные, при определении уровня удовлетворённости взаимоотношениями, мы можем ориентироваться на средний балл, рассчитанный по всем утверждениям. Если условно десятибалльную шкалу разбить на интервалы, и каждый из них обозначить как уровень удовлетворённости взаимоотношениями, то получим следующее: 1) [1, 0; 4, 9] – низкий уровень удовлетворённости взаимоотношениями; 2) [5, 0; 7, 9] – средний уровень удовлетворённости взаимоотношениями; 3) [8, 0; 10] – высокий уровень удовлетворённости взаимоотношениями. Обращаясь к таблице с исходными данными (Приложение А), мы видим, что у 24 человек из 45 (что составляет 53, 33%) показатели уровня самооценки и уровня удовлетворённости взаимоотношениями по социометрии и анкете совпадают. Это говорит о значимой связи уровня самооценки и уровня удовлетворённости взаимоотношениями, достоверности полученных эмпирических данных. Таким образом, в результате проведённого нами исследования с целью изучения взаимосвязи самооценки подростка и его удовлетворённости взаимоотношениями со сверстниками была выявлена статистически значимая корреляция между данными показателями. Значимость корреляции, полученной в ходе статистической обработки данных по методике С. А. Будасси и социометрии, была подтверждена результатами анкетирования. Это означает, что определённому уровню самооценки соответствует такой же уровень удовлетворённости взаимоотношениями. Развитие и изменения в данных сферах личности подростка происходят параллельно.
|