Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сложение этнографической основы






Великие географические открытия (кон. XV - XVI вв.) и их значение для развития антропологических представлений.

В середине XV века португальцы достигли гвинейского побережья Африки, а в 80-х годах достигли мыса Доброй Надежды. Колумб (1451 - 1506) вместо Индии открыл Америку (отсюда " индейцамы"). Население прилегающих островов принял за китайцев (" канибами", отсюда пошел термин " карибы" и соединившаяся с поеданием людей характеристика - " каннибалы"). В 1497 - 99 гг. Васко да Гама (1469 - 1524) достиг настоящей Индии, обогнув мыс Доброй Надежды - в обход Африки. В 1519 - 21 гг. другой португалец, Фернан Магеллан (1480 - 1521) совершил первое в мире кругосветное путешествие и на практике доказал шарообразность Земли.

В результате этих и других открытий в первой половине XVI века Испания захватила обширные территории в Новом Свете и создала огромную империю. Португалия следовала ее примеру и захватила части Южной Америки. Потом, в XVII веке, Испанию и Португалию, живших за счет грабежа колоний вместо развития собственного хозяйства, вытеснили из Нового света и островов Нидерланды, Англия и Франция.

Заокеанские туземцы. В ходе географических открытий и колонизации заморских материков и островов, равно как и отдаленных земель Африки, европейцы познакомились с народностями, отстоявшими вдалеке от очагов развития цивилизации, европейской или азиатской.

Европейцев поразили разнообразные и экзотические обычаи всех этих народов. Отличие от всех европейцев и вообще всех культурных народов бросались в глаза. Описывая один из островов, Колумб сообщал: " Жители этого и всех других островов, все - как мужчины, так и женщины, - ходят нагишом, в чем мать родила, впрочем, некоторые женщины прикрывают одно место листом или сеткой из хлопчатника...". Пигафетта сообщал об индейцах то же самое: " Цвет кожи у них не черный, а желтоватый, срамные части ничем не прикрыты, все тело лишено волос, и тем не менее и мужчины и женщины ходят всегда нагие".

Еще более поражало европейцев отсутствие у туземцев частной собственности (или, быть может, иные представления о собственности). Тот же Колумб писал: " Я не мог узнать, имеют ли они собственность. Мне, однако, приходилось замечать, что то, чем владел один, делили между собой все остальные".

Свое донесение королю и королеве Колумб завершал выводом:

" Настолько беcкорыстны и любвеобильны эти люди и так сговорчивы они во всем, что я заверяю Ваши Величества и твердо убежден в этом сам, что в целом свете не найдется ни лучших людей, ни лучшей земли. Они любят своих ближних, как самих себя... и когда они говорят, на устах у них всегда улыбка...".

Он считал, что где-то поблизости от новооткрытых земель должен находится земной рай, описанный в Библии. Колумб возрождает античную традицию рисовать образ " доброго дикаря".

" Они счастливы... они ходят голые, у них нет мер и весов, нет убивающего богатства. Это золотой век, без законов, без предубежденных судей, без книг. Довольные своей судьбой, они живут, не тревожась о завтрашнем дне…. и однако и их мучит желание властвовать, и они ведут войны между собой".

Ужас европейцев перед ритуальными жертвоприношениями людей и потреблением человеческого мяса в пищу. Ширились рассказы о " свирепых дикарях", жестоких каннибалах.!

Увидели их вживую. Колумб привез с собой в 1493 г. семерых захваченных индейцев живьем, и все сбегались смотреть на них. Поражало, что это не чернокожие (как негры, привозившиеся португальцами и знакомые европейцам издавна), что волосы у них не курчавые, а прямые и жесткие, как у лошади. Краснокожих (с раскрашенными лицами) в головных уборах из ярких перьев, провели по улицам Севильи и Барселоны.

Географические открытия взломали представления европейцев о человеке. До сих пор (Средневековье) другие люди были еретиками или иноверцами. Теперь были открыты люди по внешним признакам, но близкие к животным по оснащению и поведению.

Антропологические представления эпохи.

а) Изменение шкалы существ. Под воздействием идей позднего Возрождения в средневековой шкале существ появилось только одно усовершенствование: анатом Везалий (1514 - 1564) сравнивает человека с обезьяной. Тем самым в животном царстве наметилось деление: обезьяна отделилась от прочих и приблизилась к человеку. Внутри человеческого рода также наметилось деление, еще не очень четкое.

б) Проблема индейцев. В результате Великих географических открытий индейцы появились в драмах Шекспира и в сочинениях Монтеня. Отношение к туземцам в Европе (В 1505 Дуарте Перейра описывал негров Западной Африки как собаколицых, собакозубых, сатиров, диких людей и каннибалов). В 1511 монахами обсуждался вопрос, как воспринимать индейцев - как доступных спасению или навеки проклятых. При этом индейцы Калькутты и Цейлона были отнесены к зверям. Папа Павел III (1537 г.) постановил, что новооткрытые аборигены Нового Света могут быть признаны " настоящими людьми", но при условии, что они воспримут святую католическую веру. Намечался, таким образом, подрыв библейского взгляда на происхождение человека от одного Адама (моногенез), стали высказываться соображения о втором Адаме, от которого произошли " туземцы". Либо следовало их отнести к зверям, что также делалось довольно часто. Антонио Малефанте писал, например, что народ к югу от Сахары надо считать животными: он очень жалкий, очень черный и очень плохой. Джордано Бруно (Bruno) в работе " О вселенной и бесконечности" (1584) рассуждал: " Ни один разумный человек не будет относить эфиопа к тому же предку, что и еврея". То есть он придерживался идеи полигенеза, хотя и не уточнял, от кого же происходят эфиопы и люди ли они (окончил свою жизнь на костре).

В остальном даже образованная часть общества была очень далека от интереса к дикарям. Даже ученый француз Жан Бодэн (Bodin), автор труда " О законах и обычаях народа" (1577) ни словечком не упоминает о формах социальной жизни вне Европы.

в) Собирание курьезов, раритетов и аномалий. Эпидемия коллекционирования античных произведений искусства: статуй, монет, редкостей (раритетов) и курьезов (любопытных и необычных вещиц), а равно уродов и аномалий природы. Получают распространение взгляды корреляции между рождениями уродов и последующими бедствиями, личными или общенародными. В 1508 г. Альдус Мануций, венецианский печатник, переиздал предзнаменования римского писателя IV века Юлия Обсеквенса (Погребального). За 50 лет книга вышла 12 изданиями. В том же году вышла и книга Пьера Буасто (1556), посмертно. Тот также придерживался взгляда, что Бог обладает силой изменять естественный облик рождающихся людей и животных, и он изменяет их не попусту. Правильно понятые, эти отклонения являются предзнаменованиями катастроф - голода, пожара, наводнения или войны. Себастиан Мюнстер (1489 - 1552), другой базельский профессор и автор " Космографии" (1544), разделял эти взгляды. Он уже писал о целых монструозных рас, включяя в их число " каннибалов" и все дикие и варварские народы.

Мишель Эйкем де Монтень о каннибалах (1533 – 1592). Известный французский философ и журналист. В эссе " О каннибалах" переходит от вопроса, что за люди бразильские индейцы, к вопросу о том, что вообще служит критерием отнесения народов к цивилизованным или нецивилизованным. Он формулирует тезис об относительности всех культурных норм.

" Дикари для нас нисколько не большее чудо, нежели мы сами для них, да к этому нет и никаких оснований; это признал бы каждый, если б только сумел, познакомившись с чужими для нас учреждениями, остановиться затем на привычных и здраво сравнить их между собой. Ведь все наши воззрения и нравы, каков бы ни был их внешний облик, - а он бесконечен в своих проявлениях, бесконечен в разнообразии - примерно в одинаковой мере находят обоснование со стороны нашего разума".

Разумным считается попросту то, что узаконено обычаем. " Отсюда и проистекает то, что все отклонения от обычая считаются отклонениями от разума".


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал