Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Творчество. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Роман «Шагреневая кожа» (1831). Ситуация автобиографическая – провинциал в Париже, дошёл до последней степени нищеты и отчаяния, собирается покончить жизнь самоубийством, но тут к нему сказочным образом попадает волшебный предмет (редкий случай прямой фантастики у Бальзака) – кусок шагреневой, т.е. ослиной кожи, который автоматически исполняет все желания владельца, но есть маленький нюанс: с каждым исполненным желанием кожа уменьшается, и когда она совсем исчезнет, владелец умрёт. Сначала Рафаэль как типичный эгоист и гедонист (человек выше всего ценящий наслаждение) по полной программе наслаждается, но, заметив, что жизнь его стремительно уменьшается, испугался и постарался жить, ничего не желая. Это ему, конечно, не удалось, и он умер.
Несомненно, Бальзак хочет доказать, что исполнять все свои желания, интенсивно наслаждаться, испытывать сильные эмоции, прожигать жизнь – значит, разрушать, убивать самого себя. И наоборот, чем меньше человек испытывает сильных эмоций, чем больше он сохранит нервов, тем дольше он живёт.
В произведениях Бальзака часто встречаются два типа людей: прожигатели жизни и бесстрастные долгожители. В центре знаменитого рассказа «Гобсек» (1830) – старый ростовщик Гобсек типичный долгожитель, который специально бережёт себя. Это одно из воплощений скупости в мировой литературе, воплощение власти денег. Живёт он крайне скудно, а между тем сказочно богат. Ему не нужна роскошь, он извлекает свою выгоду из стремления к ней других. Он даёт деньги под огромные проценты самым богатым и знатным дворянам Франции, и упивается своей властью над ними. В глубокой старости Гобсек сходит с ума, превращается в Плюшкина.
Ему противопоставлен образ прожигателя Максима де Трая, молодого красивого мерзавца, у которого, по выражению Гобсека, вместо крови в жилах течёт грязь. Он живёт тем, что влюбляет в себя богатых женщин и разоряет их семьи, роскошно живёт за чужой счёт. У него есть огромное преимущество перед многими другими: он умеет наслаждаться жизнью и другим дать наслаждение.
Роман «Отец Горио» (1834).
Бедный провинциал в Париже, Эжен де Растиньяк открывает для себя, каков на самом деле высший свет и вообще какова, так сказать, «взрослая» жизнь – циничная, бессердечная, бессовестная. Её главный закон – закон джунглей – каждый за себя, выживает сильнейший. Хочешь добиться успеха – иди по головам; чтобы не быть раздавленным, нужно самому давить других и т.д. А он очень хочет успеха и богатства и вынужден решить «проблему мандарина»: «как бы ты поступил, если бы мог, не выезжая из Парижа, одним усилием воли убить в Китае какого-нибудь старого мандарина (чиновника) и благодаря этому сделаться богатым». Ведь какая разница годом раньше или позже умрёт какой-то тебе не известный старик, своё уже поживший, а зато у молодого человека появиться возможность не убивать лучшие годы на учёбу и работу, а насладиться жизнью вовремя. Он должен всего лишь дать согласие на смерть неизвестного ему человека и сделаться богатым. (Здесь можно увидеть то зерно, из которого вырос роман Достоевского «Преступление и наказание».) Растиньяк в конце концов отказывается и решает добиться успеха в свете более человечными способами (стать любовником знатной дамы).
Наиболее ярко бессердечие света показано в истории жизни отца Горио, которую наблюдает Растиньяк, Горио - богатый купец, наживший своё состояние не очень честно. Больше всего на свете он любит двоих своих дочерей, которым обеспечил роскошную счастливую жизнь, исполнял все капризы, выдал замуж одну за графа (именно её разорил Максим де Трай в «Гобсеке»), другую за банкира, дал за обоими огромное приданное. Но вскоре после замужества они стали стыдиться своего неотёсанного, простого отца, вспоминали о нём, только когда им были необходимы деньги на развлечения и любовников. А он был рад служить и даже в качестве кошелька, он отдавал, отдавал, и отдал всё, окончательно обнищал. Кульминацией романа стала следующая сцена. Отец Горио отдал последние свои деньги для счастья одной из дочерей, но тут неожиданно приходит вторая и говорит, что ей нужна крупная сумма денег, иначе её ждёт позор и нищета. У Горио разрывается сердце от того, что он не может помочь, старик готов на всё: ограбить банк, продать себя в солдаты, лишь бы его дочери были счастливы. У него не выдержало сердце и он умер в полной нищете, на похороны дочери не явились. Гюстав Флобер ( 1821 – 1880).
Основная черта мировоззрения Флобера – пессимизм. Мрачный взгляд на окружающую его реальность. Флобер ненавидел мещан, людей мелких, ограниченных, которых большинство. Самое главное то, что и выхода никакого нет, ничего никогда не изменится. Человеческая натура сама по себе несовершенна и неизменна, она не зависит от времени. Более того, Флобер считал, что стремиться к счастью, удовлетворять все свои желания не только бессмысленно, но и опасно. «Достигнутое желание не приносит счастья, стремиться к счастью – значит ввергнуть себя в беду». Эта особенность мировоззрения Флобера помогаетпонять смысл его романа «Госпожа Бовари».
Флобер – автор довольно широко употребляемого символа: искусство и вообще сфера элитарной, высокой культуры – это башня из слоновой кости, нечто безупречно прекрасное, чистое и высокое, где можно забыть грубость реальности. «Закроем двери, взберёмся как можно выше на нашу башню из слоновой кости, на последнюю ступеньку, ближе к небу: там иногда холодно, зато видишь сияние звёзд и не слышишь болванов».
Красота для реалиста - это прежде всего точность, краткость, ёмкость, гармония, ни одного лишнего слова. Самого Флобера можно назвать фанатиком точности и совершенства, всю свою жизнь он провёл за письменным столом, мог месяцами кропотливо работать над одной сценой, занимающей всего несколько страниц, искал самые подходящие, единственно верные слова, добивался предельной точности и совершенства. А потом вдруг решал, что эта сцена вообще не нужна в романе и безжалостно её выбрасывал. И ещё одна особенность мировоззрения и творчества Флобера. Он считал, что автор не вправе навязывать читателю свои взгляды на жизнь, не должен его ничему учить, писатель может и должен только как можно правдивее изображать жизнь такой, какая она есть. Искусство должно быть абсолютно объективно. Никаких субъективных авторских оценок, мнений, прямых обращений к читателю, как это было часто у романтиков. Жизнь и ничего более: читатель сам сделает выводы. Творчество.
Лучший роман Флобера – «Госпожа Бовари» (1857). Этот роман был обвинен в нарушении общественной нравственности, над Флобером состоялся суд, который ничем не кончился. В романе описывалась измена и явно не осуждалась, кроме того, роман очень откровенен для своего времени в описании любовной, сексуальной сферы вообще.
Роман – воплощение творческих принципов и мировоззрения Флобера. Цитата из письма писателя о романе: «Мне было важно одно – передать серый цвет плесени, в которой прозябают мокрицы». Самый важный вопрос – действительно ли во всём произошедшем виновата сама Эмма, что такое вина человека, существует ли она на самом деле, есть ли настоящая свобода выбора? Могла ли она в тех же обстоятельствах прожить другую жизнь. Ведь поведение и судьба человека обусловлены его врождёнными качествами, темпераментом, характером, воспитанием, внешними окружающими обстоятельствами, все эти факторы от самого человека никак не зависят. Есть точка зрения, что человек на самом деле вообще не обладает свободой выбора, и значит он не может быть виноват в том, что он сделал, настоящей объективной вины вообще не существует, ни один человек ни в чём не виноват, всё происходит, потому что происходит, потому что мир так устроен (есть лишь субъективное ощущение вины, угрызения совести - от того, что человек переступил важные для него нравственные нормы). И тогда Эмма ни в чём не виновата, судьба её не могла быть иной в тех условиях, в которых она жила.
|