Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оформление и учет операций с имуществом







1. Составление бухгалтерских записей по балансовым и внебалансовым счетам дебиторской и кредиторской задолженности

 

Дебиторская задолженность-это задолженность покупателей, заказчиков, заемщиков, подотчетных лиц и так далее, которую организация планирует получить в течение определенного периода времени. В составе дебиторской задолженности отражается также сумма авансов, выданных поставщикам и подрядчикам.

В бухгалтерском учете дебиторская задолженность отражается по дебету счетов:

1) 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками;

2) 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

3) 68 «Расчеты по налогам и сборам» (переплата в бюджет налогов, сборов);

4) 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению;

5) 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

6) 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

7) 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

8) 75 «Расчеты с учредителями»;

9) 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Как уже отмечено, согласно пункту 11 ПБУ 10/99, в бухгалтерском учете суммы долгов, нереальных для взыскания, признаются прочими расходами. Для учета таких сумм Инструкцией по применению Плана счетов, утвержденному Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» предназначен счет 91, субсчет 91-2 «Прочие расходы».

По строке 620 «Кредиторская задолженность» раздела V «Краткосрочные обязательства» пассива баланса отражается общая сумма кредиторской задолженности организации и отдельными строками приводится ее расшифровка. Расшифровку строки 620 приводят в строках 621 - 625.

По строке 620, в том числе указываются:

По строке 621 - задолженность перед поставщиками и подрядчиками за поступившие, но неоплаченные материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги. Указанная задолженность учитывается по кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Кроме того, по данной строке показывается сумма кредиторской задолженности перед поставщиком в случае, если с ним организация расплатилась собственным векселем, поскольку вексель выдается только для отсрочки платежа. Разница между номинальной стоимостью векселя и суммой задолженности перед поставщиком является процентом по векселю за отсрочку платежа. Эту разницу необходимо включить в фактическую цену приобретенных материальных ценностей и увеличить на нее кредиторскую задолженность перед поставщиком. Здесь же указывается сумма задолженности перед поставщиками и подрядчиками, которая образовалась по претензиям, выставленным в адрес организации.

По строке 622 - кредитовое сальдо по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», то есть задолженность перед сотрудниками по оплате труда.

По строке 623 - кредитовое сальдо по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», то есть задолженность по начисленным взносам на обязательное пенсионное страхование и на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Величина задолженности складывается из остатков по соответствующим субсчетам учета, открытым к счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

 

2. Составление бухгалтерских записей по учету основных средств, поступлению хозяйственных материалов

 

Контроль за хозяйственными операциями осуществляется с помощью системы счетов бухгалтерского учета. Счет бухгалтерского учета – это способ группировки и отражения состояния и движения средств предприятия. Счета открываются на каждый однородный вид имущества в соответствии с классификацией объектов учета – счета «Касса», «Уставный капитал» и др.

Счета служат для раздельного учета хозяйственных средств предприятия и их источников и хозяйственных процессов, которые группируются по определенному признаку. Каждой статье баланса соответствует бухгалтерский счет с названием и цифровым шифром – номером счета.

Счет имеет форму двусторонней таблицы, показывающей состояние средств определенного вида и производимые с ним хозяйственные операции. Левая сторона счета называется д ебетом – в переводе с латинского это означает «он должен», правая называется кредитом – в переводе с латинского это означает «он верит».

В связи с делением бухгалтерского баланса на актив и пассив различают активные и пассивные счета. Активные счета учитывают имущество предприятия, пассивные учитывают счета обязательств, они предназначены для учета источников формирования хозяйственных средств.

Сведения записывается на счет следующим образом. Запись начинают с указания начального остатка. В начале отчетного периода или по мере необходимости счет открывается – в него из баланса записывается сальдо. Сальдо записывают на ту сторону счета, на которой соответствующая статья значится в двусторонней форме баланса. В активных счетах, т. е. находящихся в активе баланса, сальдо дебетовое, а в пассивных – кредитовое.

После открытия счета в него записываются хозяйственные операции, которые осуществляются с соответствующей этому счету группой средств. Запись хозяйственных операций производится в течение всего отчетного периода, а в конце его счета закрываются.

 

 

3. Составление бухгалтерских записей по балансовым и внебалансовым счетам начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам

Стоимость объектов основных средств и нематериальных активов погашается посредством начисления амортизации. Объектами для начисления амортизации являются объекты основных средств и нематериальных активов, находящиеся в кредитной организации на праве собственности. Начисление амортизации по объектам, сданным в аренду, осуществляется арендодателем. Амортизация не начисляется по следующим объектам: внешнего благоустройства; земельным участкам и объектам природопользования; произведениям искусства, предметам интерьера и дизайна, не имеющим функционального назначения, предметам антиквариата и т.п.; мобилизационным мощностям, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; основным средствам, переданным в безвозмездное пользование; основным средствам, переведенным по решению руководства на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев; основным средствам, переведенным по решению руководства организации на реконструкцию и модернизацию продолжительностью свыше 12 месяцев; предметам, стоимостью ниже установленного лимита стоимости, включенным, в состав материальных запасов. Начисление амортизации не приостанавливается в течение срока полезного использования объектов основных средств, кроме случаев их нахождения на реконструкции и модернизаций по решению руководителя кредитной организации продолжительностью свыше 12 месяцев, перевода основных средств по решению руководителя кредитной организации на консервацию с продолжительностью, которая не может быть менее трех месяцев. Амортизационные отчисления по объектам основных средств и нематериальных активов начисляются с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором они были введены в эксплуатацию, а прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этих объектов, или списания их с бухгалтерского учета. Предельная сумма начисленной амортизации должна быть равна балансовой стоимости объекта. Аналитический учет по счетам- учета амортизации основных средств и нематериальных активов ведется в разрезе отдельных инвентарных объектов. Руководитель кредитной организации по основным средствам и нематериальным активам определяет методы начисления амортизации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Метод начисления амортизации отражается в учетной политике кредитной организации. Применение одного из методов по однородным объектам основных средств и нематериальным активам осуществляется в течение всего срока их полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств и нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности кредитной организации. Срок полезного использования определяется кредитной организацией самостоятельно на дату ввода объекта в эксплуатацию. По объектам нематериальных активов, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизации устанавливаются в расчете на десять лет, но не более срока деятельности кредитной организации. В случае улучшения первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной модернизации, реконструкции или технического перевооружения кредитной организацией пересматривается срок полезного использования этого объекта.

 

4. Составление бухгалтерских записей по переоценке основных средств

 

Организации могут проводить переоценку основных средств. Основная цель данного мероприятия - определение реальной стоимости объектов основных средств в соответствии с их рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки.

Переоценивать или нет имущество - решать компании. Однако стоит помнить: если фирма провела единожды переоценку ОС, то в дальнейшем следует проводить ее регулярно, но не чаще чем раз в год. Необходимо данное условие для того, чтобы стоимость указанных объектов основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей стоимости.

 

 

5. Составление бухгалтерских записей по приобретению и строительству, а также выбытию основных средств

 

Учет затрат по строительству объектов рекомендуется вести по следующей технологической структуре расходов, определяемой сметной документацией:

на строительные работы;

на работы по монтажу оборудования;

на приобретение оборудования, сданного в монтаж;

на приобретение оборудования, не требующего монтажа, инструмента и инвентаря; оборудования, требующего монтажа, но предназначенного для постоянного запаса;

на прочие капитальные затраты;

на затраты, не увеличивающие стоимость основных средств.

Учет затрат на строительные работы и работы по монтажу оборудования

Порядок учета затрат по данным работам зависит от способа их производства - подрядного или хозяйственного.

При подрядном способе производства выполненные и оформленные в установленном порядке строительные работы и работы по монтажу оборудования отражаются у застройщика-заказчика на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по договорной стоимости согласно оплаченным или принятым к оплате счетам подрядных организаций.

При хозяйственном способе производства указанных работ учет затрат ведется застройщиком также на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» и осуществляется в соответствии с порядком, установленным Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ. При этом на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражают фактически произведенные застройщиком затраты.

Выбытие основного средства может происходить в результате:

• перехода права собственности;

• списания вследствие непригодности к дальнейшему использованию.

Моментом перехода права собственности на основное средство является фактическая передача основного средства, которая должна оформляться актом приема-передачи имущества. Если выбывает недвижимое имущество, то датой перехода прав собственности на него является дата государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В данном случае, целесообразно обеспечить включение в договор условия о том, что фактическая передача имущества по акту приема-передачи не может проводиться ранее даты государственной регистрации.

Документооборот организации должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить своевременное представление в бухгалтерские службы соответствующих договоров, актов приема-передачи имущества, документов, подтверждающих затраты, непосредственно связанных с выбытием объекта основных средств, возникших до даты выбытия, иных документов, необходимых для отражения в бухучете операции выбытия основного средства, в сроки, установленные внутренними документами учетной политики организации.

 

6. Инвентаризация материальных ценностей

 

Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, производиться в порядке расположения ценностей в данном помещений. Нельзя допускать во время инвентаризаций беспорядочного перехода от одного вида товарно-материальных ценностей к другому. При хранений товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение опломбирывается и комиссия переходит к для работы в следующее помещение.

Товарно-материальные ценности заносятся в инвентаризационные описи по каждому отдельному наименованию с указанием номенклатурного номера, вида, группы, артикула, сорта и количества. (Приложение Д)

Председатель рабочей инвентаризационной комиссий или по его поручению члены комиссии в присутствии заведующего склада (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяют фактическое наличие товароматериальных ценностей путём обязательного их пересчёта, перевешивание или перемеривание. Категорически запрещается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц по данным учёта без проверки их фактического наличия.

Товароматериальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Эти товарно-материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризаций». В описи указывается, когда, от кого они поступили, дата и номер приходного документа, наименование, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссий делается отметка «после инвентаризаций» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.

На больших складах при длительном проведении инвентаризаций в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера предприятия в процессе инвентаризаций товарно-материальных ценностей могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссий. Эти ценности заносятся в отдельную инвентаризационную опись под наименованием: «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризаций». Оформляться эта опись должна по аналогий с документами на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризаций. В расходных документах делается за подписью председателя инвентаризационной комиссий.

Товарно-материальные ценности, принадлежащие другим предприятиям и находящиеся на ответственном хранений, инвентаризуются одновременно с собственными товарно-материальными ценностями.

 

7. Составление бухгалтерских записей по недвижимости, временно не используемой в основной деятельности

 

Для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, необходимо единовременное соблюдение следующих условий:

способности объекта приносить кредитной организации экономические выгоды в будущем;

если стоимость объекта может быть надежно определена.

Бухгалтерский учет недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, после ее первоначального признания осуществляется либо по первоначальной стоимости за вычетом накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения, либо по текущей стоимости.

Кредитная организация определяет метод бухгалтерского учета недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, и утверждает его в учетной политике.


8. Составление бухгалтерских записей по расчетам с персоналом по оплате труда и подотчетных сумм

 

При переходе к рыночной экономике произошли кардинальные изменения во многих сферах экономической деятельности, в том числе и в системе оплаты труда. Складываются новые отношения между государством, предприятием и работником по поводу организации труда. Переход на рыночные отношения внес изменения и в формы регулирования трудовых отношений. Теперь непосредственной юридической формой регулирования трудовых отношений являются тарифные соглашения и коллективный договор. Предприятия вправе выбирать системы и формы оплаты труда самостоятельно, исходя из специфики и задач, стоящих перед предприятием.

На первом месте по важности среди факторов, влияющих на эффективность использования рабочей силы, стоит система оплаты труда. Именно заработная плата, а зачастую только она является той причиной, которая приводит рабочего на его рабочее место. Поэтому значение данной проблемы трудно переоценить.

Учет труда и заработной платы должен обеспечить оперативный контроль над количеством и качеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплаты социального характера.

Новые системы организации труда и заработной платы должны обеспечить сотрудникам материальные стимулы. Необходимо учитывать так же, что формирование и величина прибыли зависят от выбранной системы оплаты труда.

Источники информации для аудиторской проверки соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда.

Основная задача аудита расчетов с работниками по заработной плате - проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда.

Проверка носит комплексный характер и включает контроль соблюдения нормативно-правовых актов, касающихся трудового законодательства, правильности начисления различных видов оплат и удержаний, правильности ведения бухгалтерского учета расчетов, как по физическим лицам, так и в целом по предприятию, а также начисления налогов и платежей с фонда оплаты труда (ФОТ) и выплат социального характера.

 

9. Порядок признания и определения доходов и расходов коммерческого банка

 

Согласно НК РФ коммерческие банки в отличие от других налогоплательщиков не имеют права выбирать метод признания доходов и расходов. При определении даты получения доходов (расходов) коммерческие банки обязаны использовать метод начисления.

По методу начисления доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества и (или) имущественных прав. При этом по доходам, относящимся к нескольким отчетным периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Для доходов от реализации датой получения дохода признается дата реализации товаров, независимо от фактического поступления денежных средств и (или) имущественных прав) в их оплату.

Для внереализационных доходов датой получения дохода признается:

1) дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества - для доходов:

в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг);

- по иным аналогичным доходам;

2) дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) банка -для доходов:

- в виде дивидендов от долевого участия в деятельности других организаций;

- в виде безвозмездно полученных денежных средств;

- в виде сумм возврата ранее уплаченных некоммерческим организациям взносов, которые были включены в состав расходов;

- в виде иных аналогичных доходов;

3) дата осуществления расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или предъявления банку документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного периода для доходов:

- от сдачи имущества в аренду;

в виде лицензионных платежей за пользование объектами интеллектуальной собственности;

- в виде иных аналогичных доходов;

4) дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда — по доходам в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков;

5) последний день отчетного периода по доходам:

в виде сумм восстановленных резервов и иным аналогичным доходам;

- по доходам от доверительного управления имуществом;

- по иным аналогичным доходам;

6) дата выявления дохода- по доходам прошлых лет;

7) дата перехода права собственности на иностранную валюту и драгоценные металлы при совершении операций с иностранной валютой и драгоценными металлами, а также последнее число текущего месяца — по доходам в виде положительной курсовой разницы по имуществу и требованиям, стоимость которых выражена в иностранной валюте, и положительной переоценки стоимости драгоценных металлов;

8) дата составления акта ликвидации амортизируемого имущества, оформленного в соответствии с требованиями бухгалтерского учета, — по доходам в виде полученных материалов или иного имущества при ликвидации выводимого из эксплуатации амортизируемого имущества;

 

10. Составление бухгалтерских записей по доходам и расходам кредитной организации

 

В условиях рыночной экономики основой экономического развития является прибыль. В свою очередь, прибыль является важнейшим показателем эффективности работы организации и источником его жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства организации и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. За счет прибыли выполняются обязательства организации перед бюджетом, банками и другими организациями.

Под финансовым результатом понимается итог хозяйственной деятельности предприятия, определяемый показателем прибыли или убытка, и сформированный в течение календарного года. Финансовый результат представляет собой разницу между суммами доходов и расходов предприятия. Превышение доходов над расходами означает прирост имущества предприятия, то есть прибыль, а превышение расходов над доходами – убыток. Полученный предприятием за отчетный год финансовый результат в виде прибыли или убытка соответственно приводит к увеличению или уменьшению собственного капитала предприятия.

Положения по бухгалтерскому учету " Доходы организации" ПБУ 9/99 (далее – ПБУ 9/99) и " Расходы организации" ПБУ 10/99 (далее – ПБУ 10/99), утвержденные приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года № 32н, с изменениями от 27 ноября 2006 года признают доходами увеличение, а расходами – уменьшение экономических выгод в результате поступления или выбытия активов, а также погашения или возникновения обязательств, приводящих к соответствующим изменениям капитала предприятия.

Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:

- сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;

- по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

- в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

- авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

- задатка;

- в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;

- в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников.

Не относится к расходам организации выбытие активов:

- в связи с приобретением;

- вклады в уставные капиталы других организаций, приобретение акций и иных ценных бумаг;

- по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

- в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

- в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

- в погашение кредита, займа, полученных организацией.

Доходы и расходы организации в зависимости от их характера, условия получения и осуществления, а также от направлений деятельности организации подразделяются на:

- доходы и расходы по обычным видам деятельности;

- прочие доходы и расходы.

Прочие доходы и расходы, в свою очередь, делятся на три вида: операционные, внереализационные и чрезвычайные.

Установленный порядок ведения бухгалтерского учета доходов и расходов позволяет определять финансовый результат от обычных видов деятельности и от прочей деятельности.

 

11. Составление бухгалтерских записей по доходам и расходам будущих периодов

 

Для учета доходов, полученных в отчетном периоде, но относящихся к будущим периодам, используют пассивный счет 98 " Доходы будущих периодов". По кредиту счета учитывают доходы, относящиеся к будущим периодам, предстоящие поступления задолженностей, доходы, возникающие вследствие превышения взыскиваемых с виновников недостающих ценностей над их балансовой стоимостью. По дебету счета отражают списание доходов будущих периодов на счета учета имущества, расчетов, счет 91 " Прочие доходы и расходы".

К счету 98 " Доходы будущих периодов" могут быть открыты следующие субсчета:

98-1 " Доходы, полученные в счет будущих периодов";

98-2 " Безвозмездные поступления";

98-3 " Предстоящие поступления задолженностей по недостачам, выявленным за прошлые годы";

98-4 " Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей" и др.

На субсчете 98-1 учитывают доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, - арендная и квартирная плата, плата за коммунальные услуги, пользование средствами связи и др. Полученные или начисленные суммы доходов отражают по кредиту счета 98, субсчет 1, и дебету счетов учета денежных средств и расчетов; списание доходов на расходы наступившего отчетного периода - по дебету субсчета 98-1 и кредиту соответствующих денежных или расчетных счетов.

На субсчете 98-2 учитывают стоимость безвозмездно полученных активов. Безвозмездно полученные активы отражают по рыночной стоимости по дебету счетов учета с кредита субсчета 98-2. Сумма бюджетных средств, направленных коммерческой организации на финансирование расходов, записывается в кредит субсчета 98-2 и дебет счета 86 " Целевое финансирование".

Суммы, учтенные на кредите счета 98, списывают в дебет этого счета с кредита счета 91 " Прочие доходы и расходы":

- по безвозмездно полученным основным средствам - по мере начисления амортизации;

- по иным безвозмездно полученным материальным ценностям - по мере их списания на производство или при продаже.

На субсчете 98-3 учитывают предстоящие поступления, задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы. По кредиту субсчета 98-3 отражают выявленные в отчетном году за прошлые годы суммы недостач, признанных виновными лицами или присужденные к взысканию с них судебными органами, в корреспонденции со счетом 94 " Недостачи от потери и порчи ценностей". Одновременно на эти суммы кредитуют счет 94 и дебетуют счет 73 " Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 2 " Расчеты по возмещению материального ущерба".

Расходы будущих периодов - это затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам. Основную часть расходов будущих периодов в организациях составляют расходы на подготовку и освоение производства. Кроме того, к расходам будущих периодов относят: расходы по ремонту основных средств в сезонных отраслях промышленности; расходы по оплате аренды объектов основных средств или их отдельных частей; расходы на рекламу; на приобретение лицензий; расходы, связанные с оплатой услуг телефонной и радиосвязи, перечисляемой за последующие периоды, и др.

Учет расходов будущих периодов осуществляют по дебету активного счета 97 " Расходы будущих периодов" с кредита соответствующих материальных, расчетных и других счетов. Ежемесячно или в другие сроки учтенные на дебете счета 97 расходы списывают в дебет счетов 20, 23, 25, 26, 44 и др. Сроки списания расходов будущих периодов, а также соответствующие издержки или другие источники, на которые списываются указанные расходы, регламентируются законодательными и другими нормативными актами или определяются самими организациями. Расходы по ремонту основных средств, учтенные в начале года на счете 97, списывают ежемесячно либо пропорционально объему производства по месяцам, либо пропорционально плановым затратам на ремонт основных средств, либо равномерно по месяцам.

 

12. Формирование конечного финансового результата и распределения прибыли

 

Перед тем как составить годовую отчетность, бухгалтер должен закрыть 90, 91, 92 счета, т.е. обнулить по ним сальдо. Именно в этом и состоит реформация баланса, которую следует провести по состоянию на 31 декабря отчетного года. Каждый месяц бухгалтер составляет обороты по счету 90 «Реализация», должен определить финансовый результат от обычных видов деятельности и списать его на счет 99 «Прибыль и убытки». Таким образом, сальдо на счете 90 в конце каждого месяца равно нулю. Однако на всех субсчетах, которые открыты к этому счету, имеются дебетовые или кредитовые сальдо. Списывать эти сальдо в течении года нельзя, а в конце года их следует закрыть на счете 90 субсчет 9 «Прибыль/убыток от реализации».

Также и по счету 91 «Операционные доходы и расходы» и счету 92 «Внереализационные доходы и расходы» бухгалтер сопоставляет обороты по этим счетам и списывает финансовый результат от данных операций на счет 99 «Прибыли и убытки».

В распоряжении предприятия остается прибыль, уменьшенная на сумму налогов и других налоговых платежей. На основании Методических указаний о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль плательщиками налогов на доходы и прибыль являются юридические лица, участники договора о совместной деятельности, которым поручено ведение общих дел по этой деятельности или получившие выручку от этой деятельности до ее распределения, облагается налогом на прибыль по ставке 24%. Облагаемая налогом прибыль исчисляется исходя из прибыли отчетного периода, представляющей собой сумму прибыли от реализации продукции, товаров, иных ценностей и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Кроме налога на прибыль из прибыли отчетного периода предприятия выплачивают: налог на доходы; налог на недвижимость в размере 1% и транспортный сбор в размере 3%. Объектом обложения налогом на доходы являются дивиденды и приравненные к ним доходы. Дивидендом для целей налогообложения признается часть прибыли предприятия, выплачиваемая соответственно собственнику данного предприятия в связи с правом собственности на имущество предприятия за исключением: выплат акционеру в денежной или натуральной форме и размере, не превышающем его взноса в уставной фонд предприятия при его ликвидации; выплат акционерам предприятия в виде акций этого же предприятия, а также в виде увеличения номинальной стоимости акций, если такие выплаты не изменяют процентную долю участия в уставном фонде ни одного из акционеров. Дивиденды и приравненные к ним доходы, полученные иностранными предприятиями из источников на территории РБ, облагаются по ставке 15 процентов.

 

15. Международные стандарты финансовой отчетности. Принципы составления отчетности банков

 

В условиях глобализации экономики, создания региональных экономических пространств, расширения инвестиционных возможностей, развития международных финансовых рынков, бурных процессов в области информационных технологий все большее значение приобретает необходимость гармонизации и унификации национальных стандартов финансовой отчетности. Развитие бизнеса требует определенного единообразия, по крайней мере, предсказуемости и понятности применяемых в той или иной стране принципов формирования и алгоритмов исчисления прибыли, налогообложения, возможностей инвестирования заработанных средств и т.п.

Международные инвесторы, заинтересованные в сохранении капитала и уменьшении инвестиционных рисков, должны иметь возможность оценивать результаты деятельности субъектов экономики на основе полной сопоставимости, которая возможна только в условиях четкой стандартизации финансовой отчетности. В идеальном варианте речь идет о едином своде стандартов, который позволил бы обеспечить максимальную сравнимость данных бухгалтерского учета и на этой основе достигнуть полного взаимопонимания со стороны пользователей финансовых отчетов.

Общепринятые стандарты финансовой отчетности необходимы развивающимся странам и странам с формирующейся экономикой, которые, будучи заинтересованы в привлечении иностранного капитала, имеют возможность получить изыскиваемые средства на более льготных условиях и в более сжатые сроки. В совершенствовании системы международных финансовых стандартов заинтересованы также и страны с развитой экономикой, которые, действуя в условиях диверсифицированного международного рынка, подверженного в современных условиях различным колебаниям и рискам, стремятся не только достичь определенного уровня стабильности, но и обеспечить дальнейший экономический рост.

Несмотря на свое название, МСФО не является единым для всех стран мира стандартом. Например, в США действует собственная национальная система бухгалтерского учета (Generally Accepted Accounting Principles, GAAP), известная как шахматная или матричная. Там строки доходов корреспондируют со столбцами расходов, а проводки осуществляются сразу по двум индексам.

Основной задачей МСФО является определение порядка подготовки и представления финансовой отчетности, в том числе выработка критериев признания отдельных статей и операций, их классификация и порядок отражения в отчетности; методы оценки, объем информации, подлежащей раскрытию. Международные стандарты направлены на повышение качества представляемой в отчетности информации в интересах пользователей, унификацию основ для ее построения, совершенствование процедур, применяемых при подготовке финансовых отчетов.

Принципы подготовки и представления отчетности в соответствии с МСФО, утвержденные Комитетом по международным стандартам и опубликованные в 1989 году, определяют концепции, заложенные в основе подготовки и представления финансовой отчетности, помогают органам стандартизации в разработке стандартов, помогают бухгалтерам, аудиторам и пользователям финансовой отчетности в интерпретации МСФО, а также рассматривают вопросы, еще не охваченные МСФО.

Принципы определяют следующие вопросы:

· цели финансовой отчетности,

· качественные характеристики финансовой отчетности,

· элементы финансовой отчетности,

· понятие капитала и поддержания капитала.

 

14. Особенности банковской отчетности. Отчетность по итогам месяца и квартала

 

Отчетность банков существенно отличается от отчетности хозяйствующих субъектов.

Организации должны составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, которая включает:

• бухгалтерский баланс;

• отчет о прибылях и убытках;

• приложения к ним;

• пояснительную записку;

• аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если организация подлежит обязательному аудиту в соответствии с федеральными законами.

Причем в полном объеме отчетность организаций представляется по итогам за истекший год.

В банке ежедневно закрывают и распечатывают баланс, сальдово-оборотную ведомость, ведомость остатков по лицевым счетам - все это отдельно по каждой группе счетов: балансовым, доверительного управления, внебалансовым, счетам срочных операций, счетам депо и другие регистры бухгалтерского учета.

 

15. Годовая отчетность. Подготовка к составлению годового отчета.

 

По окончании календарного года все организации, за исключением бюджетных, обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчётность учредителям, участникам организации или собственникам её имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации (Приложение Е). Государственные же и муниципальные унитарные предприятия представляют годовую бухгалтерскую отчётность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Налогоплательщики помимо этого обязаны представлять бухгалтерскую отчётность и в налоговые органы.

Годовая бухгалтерская отчётность должна быть сформирована и представлена заинтересованным лицам в течение 90 дней по окончании отчётного года (п. 2 ст. 15 закона № 129-ФЗ). Исходя из этого последним днём представления отчётности за 2012 год будет 31 марта 2013 года включительно.

При составлении годового отчёта каждый раз перед бухгалтерской службой возникают вопросы, связанные с постоянно меняющимися нормативными документами по бухгалтерскому учёту. Методологи, стремясь приблизить российские положения по бухгалтерскому учёту к соответствующим международным стандартам, постоянно совершенствуют их.

 

16. Состав бухгалтерского баланса, его анализ структуры активов пассивов банка.

 

Баланс представляет собой двустороннюю таблицу, где левая сторона (актив) отражает состав и размещение хозяйственных средств, а правая - (пассив) отражает источники образования хозяйственных средств и их целевое назначение. В бухгалтерском балансе должно присутствовать обязательное равенство актива и пассива.

Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья, которая соответствует конкретному виду имущества, обязательств, источников формирования имущества. Статьи баланса бывают агрегированные, если имеют расшифровку в том числе, и детализирующие, которые расшифровывают агрегированные строки.

Балансовые статьи объединяются в группы (разделы баланса). Объединение балансовых статей в группы или разделы осуществляется исходя из их экономического содержания. Каждая строка баланса имеет свой порядковый номер, что облегчает ее нахождение, и ссылки на отдельные статьи. Для отражения состояния средств бухгалтерский баланс предусматривает две графы для цифровых показателей: на начало и на конец отчетного периода. Во второй графе показывается состояние средств и их источников на дату составления баланса.

В современном балансе статьи актива и пассива, исходя из их экономической однородности, объединены в определенные разделы.

Актив баланса содержит два раздела:

1. Внеоборотные активы,

2. Оборотные активы.

Пассив баланса состоит из трех разделов:

1. Капитал и резервы,

2. Долгосрочные обязательства,

3. Краткосрочные обязательства.

Разделы в активе баланса расположены по возрастанию ликвидности, а в пассиве - по степени закрепления источников.

Система показателей бухгалтерского баланса в составе финансовой отчетности сформирована, исходя из концепции сохранения и наращения финансового капитала, основывается на разграничении трех основных элементов баланса: активов, обязательств и собственного капитала.

Активы характеризуются как доходообразующее имущество, контроль над которыми организация получила в результате ведения своей деятельности путем размещения привлеченного капитала извне на определенных условиях финансовых результатов организации.

Обязательства представляют собой часть привлеченных организацией финансовых ресурсов в виде безусловно признаваемых организацией экономических требований, вытекающих из существа заключенных сторонами договоров, императивных правовых норм, а также обычаев делового оборота, а также связи с вовлечением в хозяйственный оборот организации ценностей, которые принадлежат третьим лицам.

Капитал показывает вторую составную часть финансовых ресурсов, признаваемую учетным способом сумму экономических обязательств организации перед участниками, учредителями, собственниками в связи с предоставлением ей ценностей, как на этапе образования организации, так и в результате реинвестирования заработанной прибыли в течение всего периода ее деятельности с момента учреждения.

Валюта баланса отражает в активной и пассивной частях бухгалтерское соответствие размеров экономических ресурсов, представленных собственниками и кредиторами. Разграничение в пассивной части баланса обязательств и капитала соответствует не только различному характеру обязательств организации перед собственниками и третьими лицами, но также срочности и порядку их погашения.

Признание и отражение в бухгалтерском балансе величины собственного и заемного капитала должно обеспечить его владельцам контроль над ожидаемым наращением капитала. Оценить наращение капитала каждого из участников финансирования организации можно лишь тогда, когда точно установлена капитальная базовая стоимость.

 

17. Расчет показателей ликвидности баланса коммерческого банка

 

Предприятие может быть ликвидным в большей или меньшей степени, поскольку в состав текущих активов входят разнородные оборотные средства, среди которых имеются как легкореализуемые, так и труднореализуемые для погашения внешней задолженности.

По степени ликвидности статьи текущих активов условно можно разделить на три группы:

1. ликвидные средства, находящиеся в немедленной готовности к реализации;

2. ликвидные средства, находящиеся в распоряжении предприятия;

3. неликвидные средства.

Отнесение тех или иных статей оборотных средств к указанным группам может меняться в зависимости от конкретных условий: в составе дебиторов предприятия числятся весьма разнородные статьи дебиторской задолженности, и одна ее часть может попасть во вторую группу, другая - в третью; при различной длительности производственного цикла незавершенное производство может быть отнесено либо ко второй, либо к третьей группе и т.д.

В составе краткосрочных пассивов можно выделить обязательства разной степени срочности. В практике проведения финансового анализа используются следующие показатели:

· коэффициент текущей ликвидности;

· коэффициент мгновенной ликвидности;

· коэффициент долгосрочной ликвидности.

С помощью этих показателей можно найти ответ на вопрос, способно ли предприятие вовремя выполнить свои краткосрочные обязательства. Это касается наиболее ликвидной части имущества компании и ее обязательств с наименьшим сроком оплаты. Данные показатели рассчитываются на основе балансовых статей. В балансе активы распределены в соответствии со степенью ликвидности или в зависимости от времени, необходимого для их обращения в наличность. Показатели ликвидности раскрывают характер отношения между оборотными активами и краткосрочными обязательствами и отражают способность компании вовремя выполнить свои финансовые обязательства.

 

18. Внебалансовый учет прочих операций

 

Внебалансовые счета по экономическому содержанию разделены на активные и пассивные. В учете операции отражаются методом двойной записи: активные счета корреспондируют со счетом № 99999, пассивные - со счетом № 99998, при этом счета № № 99998 и 99999 ведутся только в рублях. Двойная запись может также осуществляться путем перечисления сумм с одного активного внебалансового счета на другой активный счет или с одного пассивного счета - на другой пассивный счет. При переоценке остатков на внебалансовых счетах в связи с изменением курсов иностранных валют по отношению к рублю активные внебалансовые счета корреспондируют со счетом № 99999, пассивные - со счетом № 99998.

Счет № 906 " Неоплаченный уставный капитал кредитных организаций"

Счета № 90601 " Неоплаченная сумма уставного капитала

кредитной организации, созданной в форме акционерного общества"

Счет № 90602 " Неоплаченная сумма уставного капитала кредитной организации, созданной в форме общества с ограниченной дополнительной) ответственностью". Назначение счетов: учет в кредитных организациях, созданных в форме акционерного общества, неоплаченной части номинальной стоимости акций, размещенных с рассрочкой платежа, в кредитных организациях, созданных в форме общества с ограничен ответственностью, - неоплаченной стоимости долей уставного капитала, объявленного в решении общего собрания учредителей, участников кредитной организации. Счета активные.

По Д-ту счетов проводится неоплаченная сумма уставного капитала: в кредитной организации в форме акционерного общества (АО), по счету № 90601 - неоплаченная часть номинальной стоимости размещенных акций, оплаченных частично в момент их приобретения, одновременно с оприходованием в уставный капитал средств, поступивших в период эмиссии акций, после регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг; в кредитной организации, созданной в форме общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, по счету № 90602 - неоплаченная стоимость долей (их частей) объявленного уставного капитала после регистрации вновь созданной кредитной организации или принятия общим собранием ее участников решения об увеличении уставного капитала - в корреспонденции со счетом № 99999. По К-ту списывается учитываемая на счете № 90601 стоимость акций в момент оприходования в уставный капитал средств, поступивших в их оплату, в корреспонденции со счетом № 99999.

В аналитическом учете ведутся лицевые счета акционеров, участников кредитной организации, не полностью оплативших приобретенные акции.

Счет № 907 " Неразмещенные ценные бумаги"

Счет № 90701 " Бланки собственных ценных бумаг для распространения". Бланки ценных бумаг учитываются в условной оценке 1 рубль за 1 бланк. Счет активный. По Д-ту счета проводятся суммы: полученных бланков ценных бумаг в корреспонденции со счетом № 99999. По К-ту счета списываются суммы: бланков распространенных ценных бумаг; бланков ценных бумаг, отосланных и выданных под отчет; испорченных и дефектных бланков, а также бланков, не выпущенных в обращение, переданных на уничтожение - в корреспонденции со счетом № 90702. В аналитическом учете ведутся лицевые счета по видам бланков ценных бумаг с указанием их номеров и серий и по ответственным за хранение должностным лицам.

Счет № 90702 " Бланки собственных ценных бумаг для уничтожения". Бланки учитываются в условной оценке 1 рубль за бланк. Счет активный. По Д-ту проводятся суммы подлежащих уничтожению бланков ценных бумаг, а также не выпущенных в обращение в корреспонденции со счетами № № 90701 и 90705. По К-ту счета списываются суммы уничтоженных бланков ценных бумаг в корреспонденции со счетом № 99999. На счете № 90702 кредитная организация может открывать необходимое количество лицевых счетов. Способ, порядок и процедура уничтожения бланков ценных бумаг определяются самой кредитной организацией.

Счет № 90703 " Выкупленные до срока погашения собственные ценные бумаги для перепродажи". Учет ведется по номинальной стоимости. Счет активный. По Д-ту счета проводятся суммы собственных ценных бумаг кредитной организации в момент их выкупа при одновременном списании с соответствующих балансовых счетов по учету выпущенных кредитными организациями ценных бумаг в корреспонденции со счетом № 99999. По К-ту счета списываются суммы: перепроданных собственных ценных бумаг с одновременным их отражением на соответствующих балансовых счетах по учету выпущенных кредитными организациями ценных бумаг; не размещенных повторно - в корреспонденции со счетом № 99999. В аналитическом учете ведутся лицевые счета по видам и выпускам ценных бумаг.

Счет № 90704 " Собственные ценные бумаги, предъявленные для погашения". Учет ведется по номинальной стоимости ценной бумаги или сумме купона, подлежащих погашению. Счет активный. По Д-ту счета проводятся суммы номинала ценных бумаг и купонов для погашения, в корреспонденции со счетом № 99999. По К-ту счета списываются суммы погашенных ценных бумаг и купонов в корреспонденции со счетом № 99999 с одновременным списанием с соответствующих балансовых счетов. Аналитический учет ведется на лицевых счетах по каждой ценной бумаге или купону, предъявленной к погашению.

Счет № 90705 " Бланки, сертификаты, ценные бумаги, отосланные и выданные под отчет. Учет ведется по номинальной стоимости, бланков - в условной оценке 1 рубль за 1 бланк. Счет активный. По Д-ту счета проводятся суммы сертификатов, бланков и ценных бумаг, находящихся в пути, отосланных в подведомственные учреждения и выданных под отчет, в корреспонденции со счетами № № 90701, 90801, 90802, 90803, 90805. По К-ту счета списываются суммы: полученных и оприходованных подведомственными учреждениями сертификатов, бланков и ценных бумаг на основании ответных документов в корреспонденции; бланков распространенных подотчетными лицами ценных бумаг на основании представленных авансовых отчетов корреспондируются со счетом № 99999; при возврате неиспользованных бланков в корреспонденции со счетами № № 90701, 90801, 90802, 90803, 90805. Аналитический учет ведется на лицевых счетах, открываемых в разрезе сертификатов, бланков и ценных бумаг адресатам, которым они отправлены, и подотчетным лицам, которым они выданы.

Счет № 908 " Ценные бумаги прочих эмитентов"

Счет № 90801 " Бланки ценных бумаг других эмитентов для распространения" Учитываются в условной оценке 1 рубль за 1 бланк. Счет активный. По Д-ту счета проводятся суммы бланков ценных бумаг других эмитентов, полученных для распространения по договорам поручения или комиссии, в корреспонденции со счетом № 99999. По К-ту счета списываются суммы: распространенных ценных бумаг других эмитентов; испорченных или дефектных бланков ценных бумаг, возвращенных эмитентам; бланков ценных бумаг других эмитентов, отосланных и выданных под отчет, - корреспондируются со счетом № 90705. Аналитический учет ведется по видам ценных бумаг и эмитентам.

Счет № 90802 " Ценные бумаги для продажи на комиссионных началах". Учитываются по номинальной стоимости ценных бумаг. Счет активный. По Д-ту счета проводятся суммы ценных бумаг: полученных для продажи по договорам поручения или комиссии в корреспонденции со счетом № 99999. По К-ту счета списываются суммы ценных бумаг: реализованных кредитной организации по договорам поручения или комиссии; не реализованных, возвращенных клиентам - корреспондируются со счетом № 99999; отосланные и выданные под отчет, корреспондируются со счетом № 90705. Аналитический учет ведется на отдельных лицевых счетах, открываемых по каждому договору.

Счет № 90803 " Ценные бумаги на хранении по договорам хранения". Учитываются по номинальной стоимости. Счет активный. По Д-ту счета проводятся суммы ценных бумаг, принятых на хранение по договорам хранения в корреспонденции со счетом № 99999. По К-ту счета списываются суммы ценных бумаг: снятых с хранения в корреспонденции со счетом № 99999; отосланных и выданных под отчет в корреспонденции со счетом № 90705. Аналитический учет ведется на отдельных лицевых счетах, открываемых по каждому договору.

Счет № 90804 " Облигации государственных займов, проданные организациям". Счет предназначен для учета проданных юридическим лицам облигаций Государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991 года. Учет ведется по номинальной стоимости ценных бумаг. Счет активный. По Д-ту счета проводятся суммы проданных юридическим лицам облигаций в корреспонденции со счетом № 99999. По К-ту счета списываются суммы выкупленных у юридических лиц облигаций в корреспонденции со счетом № 99999. Аналитический учет ведется на отдельных лицевых счетах, открываемых по группам разрядов займа, в разрезе именных лицевых счетов юридических лиц - покупателей облигаций.

Счет № 909 " Расчетные операции"

Счет № 90901 " Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты"

Назначение счета: учет сумм, поступивших для оплаты расчетных документов, ожидающих акцепта. Счет активный. По Д-ту счета проводятся суммы поступивших и ожидающих акцепта расчетных документов в корреспонденции со счетом № 99999. По К-ту счета отражаются: суммы расчетных документов в день наступления срока платежа - при их списании со счетов клиентов в корреспонденции со счетом № 99999, а в случае отсутствия средств на счетах клиентов для их оплаты - в корреспонденции со счетом № 90902; в день предъявления суммы отказа от акцепта по расчетным документам, ожидающим акцепта, - в корреспонденции со счетом № 99999. В аналитическом учете ведутся картотеки и лицевые счета, открываемые по сроку платежа.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.043 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал