Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 3. Понятие инновационной политики фирмы






 

Инновации внутри предприятия не реализуются сами собой - для эффективного управления инновациями необходима выработка эффективной инновационной политики, которая оказывает мощное воздействие на повышение конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

 

При отсутствии отработанной инновационной политики предприятия переходят на " старт/стоповый" режим осуществления инновационных процессов, характеризующийся разрывом или неэффективностью связей между стадиями инновации, расхождением между целями и интересами участников и целями инноваций, медленным формированием организационных структур, связывающих стадии и участников инноваций. Разорванность, фрагментарность инновационных процессов обусловливает повышенные затраты, потерю конкурентоспособности предприятия.

 

Инновационная политика - фундамент построения общей стратегии компании и базовая основа для последующей разработки процессной и сетевой стратегии, маркетинговой политики и финансовой политики компании.

 

Последовательность разработки инновационной стратегии компании такова:

 

1) разработка инновационной политики;

 

2) разработка процессной и сетевой стратегии;

 

3) разработка маркетинговой политики;

 

4) разработка финансовой политики.

 

Следует отметить и необходимость встречного потока разработки: поставленные стратегические финансовые цели - цели клиентов - проработка соответствующих целей бизнес-процессов - цели инновационной политики. Эти два потока (от идеи и от потребностей финансовых компании) должны быть сбалансированы. Первый поток характерен для наукоемких компаний и научно-технических организаций, второй - для традиционных компаний.

 

Задачи инновационной политики:

 

- прогноз основных направлений НТП и их влияния на основные бизнес-процессы компании, производственную и организационную структуры компании;

 

- обоснование приоритетов отдельных направлений инновационного развития, оценка потенциала достижений науки и техники в своей отрасли, в смежных отраслях и конкурирующих компаниях;

 

- разработка сценариев возможных последствий инновационного развития (повышение эффективности бизнес-процессов, повышение степени удовлетворенности клиентов, улучшение финансового результата);

 

- выбор и обоснование основных инновационных проектов и программ с учетом их влияния на развитие территорий, в которых действует компания;

 

- выбор и обоснование процессной организационной структуры компании;

 

- разработка первоочередных инновационных мероприятий, способствующих реализации инновационной политики.

 

К основным принципам инновационной политики предприятия следует отнести:

 

1) обеспечение увеличения добавленной ценности продуктов и услуг для потенциальных клиентов за счет освоения производства принципиально новых видов товаров и услуг, а также расширение сферы сбыта;

 

2) непрерывное развитие инновационного потенциала предприятия (путем постоянного обучения и самоисследования) и достижение критической массы (ее составляющих, в том числе количества новых предложений, изобретений, ноу-хау, перехода к новому поколению техники), необходимой для реализации инноваций;

 

3) комплексное осуществление инноваций, при котором технические, экономические, социальные, психологические инновации тесно взаимосвязаны между собой и взаимно продвигают друг друга;

 

4) мобилизация персонала (стремление реализовать инновацию в неподготовленной среде может привести к разрушительным последствиям, а любая инновация требует усилий, причем чем более она радикальна, тем большая подготовка и большие затраты материальных и интеллектуальных ресурсов требуются для ее реализации);

 

5) экономическое стимулирование инновации (стимулируемые инновации осуществляются быстрее, чем инновации, вводимые в административном порядке);

 

6) учет рисков (величина экономического эффекта от реализации инновации пропорциональна степени риска: чем выше риск, тем выше потенциальные результаты инновации).

 

Лауреат Нобелевской премии 2000 г. вице-президент РАН, директор Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе Ж.И. Алферов напоминает, что если условно вы тратите 1 млн руб. на НИР, то должны выложить 10 млн руб. на развитие и 100 млн руб. на организацию производства. Найти деньги на масштабное производство проблематично, а НИР при отсутствии собственной высокотехнологичной промышленности тоже не получает должного развития. Поэтому прежде всего надо организовать собственные пилотные линии для того, чтобы после НИР заниматься развитием производства; при этом разработанные элементы могут уже увязываться в систему и на линии будут отрабатываться технологии для крупномасштабного производства конечных продуктов - электронных устройств. Одна из пилотных линий будет изготавливать полупроводниковые лазеры разных типов и опытные экземпляры устройств на их основе. Тогда можно будет продавать готовые технологии как внутри страны, так и на Западе значительно дороже, чем " недоведенные полуфабрикаты", а главное, будет получена основа для развития собственного массового производства. Сегодня Запад покупает в России разработки, сделанные в процессе НИР, используя, однако, собственные пилотные линии, - эту ситуацию необходимо изменить.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал