Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовое установление целей и задач социально-экономического развития.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Правовая база государственного регулирования экономики в Российской Федерации. Государственное управление любой сферой общественных отношений осуществляется посредством права. Нормативно-правовые акты, определяющие различные методы регулирования экономики, можно разделить на следующие группы: 1) правовые акты о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, в том числе в экономической сфере, а также о статусе региональных органов, осуществляющих организацию и управление экономической деятельностью в регионе; 2) тематическое законодательство, регулирующее отдельные направления в сфере экономики; 3) договоры и соглашения по вопросам межрегионального взаимодействия и отношений с федеральным центром. 4) Нормативно-правовые акты о разграничении компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления. (4) В первую группу, прежде всего, входит Конституция РФ, где перечислены вопросы исключительного ведения экономики Российской Федерации. К числу предметов исключительного ведения федерального центра в сфере регулирования экономики относятся: - федеральная государственная собственность и управление ею (п. «д»); - федеральные программы в области экономического развития Российской Федерации (п. «е»); - установление правовых основ единого рынка (п. «ж»); - федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития (п. «з»); - внешнеэкономические отношения Российской Федерации (п. «л»); Очевидно, что Конституция закрепляет способы регулирования экономики и разграничение полномочий различных уровней государственной власти в самом общем виде. Более подробные нормы устанавливаются федеральным законодательством. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» выделяет полномочия Правительства в сфере экономики, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики. Правовое установление целей и задач социально-экономического развития. Главными целями социально-экономического развития являются: - повышение благосостояния населения страны; - решение проблемы рабочих мест и достижение рационального уровня занятости; - соблюдение социальной справедливости, включая помощь бедным и социально обездоленным; - создание и поддержание механизма полной конкуренции, включая повышение открытости рынков, сохранение свободы заключения договоров. Эти цели реализуются путем постановки и достижения конкретных целевых установок типа: - создание условий для сбалансированного роста и повышения производительности труда; - содействие научно-техническому прогрессу; - поддержание разумно-стабильных цен; - достижение положительного торгового баланса. Для эффективного регулирования экономических отношений в стране государство использует прямые и непрямые (косвенные) меры воздействия. К прямым мерам государственного воздействия на экономику относятся: финансовый контроль, ценообразование и производственные задания предприятиям государственного сектора, государственные инвестиции в экономику, государственные закупки товаров и услуг, трансферты из федерального бюджета в нижестоящие бюджеты. К непрямым (косвенным) мерам государственного регулирования экономики относятся: налоговая политика, кредитно-денежная политика, таможенные пошлины, международные кредиты, квоты на ввоз и вывоз продукции, управление государственным долгом, кредитование банков и пр. Для выполнения функций по государственному управлению национальной экономикой создаются федеральные органы исполнительной власти. Кроме исполнительных органов создаются координационные и консультативные органы. Координационные и консультативные органы формируются на представительной основе. Координационные органы именуются комиссиями и создаются для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти в решении определенных народнохозяйственных задач. Законодательное установление инструментов государственного воздействия на экономику.
|