Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность денег






Деньги являются неотъемлемым составным элементом, товар­ного производства и развиваются вместе с ним. Эволюция денег, их история являются составной частью эволюции и истории то­варного производства, или рыночной экономики.

Деньги существуют и действуют там, где хозяйственная жизнь осуществляется посредством движения товаров.

Экономическое понятие «товар» подразумевает любой про­дукт, участие которого в хозяйственной жизни совершается по­средством купли-продажи. В условиях господства натурального хозяйства, когда продукты производились в основном для собст­венного потребления, они еще не являлись товарами. Развитие разделения труда, которое сопровождалось возникновением регу­лярного обмена продуктами труда, привело к становлению товар­ного хозяйства, при котором продукты стали производиться спе­циально для продажи и таким образом становились товарами.

Для того чтобы какой-либо продукт стал товаром, он должен отвечать следующим условиям:

· он должен производиться не для собственного потребле­ния, а для продажи;

· он должен удовлетворять определенным потребностям, т.е. обладать полезностью; причем товар должен быть полезным для его покупателя, что находит свое подтверждение в факте купли-продажи;

· он должен обладать стоимостью. Стоимость товара — это некие затраты, связанные с ним, причем не индивидуальные за­траты производителя (себестоимость), а затраты, признанные об­ществом, что также должно быть подтверждено посредством купли-продажи.

Только совокупность всех этих трех условий делает продукт то­варом. Отсутствие любого из них означает, что данный продукт товаром не является. Например, когда какой-либо продукт произ­водится для личного потребления или его невозможно купить или продать — тогда этот продукт товаром не является.

Общая тенденция экономического прогресса общества сопря­жена с последовательным превращением на протяжении опреде­ленных исторических периодов всех продуктов в товары, обраща­ющихся на соответствующих рынках.

С точки зрения полезности невозможно найти единую меру, с помощью которой можно было бы сравнить различные товары. Например, сигареты для курильщика обладают определенной ценностью, тогда как для некурящего человека они абсолютно бесполезны. Или другой пример: два человека могут по-разному оценить полезность того или иного товара. Так, для фотомодели одежда имеет первостепенное значение, большую ценность, чем калорийные продукты питания, а для спортсмена — наоборот.

Стоимость товаров делает их соизмеримыми и предопределяет их способность обмениваться друг на друга. С позиции стоимости можно сравнить одежду, продукты питания, сигареты и все другие товары. На рынке происходит обмен, совершаются сделки купли-продажи товаров. В обмене участвуют с одной стороны продав­цы — владельцы товаров, а с другой стороны покупатели, готовые приобрести эти товары. Товары обмениваются друг на друга в оп­ределенных пропорциях. Мерой стоимости одного товара стано­вится какое-то количество другого товара. Этот товар постепенно превращается в деньги.

Тот факт, что покупатель как представитель общества купил какой-либо товар, означает, что общество в его лице одобрило производственную деятельность личности, являющейся товаро­владельцем и продавцом данного товара. До момента продажи то­вары являлись продуктами частной хозяйственной деятельности, целесообразность которой оставалась под вопросом. Пройдя сделку купли-продажи, товар становится составной частью общест­венного богатства.

Появление товаров и развитие товарного обращения повлекло за собой появление и развитие денег. Движущей силой развития денег служит прогресс товарных отношений. Каждая новая сту­пень развития денег порождается потребностями соответствующей ступени зрелости товарных отношений. В современных условиях товаром являются не только продукты материального производст­ва и услуги, но и факторы производства, а также сами предпри­ятия как хозяйственные ячейки. Новым условиям соответствует развитие новых форм денег.

С экономической точки зрения деньги можно определить как средство выражения стоимости товаров, меру стоимости, всеоб­щий эквивалент множества стоимостей товаров. Используя день­ги в качестве всеобщего эквивалента, мы можем измерить стои­мости всех товаров, присутствующих на рынке, и сравнить их между собой.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал