Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раскройте понятие биосферы. Объясните влияние деятельности человека на состояние биосферы.






Учение о биосфере создал украинский ученый В. И. Вернадский. Он назвал биосферой ту оболочку Земли, в формировании которой живые организмы играли в прошлом и играют в настоящее время основную роль. В. И. Вернадский пришел к выводу, что биосфера не является отдельной единой оболочкой Земли, а только часть ее геологических оболочек, населенных живыми организмами. Живые организмы рас­пространены в верхних слоях литосферы, нижних - атмосферы и по всей глубине гидросферы. Наибольшая концентрация биомассы наблю­дается там, где условия существования организмов наиболее благо­приятны: на границах отдельных геологических оболочек Земли - ли­тосферы и атмосферы, атмосферы и гидросферы, литосферы и гидро­сферы. Таким образом, биосфера - это совокупность всех биогеоцено­зов Земли, единая глобальная экосистема высшего порядка.

Часть биосферы, на которую особо влияет деятельность человека, называют ноосферой (сферой разума). На определенном этапе развития цивилизации человек начал активно преобразовывать природу, и ее вли­яние на окружающую среду возрастало с каждым столетием, пока не стало ведущим экологическим фактором - антропогенным. Усиление давления человека на природную среду идет параллельно с возрастани­ем численности населения планеты и развитием техники, преобразую­щей и теснящей природу. Для удовлетворения все возрастающих по­требностей в продовольствии человек занял под посевы более 10% по­верхности суши. Огромные пространства были отняты у природы под строительство крупных и мелких городов и сел, дорог, промышленных

предприятий и т.п. Несовершенные технологии в промышленности и сельском хозяйстве породили проблему загрязнения природной среды различного рода отходами, токсичными для живых организмов, в том числе и для человека. Неграмотное использование химических удобре­ний, предназначенных для повышения урожайности выращиваемых человеком сельскохозяйственных культур, применение химических препаратов для борьбы с сорной растительностью и вредными живот­ными привели к загрязнению почв и воды. Прямое и косвенное унич­тожение многих видов растений и животных, необходимых компо­нентов биоценозов, приводит к утрате или способности к саморегуля­ции, устойчивости. Нередки примеры деградации водных и наземных экосистем. Истощение озонового слоя, возрастание концентрации диоксида углерода в атмосфере, которое может привести к глобально­му потеплению, таянию ледников и повышению уровня Мирового оке­ана; кислотные дожди, уничтожающие леса и водоемы, загрязнение радионуклидами окружающих территорий, захоронение отработан­ного ядерного топлива - негативные последствия деятельности чело­века в настоящее время.

Биосфера может функционировать и без человека, но человек, унич­тожив биосферу, сам обречен на гибель. Поэтому основной его задачей является: научиться взаимодействовать с природой, соизмерять свою деятельность с ее возможностями.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал