![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Решения тренировочных заданий 5 страница
ВЫВОДЫ
Философия как специфический способ духовного освоения реальности за свою более чем двадцатипятивековую историю прошла эволюцию, какой не знала ни одна из форм общественного сознания. При этом она не только сохранила свой изначальный приоритет в интегративно-духовном способе диалога человека с миром, но продолжает наполнять его новыми аспектами и смыслами, воспроизводящими эволюцию природной, социальной и духовной реальности. Философы далеко не всегда правильно ориентировались в событиях, происходящих в науке, искусстве, религии и других сферах духовной деятельности. Однако это не обесценило самой философии и философского способа постижения реальности, ориентированного на отыскание в ней человеческих смыслов. В рамках философского осмысления мира накоплено много оригинальных представлений о предметах, явлениях и процессах реальности, методах и формах их духовного воспроизведения. Очень часто они далеко опережали свое время и в разных вариантах воспроизводились в науке, правовом и политическом сознании. Сохранит ли и в будущем философия свое значение как источник духовных новаций? Вопрос не риторический. На него наводят тревожные события, связанные с новой волной оккультизма, астрологических верований и мистицизма в массовом сознании, уверенная поступь массовой культуры и религиозного фундаментализма. Будет ли востребован обществом ее интеллектуальный потенциал? На эти вопросы можно ответить положительно при условии, что философия останется способной своевременно откликаться на актуальные общественные проблемы. Но чтобы она осталась такой, об этом должны заботиться не только представители философии, но и общество, в котором они существуют.
Решения тренировочных заданий
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Какой фактор оказался решающим в возникновении философии как нового явления в духовной жизни общества? а) развитие производительных сил; б) установление демократического общественного строя; в) победоносные войны; г) поражения в войнах; д) расширение культурных контактов между народами.
2. Представители каких философских течений вели многовековую полемику в Средние века? а) эмпиризма и рационализма; б) номинализма и реализма; в) экстернализма и интернализма; г) индуктивизма и дедуктивизма.
3. Кто из перечисленных ниже мыслителей Возрождения принадлежал к натурфилософскому направлению? а) Данте; б) Бруно; в) Петрарка; г) Макиавелли.
4. Кого из философов вы отнесли бы к представителям экзистенциального направления и почему? а) Фейербах; б) Бергсон; в) Кьеркегор; г) Сартр.
5. Чьи идеи оказали влияние на формирование философии неотомизма и в чем они заключались? а) Тертуллиана; б) Сенеки; в) Фомы Аквинского; г) Аврелия Августина.
6. К какой философской школе принадлежал русский мыслитель Н. Бердяев? а) интуитивизма; б) экзистенциализма; в) прагматизма; г) философии жизни.
7. Кто из перечисленных мыслителей принадлежит к представителям советской философии, какими проблемами он занимался? а) Н. Лосский; б) И. Ильин; в) М. Мамардашвили; г) С. Булгаков.
8. Какие две основные концепции пространства-времени разработаны усилиями философов и ученых? а) индуктивистская; б) дедуктивистская; в) антропологическая; г) субстанциональная; д) реляктивистская.
9. Какая из названных философских систем составляет альтернативу диалектике как способу мышления? а) сенсуализм; б) концептуализм; в) метафизика.
10. Какие из названных философских категорий выражают целостность и структурную организованность бытия? а) причина и следствие; б) возможность и действительность; в) необходимость и случайность; г) единичное, общее, особенное.
11. Как называется философское учение о всеобщей одушевленности материи? а) натурализм; б) дуализм; в) гилозоизм; г) солипсизм; д) энергетизм.
12. Присущ ли животным язык? а) безусловно; б) нет; в) животным присущи своеобразные формы сигналов, которые качественно отличаются от человеческого языка; г) на этот счет отсутствуют точные данные.
13. Какая из концепций (гипотез) антропогенеза вам представляется предпочтительнее? а) человек произошел от человекообразной обезьяны; б) человек создан Богом; в) эволюция человека произошла благодаря космическому вмешательству; г) человек существует вечно.
14. Какому мыслителю принадлежит «трудовая» концепция антропосоциогенеза («Труд создал самого человека»)? а) Платону; б) Г. Гегелю; в) Ф. Энгельсу; г) А. Бергсону; д) Э. Фромму.
15. Какова сравнительная роль и ценность продуктивной и репродуктивной деятельности? а) подлинно ценностью обладает только продуктивная деятельность; б) наибольший эффект приносит именно репродуктивная деятельность, основанная на подражании; в) оба вида деятельности – вечные антагонисты; г) оба вида деятельности взаимно обусловливают друг друга, хотя между ними и существуют определенные противоречия.
16. Какие выделяют два основных типа познания? а) эмпирическое и теоретическое; б) научное и вненаучное; в) чувственное и рациональное.
17. В чем состоит главное отличие представлений от восприятий? а) в большей конкретности; б) в большей степени общности; в) в наличии словесного обозначения; г) в отсутствии непосредственного контакта человека с предметом, который отражается в представлении.
18. В чем состоит основное отличие теории от гипотезы? а) в обоснованности данными эксперимента; б) в логической стройности; в) в степени достоверности содержания.
19. В каком соотношении находятся теория и закон? а) часть – целое; б) целое – часть; в) это одно и то же; г) это несопоставимые понятия.
20. Что такое наука? а) это система знаний; б) это специфическая деятельность; в) это социальный институт; г) это производительная сила; д) это форма общественного сознания; е) это сфера человеческой деятельности, характеризующаяся единством отмеченных аспектов.
21. Выделите основной тип отношения человека к природе в истории общества. а) покорение природы с целью использования ее «богатств»; б) исследование природы для расширения кругозора и повышения интеллектуального уровня человечества; в) преобразование природы, превращение ее в составной компонент общественного производства, предмет труда; г) природа – источник вдохновения и творческого преобразовательного труда человека.
22. Определите основные причины развития производительных сил и производственных отношений. а) прогресс науки и техники; б) ухудшение природных условий (оскудение природной кладовой); в) рост потребностей людей в материальных благах и духовных ценностях; г) изобретательность и творческое мышление человека; д) осознание людьми своей исключительности в природе.
23. В каком соотношении находятся понятия «эволюция» и «коэволюция»? а) они тождественны; б) часть – целое; в) частичного совпадения.
24. Как соотносятся законы природы и законы общества? а) как общее и особенное; б) они несовместимы; в) они тождественны.
25. В каком соотношении находятся понятия «природа» и «экосоциальная система»? а) они тождественны; б) это несовместимые понятия; в) как часть и целое; г) как целое и часть.
26. Как влияет экономическая деятельность человека на среду его обитания? а) исключительно деструктивно; б) исключительно стабилизирующе; в) преимущественно деструктивно; г) преимущественно стабилизирующе.
27. Кто одним из первых поставил вопрос о значимой роли ценностей в формировании капитализма? а) О. Шпенглер; б) А. Тойнби; в) М. Вебер; г) И. Кант.
28. Какие из перечисленных мыслителей разрабатывали элитарную концепцию в философии культуры? а) П. Сорокин; б) Г. Гегель; в) О. Шпенглер; г) Л. Фейербах; д) К. Маркс.
29. Чем отличается прогноз от гипотезы? а) практической направленностью; б) более глубоким теоретическим обоснованием; в) методами выдвижения; г) формой изложения.
30. Какая из причин является главной для самоосуществления прогнозов? а) чрезмерная практическая активность людей; б) пассивное отношение к прогнозируемым событиям; в) недостаток необходимой информации.
КОНТРОЛЬНЫЕ ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ 1. Происхождение философии, круг ее проблем и функции в системе культуры. 2. Понятие мировоззрения, его структура и типы. 3. Философия Древнего Востока. Проблема бытия и небытия. Учение об обществе и человеке. 4. Философия античного мира, ее периодизация и тематическая эволюция. 5. Истоки и идейные основы средневековой философии. Проблема веры и разума. Реализм и номинализм. 6. Социально-экономические предпосылки философии Возрождения, ее направленность и вклад в духовную культуру человечества. 7. Экономические и духовные предпосылки философии Нового времени. Становление механистического мировоззрения. 8. Дилемма эмпиризма и рационализма в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт). 9. Учения о субстанции в философии Нового времени (Б. Спиноза, Г. Лейбниц). 10. Духовная атмосфера эпохи Просвещения и общественно-правовые идеалы ее социальной философии. 11. Сенсуалистическая теория познания Дж. Локка и материализм французских просветителей. 12. Проблема познавательных возможностей человека в философии И. Канта. 13. Гегелевское учение о диалектике. 14. Антропологический материализм и концепция отчуждения Л. Фейербаха. 15. Социально-экономические и идейные предпосылки философии марксизма. Главная задача философии и ее основной вопрос. Социальная философия марксизма. 16. Развитие марксистской философии В.И. Лениным. 17. Философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). 18. Проблема бессознательного в психоанализе (З. Фрейд, К.Г. Юнг). 19. Эволюция позитивизма. 20. Философия экзистенциализма, отчужденный человек и проблема его существования в пограничной ситуации. 21. Проблема человека в религиозной философии ХХ в. 22. Технократические течения философии ХХ в. 23. Особенности проблематики и основные этапы развития русской философии XI—XIX вв. 24. Белорусская философская и общественно-политическая мысль XI - XIX вв. 25. Бытие, его философский смысл и основные формы. 26. Материя как философская категория и объективная реальность. Основные этапы эволюции учений о материи. 27. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи и критерии их классификации. 28. Пространство и время как формы существования материи. 29. Диалектика как система принципов, законов и категорий, ее исторические формы и альтернативы. 30. Содержание, мировоззренческое и методологическое значение основных законов диалектики. 31. Философские категории, выражающие целостность и структурную организованность бытия (единичное, общее, особенное; целое и часть; система, структура, элемент; содержание и форма). 32. Философские категории, выражающие основные типы детерминации (причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность). 33. Сознание как атрибут материи, его генезис и способы существования. Сознание и язык. 34. Структура индивидуального сознания. Самосознание. 35. Структура общественного сознания. Теоретическое и обыденное сознание, общественная психология и идеология. 36. Формы общественного сознания. 37. Антропосоциогенез: факторы, рубежи, результаты. Биологическое и социальное в человеке. 38. Проблема жизни и смерти в философии. Личностный выбор и смысл жизни. 39. Специфика познавательного отношения человека к миру. Типология познавательной деятельности. 40. Предмет и основные понятия теории познания. 41. Место и роль практики в познании. 42. Основные формы чувственного и рационального познания. Место и роль интуиции в познавательных процессах. 43. Понятие истины и ее критерии. 44. Специфика научного познания. 45. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования. 46. Структура научного знания. 47. Методы научного исследования. 48. Понятие и социальные функции науки. 49. Структура научного сообщества и этические нормы науки. 50. Феномен научной революции. Противоречия научно-технического прогресса. 51. Основные типы отношений человека к природе. 52. Естественная и искусственная среда обитания людей. Проблема коэволюции общества и биосферы. 53. Понятие общества и его структура. 54. Способ общественного производства и основной социологический закон. 55. Диалектика производительных сил и производственных отношений. Закон соответствия. 56. Духовная сфера жизни общества и проблема ценностей. 57. Культурно-цивилизационные основы общественного бытия. Человек в мире культуры. 58. Источники и движущие силы общественного развития. Исторические личности, социальные элиты, народ. 59. Эволюция и революция в общественном развитии. 60. Проблема закономерностей общественно-исторического развития: формационный, культурологический и цивилизационный подходы. 61. Историческая необходимость и свобода личности. Свобода и ответственность. 62. Понятие прогресса. Прогресс и регресс. Противоречия и критерии прогресса. 63. Глобальные проблемы современности. 64. Социальное прогнозирование: функции, основные типы прогнозов и методы.
|