Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Процессуальное положение прокурора в суде первой инстанции
Конституционное и отраслевое законодательство РФ предусматривает возможность участия в гражданском судопроизводстве такого субъекта права, как прокурор. В Конституции РФ прокурору и прокуратуре посвящена лишь одна ст. 129, которая помещена в гл. 7 «Судебная власть». Несмотря на это, прокуратура не является частью судебной власти, хотя и связана с нею тесно. Рассуждая о целесообразности реорганизации прокуратуры, академик В.Н. Кудрявцев обращает внимание на то, что прокуратура не вписывается ни в одну из ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. «И это хорошо» - резюмирует автор, - «потому что в демократическом государстве должны быть и независимые органы, ценность которых в том и состоит, что они могут свободно контролировать других»[1]. В соответствии с ч. 1 ст. 129 Конституции РФ прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ[2]. Что касается конкретной регламентации организации и деятельности прокуратуры РФ, то ч. 5 ст. 129 Конституции отсылает к федеральным законам. Порядок участия прокурора в гражданском судопроизводстве регламентируется нормами Закона «О прокуратуре Российской Федерации», ГПК РФ и другими федеральными законами, а также ведомственными приказами Генерального прокурора РФ. На страницах юридической печати ведется дискуссия о роли и месте прокуратуры в современной системе государственных органов. Ряд авторов, искаженно трактующих сущность прокурорского надзора как одной из разновидностей государственной деятельности, выступает за его ликвидацию[3]. Опасность искаженного представления о сущности прокурорского надзора заключается в том, что оно служит идеологическим прикрытием, своего рода оправданием необоснованного сужения прокурорских полномочий вплоть до лишения прокуратуры ее надзорной функции. Однако, как правильно заметил С. Кехлеров, «без прокуратуры с ее надзорными функциями, без се квалифицированной бесплатной и оперативной помощи общество может оказаться в очень незавидном положении»[4]. Необходимость сохранения за прокуратурой надзорной функции признается как учеными, так и практиками[5]. Деятельность прокурора представляет собой специфический вид государственной деятельности. Специфика обусловлена тем, что по российскому законодательству (ст. 1, 21, 26 Закона о прокуратуре РФ) прокуратура РФ как единая федеральная централизованная система органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ осуществляет от имени РФ надзор, во-первых, за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории РФ законов всеми органами власти и управления, должностными лицами, включая руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, а также судебных приставов; во-вторых, за соответствием правовых актов органов и должностных лиц законам РФ; в-третьих, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами власти и управления, а также их должностными лицами. Из этого следует, что целями прокурорского надзора как специфической сферы государственной деятельности, определяющими роль и место прокуратуры в системе государственных органов, являются обеспечение верховенства Конституции РФ и федеральных законов; обеспечение единства и укрепления законности; защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов государства и общества. Таким образом, на органы прокуратуры возложена задача по охране и защите частных и публичных интересов. Особенно ярко это проявляется в сфере гражданского судопроизводства. Исторические этапы развития прокуратуры представлены в таблице 1. Таблица 1
|