Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды правосознания.
I. в зависимости от субъекта-носителя правового сознания: - индивидуальное правовое сознание. Принадлежит каждому индивиду, обладающему сознанием; оно всегда неповторимо и уникально, а также это правовое сознание имеет конечные правовые границы своего существования (жизнь человека). Этот вид правового сознания формируются в процессе социализации, воспитания, усвоения норм. Охватить окружающую правовую действительность полностью она не в состоянии. - групповое правовое сознание (принадлежит определенному количеству лиц). Группы формируются в силу того, что объединенные в какую-то коллектив, индивиды приобретаю групповой специфический, который присущ только этой группе интерес (например, правосознание учителей, студентов и т. д.), следовательно, окружающая действительность приобретает некоторую специфику этого человеческого коллектива. Особую группу составляют юристы-практики. Особенности профессионального правового сознания юристов (ограничивается круг только теми юристами, которые применяют право): а) знание права и навыки его реализации у профессиональных юристов намного выше, чем у других социальных групп; б) для профессионального сознания юристов характерно положительно устойчивое отношение к праву; в) профессиональному сознанию юристов свойственно то, что существующую правовую действительность они всегда склонны оценивать с точки зрения действующего позитивного права. - общественное правовое сознание (правовое сознание общества в целом). Оно включает в себя те типичные, устойчивые, передающиеся из поколения в поколение представления о праве, сложившиеся в данном человеческом обществе (это правовое сознание не исчезает со смертью, исчезновением людей). В индивидуальном и групповом правовом сознании можно выделить элементы, которые присущи правовой психологии и правовой идеологии, а также обыденное и теоретическое правовое сознание. II. в зависимости от стадии, исторической ступени развития права (по теории экономической формации): -добуржуазное правовое сознание (рабовладельческое, феодальное) -буржуазное правовое сознание (характерно для развитых правовых государств) -социалистическое правосознание III. в зависимости от стран: -Российская Федерация; -Царская Россия -Древний Китай и т.д. Таким образом, мы можем дать определение понятию «правосознание», как особой формы общественного сознания, представляющую собой упорядоченную совокупность или систему эмоций, чувств, переживаний, представлений, понятий, суждений, умозаключений и иных психологических форм, отражающих юридическую действительность и регулирующих поведение людей в сфере права. 66. Правовая культура: понятие и виды. Правовое сознание тесно связано с правовой культурой, т.к. правовая культура – один из элементов, составная часть социальной культуры как таковой. Культура – это несовпадающее явление, это понятие дискуссионное, и в связи с этим термин «культура» имеет несколько значений: 1) это то, что создано человеком в отличие от того, что дала ему природа; 2) это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и развитых человеком в процессе его жизни. Но не все то, что он создал можно отнести к культуре, следовательно, выделяют еще и антикультуру: а) если под «культурой» понимать только материальные и духовные ценности, то исключается само человеческое поведение; б) представления о ценностях весьма относительны. Все то, что ценно для одного человека, для других может быть антиценно; 3) это качественное состояние человеческого общества на каждом этапе его существования, которое характеризуется степенью развитости духовного совершенства субъекта (индивид, социальная группа, общество в целом) и проявляется в его позитивной деятельности: I. этот подход связан с выделением ценностей человеческой действительности; II. дает предложенный критерий о ценностях и антиценностях, связанных с уровнем развитости, духовным совершенствованием субъекта; III. подход позволяет дать конкретно-историческую оценку культуры на каждом отдельном этапе его развития человеческого общества; IV. культура охватывает не только материальные и духовные ценности, но и человеческое поведение. Правовая культура – качественное состояние правовой действительности на конкретном этапе ее эволюции, которая характеризуется степенью правового развития личности, социальной группы или общества в целом и проявляется в правомерном человеческом поведении. Особенности правовой культуры: 1) правовая культура охватывает не всю правовую действительность, в нее входят только позитивные, положительные элементы, накопленные обществом в процессе его развития, поэтому она не включает негативные явления (правонарушения, не правовое законодательство и другое); 2) правовая культура обусловлена уровнем экономического развития общества и уровнем развития иных видов человеческой культуры (культура политическая, религиозная и т.д.); 3) в условиях социально-дифференцированного общества существуют различные виды правовой культуры, следовательно, правовая культура не однородна; 4) правовая культура всегда воплощается в правомерном поведении, и поэтому она выступает не только результатом человеческой деятельности в сфере права, но и способом в такой деятельности. Отличия правовой культуры от правового сознания: А) из правового сознания в правовую культуру входят только те элементы, которые отражают позитивную юридическую действительность; Б) правовая культура включает в себя не только осознание правомерной человеческой действительности, но и само человеческое поведение. Виды правовой культуры: I. в зависимости от стадии (степени) общественного развития: 1) правовая культура добуржуазного общества: рабовладельческая, феодальная; 2) правовая культура буржуазного общества (присуща современным, наиболее развитым странам); 3) социалистическая правовая культура. II. в зависимости от принадлежности правовой культуры к конкретной стране: 1) российская правовая культура; 2) китайская правовая культура; 3) голландская правовая культура; 4) индийская правовая культура и т.д. III. в зависимости от субъекта-носителя правой культуры: 1) правовая культура личности; 2) правовая культура социальной группы или коллектива; 3) правовая культура общества в целом. IV. в зависимости от региональных и иных особенностей проявления правовой культуры: 1) собственно европейская правовая культура; 2) арабская правовая культура; 3) латиноамериканская правовая культура; 4) славянская правовая культура и т.д. Значение правовой культуры для субъектов: 1) с помощью культуры происходит социализация человека, т.е. его включение в систему общественных отношений; человек овладевает правовыми способами взаимодействия с другими людьми; 2) правовая культура способствует формированию у человека социально полезной ценностной ориентации, включающую в себя признание и следование правовому поведению; 3) с помощью правовой культуры у субъекта формируются навыки, привычки, установки на правомерное, полезное поведение. Показатели правовой культуры: а) степень развитости и гарантированности прав и свобод человека и гражданина; б) степень развития позитивного права, в том числе и законодательства; в) состояние правореализационной практики; г) степень распространения в обществе негативных явлений: правового нигилизма и правого идеализма. 67. Правовой нигилизм: понятие, причины, виды (формы), пути преодоления. Правовой нигилизм (от латинского «нечто») – полное отрицание всего общепризнанного, полный скептицизм. Особенности социального нигилизма: А) Отрицание общепризнанных ценностей; Б) Это отрицание характеризуется его абсолютностью, т.е. это полное отрицание. С одной стороны правовой нигилизм рассматривают как неуважительное, скептическое, равнодушное отношение к праву, а с другой стороны можно рассматривать как полное, решительное отрицание права, проявляющееся в неправомерном поведении. Некоторые ученые характеризуют правовой нигилизм не только как негативное значение, но и считают, что правовой нигилизм имеет и положительную сторону для общества, индивида. Отсутствие интереса объясняется несколькими причинами, но главной из них является отсутствие социального заказа в Советское время. С.И. Ожегов писал в «Толковом словаре русского языка» про нигилистов: 1. В 60-х гг. 19 в. в России: сторонник демократического движения, отрицающий устои и традиции дворянского общества, крепостничество. 2. Человек, относящийся ко всему резко отрицательно, скептически. Однако нигилизму обычно присущи следующие черты: 1) объект, который отрицается правовым нигилизмом (т.е. объектом выступает в данном случае - право). Здесь нужно рассмотреть какое право отрицается, но обычно в качестве отрицания выступают конкретные юридические ценности (юридические обязанности), но не право в целом; 2) интенсивность отрицания юридических ценностей; 3) устойчивое негативное отношение к ценностям; проявляется в антиправовой пропаганде либо в стабильном правонарушении. Главной целью является причинение вреда другим субъектам правоотношений. Правовой нигилизм – устойчивое, активное (т.е. проявляется в актах нигилистического поведения) отрицание конкретной правовой системы или конкретных правовых ценностей. Правовой нигилизм как отрицание характеризуется тем, что это отрицание является необоснованным, т.е. отрицания право нигилист в обосновании своей позиции никаких аргументов заслуживающих не приводит. Причины, породившие явление: 1) политические причины, которые усматриваются в длительном существовании недемократических политических режимов, вследствие чего право не находит надлежащей в реальной действительности реализации; 2) идеологические причины, в которых на первое место выходит нормативный тип правопонимания, доведенный до абсурда, в соответствии с которым под правом понимаются любые нормативные предписания, исходящие от органов власти. Право отождествляется с силой, с приказом государства, при этом распространяется концепция отрицания права при определенных условиях; 3) организационные причины, которые усматриваются в отсутствии эффективного механизма борьбы со стороны государства; 4) низкий уровень правового воспитания, который не способствует качеству правового сознания и правовой культуры. Ценности для человека: право позволяет личности действовать в своих собственных интересах, право дает индивиду гарантии от чьего-то вмешательства со стороны других участников общественных отношений. Ценности для государства: право позволяет обеспечить урегулированность и порядок в условиях социально-дифференцированного общества. Формы проявления правового нигилизма: А) принятие заведомо неправовых, неконституционных юридических норм; Б) сознательное нарушение юридических норм и принципов в процессе их реализации; В) антиправовая пропаганда, в первую очередь в средствах массовой информации, подрывающая веру в право; Г) злоупотребление правом. 68. Правовой идеализм: понятие, причины, виды (формы), пути преодоления. Правовой идеализм – необоснованная переоценка права, которая может переходить в веру его всемогущества. Формы проявления правового идеализма: А) необоснованное забегание позитивного права юридическими нормами вперед в сложившейся системе общественных отношений; Б) отсутствие механизма реализации принятых юридических норм; В) недоучет конкретных политических, идеологических, экономических и иных условий, в которых будут реализовываться принятые юридические предписания и юридические нормы. Причины правового идеализма (они аналогичны причинам правового нигилизма): 1) низкий уровень правовой культуры и правового сознания, который не дает оценить реальные возможности права; 2) наличие научной концепции, преувеличивающей роль и возможность права. Направления борьбы с правовым нигилизмом и правовым идеализмом: 1) повышение уровня правового сознания и правовой культуры всех субъектов права разными способами (например, получение юридического образования, целенаправленная правовая пропаганда, использование в процессе правовой пропаганды адекватного представления о праве); 2) совершенствование позитивного права (в первую очередь законодательства – борьба с «инфляцией» (т.е. борьба с избыточностью) юридических норм, борьба по устранению противоречий в законе), при этом должно осуществляться активная работа по систематизации позитивного права и т.д. 3) реальная борьба с правонарушениями и эффективная их профилактика; 4) создания условий политических, идеологических, организационных и т.д., которые необходимы для реализации юридических норм.
|