Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие правотворчества.






Правотворчество- это целенаправленная деятельность суб по созданию, изменению, приостановлению, прекращению действия и отмене правовых норм.

Правотворчество < Правообразования(- естественно-исторический процесс формирования права; начинается с возникновения осознанной потребности, а также разработка и принятие нормативных предписаний, или когда уже появились соц отношения и их уже нужно урегулировать (пробелы)).

 

Первоначально юрид нормы создавались спонтанно, потом с появлением принципов- целенаправленно.

 

Принципы правотворчества(П):

1.Правовой законности:

а)П должно осуществ в рамках правовой компетенции субъект.

б)Результаты правовой деят не должны противоречить нормам и принципам, обладающих более высокой юрид силой.

в)Строгое соответствие процедуре

2.Научной обоснованности. (правовая деят должна опираться на достижения науки)

3.Оперативности (П деятельность должна быть своевременно, иначе- пробелы)

4.Демократизма

5.Профессионализма (суб осуществляющий правотворческую деят должен обладать проф качествами).

80. Нормативные и индивидуальные акты правотворчества: понятие и виды.

Индивидуальный ПА - в теории права разновидность ПА, не содержащего норм права, представляющего собой одностороннее волевое властное действие гос-ного органа исполнительной власти или его должностного лица, обеспечивающее реализацию правовых норм в связи с конкретным делом, вызывающее возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, прав и обязанностей точно определенных субъектов права. И.п.а. называют также ненормативными ПА. Путем издания И.п.а. нормы законов и подзаконных НПА применяются уполномоченными на то органами и лицами в форме конкретных предписаний. Поэтому И.п.а. являются актами применения права. Основная сфера применения И.п.а. - управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность. В форму И.п.а. облекаются, напр., решения, принимаемые в отношении конкретных лиц о награждении, назначении на должность, назначении пенсии, выдаче ордера на квартиру и др.

Акты применения норм права – издаваемые правоприменительными органами властные предписания, которые являются результатом разрешения юридического дела, которые обращены к конкретным участникам правоотношений и являются для них обязательными.

Среди сходств между правоприменительными актами и нормами права можно выделить следующие черты:

1) правоприменительные акты являются юридически обязательными для рассматриваемого юридического дела, следовательно, они похожи на юридические нормы;

2) правоприменительные акты и нормы права гарантируются государством и за их неисполнение применяются меры государственного принуждения.

Однако, несмотря на перечисленные сходства, правоприменительные акты и нормы права не тождественны друг другу. На практике если происходит такое отождествление, то это может привести к тому, что превышающий свою компетенцию субъект повлечет юридические последствия.

Выделяют также и различия между актами правоприменения и юридическими нормами:

1) Акты применения норм права рассчитаны на урегулирование конкретной ситуации, нормы права – рассчитаны на регламентацию типичных ситуаций;

2) Действия правоприменительных актов распространяются только на данную, конкретную ситуацию, а юридические нормы действуют до тех пор, пока они не отменены официально;

3) Действия правоприменительных актов распространяются на конкретных, персонифицированных субъектов, т.е. участники поименно названы, а нормы права обращены к неперсонифицированному кругу лиц.

Классификация актов правоприменения:

I. В зависимости от характера властных полномочий правоприменителя:

1) правоприменительные акты органов публичной власти (государственной власти и органы местного самоуправления);

2) акты иных правоприменителей, которым властные полномочия были делегированы органами публичной власти (правоприменительные акты третейских судов, комиссии по судам и спорам).

II. В зависимости от порядка принятия:

1) акты, принятые единолично или единоличные акты (решение мирового судьи по гражданскому делу, указ Президента РФ «О присвоении воинских чинов в Российской Федерации»);

2) акты коллегиальных органов, которые требуют определенный кворум (постановление ГД «О снятии депутатской неприкосновенности того или иного депутата» или например, когда судебное решение выносится коллегией судей).

III. В зависимости от формы изложения:

1) устные акты применения норм права – акты, которые доводятся до адресата вербальным образом и не имеют письменного языка (предупреждение нарушения правовых договоров, штрафы за безбилетный проезд);

2) письменные – акты, которые зафиксированы в письменных документах (судебное решение);

3) знаковые (конклюдентные) – властные решения, которые излагаются с помощью определенных символов (дорожные знаки, светофор, жесты регулировщиков дорожного движения).

Из перечисленных форм изложения правоприменительных актов не вызывают сомнения лишь письменные акты, которые позволяют обеспечить в определенной степени законность, но кроме того в этих правоприменительных актах могут быть проконтролированы властные решения в полном объеме, в отличие от устных. Что касается знаковой формы изложения, то она вызывает сомнения у многих ученых, однако без этой формы в принципе обойтись нельзя.

IV. В зависимости от характера воздействия правоприменительных актов на правовые отношения:

1) регулятивные правоприменительные акты, с помощью которых осуществляются регулятивные нормы-предписания;

2) правоохранительные правоприменительные акты, которые направлены на защиту и охрану нарушенного порядка (осуществляются охранительные нормы предписания).

81. Субъекты правотворчества: понятие и виды.

Субъект правотворчества(П)- органы, лица, которые официально уполномочены на создание, изменение, приостановление, прекращение, отмене юрид норм.

 

Виды:

I.В зависимости от регулирования сферы правоотношений:

1.Суб П в рамках конкретного госуд.

2.В международном праве.

а)Суверенные госуд

б)Международные организации(ООН)

II.В зависимости от объема и характера пономочии:

1.Органы публичной власти(основной суб т.к. регулирует наиболее важные отношения): а)органы госу аппарата (т.е. законодательная, исполнительная, суд власть); б)органы местного самоуправления (если не включены в органы гос аппарата)

2.Общественные организации, наделенные правотворческими полномочиями (Проф. Союзы)

3.Народ (т.е. юрид очертание: народ- электорат, лица имеющие право участия в принятие юрид норм на референдуме)

4.Юридические лица(принимают локальные акты).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал