Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие правотворчества.
Правотворчество- это целенаправленная деятельность суб по созданию, изменению, приостановлению, прекращению действия и отмене правовых норм. Правотворчество < Правообразования(- естественно-исторический процесс формирования права; начинается с возникновения осознанной потребности, а также разработка и принятие нормативных предписаний, или когда уже появились соц отношения и их уже нужно урегулировать (пробелы)).
Первоначально юрид нормы создавались спонтанно, потом с появлением принципов- целенаправленно.
Принципы правотворчества(П): 1.Правовой законности: а)П должно осуществ в рамках правовой компетенции субъект. б)Результаты правовой деят не должны противоречить нормам и принципам, обладающих более высокой юрид силой. в)Строгое соответствие процедуре 2.Научной обоснованности. (правовая деят должна опираться на достижения науки) 3.Оперативности (П деятельность должна быть своевременно, иначе- пробелы) 4.Демократизма 5.Профессионализма (суб осуществляющий правотворческую деят должен обладать проф качествами). 80. Нормативные и индивидуальные акты правотворчества: понятие и виды. Индивидуальный ПА - в теории права разновидность ПА, не содержащего норм права, представляющего собой одностороннее волевое властное действие гос-ного органа исполнительной власти или его должностного лица, обеспечивающее реализацию правовых норм в связи с конкретным делом, вызывающее возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, прав и обязанностей точно определенных субъектов права. И.п.а. называют также ненормативными ПА. Путем издания И.п.а. нормы законов и подзаконных НПА применяются уполномоченными на то органами и лицами в форме конкретных предписаний. Поэтому И.п.а. являются актами применения права. Основная сфера применения И.п.а. - управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность. В форму И.п.а. облекаются, напр., решения, принимаемые в отношении конкретных лиц о награждении, назначении на должность, назначении пенсии, выдаче ордера на квартиру и др. Акты применения норм права – издаваемые правоприменительными органами властные предписания, которые являются результатом разрешения юридического дела, которые обращены к конкретным участникам правоотношений и являются для них обязательными. Среди сходств между правоприменительными актами и нормами права можно выделить следующие черты: 1) правоприменительные акты являются юридически обязательными для рассматриваемого юридического дела, следовательно, они похожи на юридические нормы; 2) правоприменительные акты и нормы права гарантируются государством и за их неисполнение применяются меры государственного принуждения. Однако, несмотря на перечисленные сходства, правоприменительные акты и нормы права не тождественны друг другу. На практике если происходит такое отождествление, то это может привести к тому, что превышающий свою компетенцию субъект повлечет юридические последствия. Выделяют также и различия между актами правоприменения и юридическими нормами: 1) Акты применения норм права рассчитаны на урегулирование конкретной ситуации, нормы права – рассчитаны на регламентацию типичных ситуаций; 2) Действия правоприменительных актов распространяются только на данную, конкретную ситуацию, а юридические нормы действуют до тех пор, пока они не отменены официально; 3) Действия правоприменительных актов распространяются на конкретных, персонифицированных субъектов, т.е. участники поименно названы, а нормы права обращены к неперсонифицированному кругу лиц. Классификация актов правоприменения: I. В зависимости от характера властных полномочий правоприменителя: 1) правоприменительные акты органов публичной власти (государственной власти и органы местного самоуправления); 2) акты иных правоприменителей, которым властные полномочия были делегированы органами публичной власти (правоприменительные акты третейских судов, комиссии по судам и спорам). II. В зависимости от порядка принятия: 1) акты, принятые единолично или единоличные акты (решение мирового судьи по гражданскому делу, указ Президента РФ «О присвоении воинских чинов в Российской Федерации»); 2) акты коллегиальных органов, которые требуют определенный кворум (постановление ГД «О снятии депутатской неприкосновенности того или иного депутата» или например, когда судебное решение выносится коллегией судей). III. В зависимости от формы изложения: 1) устные акты применения норм права – акты, которые доводятся до адресата вербальным образом и не имеют письменного языка (предупреждение нарушения правовых договоров, штрафы за безбилетный проезд); 2) письменные – акты, которые зафиксированы в письменных документах (судебное решение); 3) знаковые (конклюдентные) – властные решения, которые излагаются с помощью определенных символов (дорожные знаки, светофор, жесты регулировщиков дорожного движения). Из перечисленных форм изложения правоприменительных актов не вызывают сомнения лишь письменные акты, которые позволяют обеспечить в определенной степени законность, но кроме того в этих правоприменительных актах могут быть проконтролированы властные решения в полном объеме, в отличие от устных. Что касается знаковой формы изложения, то она вызывает сомнения у многих ученых, однако без этой формы в принципе обойтись нельзя. IV. В зависимости от характера воздействия правоприменительных актов на правовые отношения: 1) регулятивные правоприменительные акты, с помощью которых осуществляются регулятивные нормы-предписания; 2) правоохранительные правоприменительные акты, которые направлены на защиту и охрану нарушенного порядка (осуществляются охранительные нормы предписания). 81. Субъекты правотворчества: понятие и виды. Субъект правотворчества(П)- органы, лица, которые официально уполномочены на создание, изменение, приостановление, прекращение, отмене юрид норм.
Виды: I.В зависимости от регулирования сферы правоотношений: 1.Суб П в рамках конкретного госуд. 2.В международном праве. а)Суверенные госуд б)Международные организации(ООН) II.В зависимости от объема и характера пономочии: 1.Органы публичной власти(основной суб т.к. регулирует наиболее важные отношения): а)органы госу аппарата (т.е. законодательная, исполнительная, суд власть); б)органы местного самоуправления (если не включены в органы гос аппарата) 2.Общественные организации, наделенные правотворческими полномочиями (Проф. Союзы) 3.Народ (т.е. юрид очертание: народ- электорат, лица имеющие право участия в принятие юрид норм на референдуме) 4.Юридические лица(принимают локальные акты).
|