Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Свойства музыкального звука. Выразительные средства музыки.

Тема 1. Музыка как феномен. Типы музыкального творчества.

Музыка (от греч. musike, букв. – искусство муз) – вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат осмысленные и особым образом организованные (по высоте и во времени) звуковые последования. Выражая мысли и чувства в слышимой форме, музыка, наряду с речью, служит звуковым средством человеческого общения.

В развитой музыкальной культуре творчество представлено многими пересекающимися разновидностями, которые могут быть диффиринцированы по разным признакам.

Классификация музыкальных явлений по типам музыкального творчества:

1. Фольклор или народное творчество.

Характеристики творчества:

1) Устное. Передаётся из уст в уста.

2) Непрофессиональное.

3) Каноническое (канон – образец, закон по которому создаётся то или иное сочинение)

4) Теоретически неосмысленное.

2. Творчество менестрельного типа. Или городская развлекательная музыка от раннего средневековья до современной эстрадной или поп музыки.

Характеристики творчества:

1) Устное.

2) Профессиональное.

3) Каноническое.

4) Теоретически неосмысленное.

3. Каноническая импровизация (религиозная музыка).

Характеристики творчества:

1) Устное.

2) Профессиональное.

3) Каноническое.

4) Теоретически осмысленное.

4. Опус – музыка (opus – это оригинальное сочинение, зафиксированное в нотном тексте). Opus – музыку ещё называют – композиторской, автономной, серьёзной, классической, академической.

Характеристики творчества:

1) Письменное.

2) Профессиональное.

3) Оригинальное (требования – неповторимость, индивидуальность).

4) Теоретически осмысленное.

 

Классификационные характеристики музыки как искусства:

1. Неизобразительное.

2. Временное (не пространственное).

3. Исполнительское.

 

Тема 2. Свойства музыкального звука. Выразительные средства музыки.

Содержанием музыкального произведения является отражение реальной действительности или создание вымышленных миров посредством музыкального языка.

Содержание музыкального произведения воспринимается через ассоциации, вызванные определенными звучаниями.

В музыкальном языке отдельные музыкальные звуки осмыслены и организованы так, что они образуют комплекс выразительных средств музыки. Выразительные средства музыки служат для воплощения художественных образов, способных вызвать у слушателя определенный круг ассоциаций, через которые и воспринимается содержание музыкального произведения.

Свойства музыкального звука:

1. Высота.

2. Длительность.

3. Громкость.

4. Тембр.

Выразительные средства музыки:

1. Мелодия.

2. Гармония.

3. Фактура.

4. Ритм.

5. Динамика.

6. Тембр.

 

Мелодия. Организует звуки по высоте в их последовательности.

Одно из важнейших (наряду с ритмом) выразительных средств. Слово «мелодия» может выступать как синоним слова «музыка». (Пушкин А. С. «Из наслаждений жизни Одной любви музыка уступает, Но и любовь – мелодия»). Мелодию называют также музыкальной мыслью.

Выразительность мелодии основывается на том, что ее аналогом вне музыкальных явлений является речь. Мелодия в музыке выполняет такую же роль, как речь в нашей повседневной жизни. Общее между мелодией и речью – интонация. В речи интонация несет, в основном, эмоциональную окраску, в музыке – и смысловую, и эмоциональную.

 

Гармония. Организует звуки по высоте (вертикали) в одновременности.

Гармония организовывает звуки в созвучия.

Созвучия делятся на консонансы (приятное звучание) и диссонансы (резкое звучание).

Созвучия могут звучать устойчиво и неустойчиво. Эти качества являются колоссальным выразительным средством. Передают рост напряжения, спад напряжения, создают ощущение развития.

 

Фактура. Это музыкальная ткань, организующая звуки и по горизонтали, и по вертикали.

Типы фактур:

1. Монодия (мелодия без сопровождения).

2. Многоголосие:

А) полифония – это одновременное звучание равноправных мелодий.

Б) гетерофония или подголосочный склад – это сочетание мелодии с её же вариантами в других голосах.

3. Мелодия с аккомпанементом (гомофонная фактура).

4. Аккордовая и Аккордовая фигурация.

 

Ритм – это организация звуков во времени. Звуки имеют разную длительность. Звуки имеют акцентность (акцентные и безакцентные). Функции ритма:

а) ритм упорядочивает музыкальное время, делит его на соразмерные участки от акцента до акцента. Участок от акцента до акцента – такт. Это метрическая функция ритма (называется «метр»);

б) ритм передает движение вперед, создает ощущение жизни, неповторимости, т. к. на метрическую сетку накладываются звуки разной длительности.

Ассоциативное поле ритма очень широко. Главная ассоциация – с движением тела: пластикой жеста, ритмом шага. Может ассоциироваться также с биением сердца, ритмом дыхания. Напоминает об отсчете времени. Через ритм музыка связана с другими видами искусства, прежде всего, с поэзией и танцем.

 

Динамика – организация звуков по громкости. Форте - громко, пиано – тихо. Крещендо – уменьшение динамики, напряжения и диминуэндо - увеличение.

 

Тембр – окраска звука, отличающая тот или иной инструмент, тот или иной певческий голос. Для характеристики тембра чаще всего используются зрительные, осязательные, вкусовые ассоциации (яркий, блестящий или матовый тембр, теплый или холодный тембр, сочный тембр), что лишний раз говорит об ассоциативной природе восприятия музыки.

Основные певческие голоса:

Мужские: тенор, баритон, бас

Женские: сопрано, меццо-сопрано, контральто

Состав симфонического оркестра:

4 основные группы

(порядок перечисления инструментов в группах - по высоте звучания, сверху вниз):

Струнные (скрипка, альт, виолончель, контрабас).

Деревянные духовые (флейта, гобой, кларнет, фагот).

Медные духовые (труба, валторна, тромбон, туба).

Ударные (литавры, большой барабан, малый барабан, тарелки, треугольник).

 

Состав струнного квартета:

2 скрипки, альт, виолончель

 

 

Список рекомендуемой литературы к Разделу 1:

Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. СПб., 2000

Гусев В. Е. Эстетика фольклора. Л., 1967

Конен В. Дж. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века. М., 1994

Мартынов В. И. Зона Opus Posth, или Рождение новой реальности. М., 2005

Орлов Г. А. Древо музыки. СПб., 2005

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государство и глобализация. | Вопрос № 1. Понятие и строение уголовно-правовой нормы
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал