Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия продления сроков выплаты пособия по безработице и досрочного выхода на пенсию






1. Гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона " О трудовых пенсиях в Российской Федерации", продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные в статьях 10 и 11 указанного Федерального закона.
Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
2. По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Размер этой пенсии определяется по нормам базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости, установленным Федеральным законом " О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом пункты 6, 7, 9, 10 и 11 статьи 14 указанного Федерального закона не применяются.

По достижении возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, получатель пенсии, назначенной в соответствии с настоящим пунктом, вправе осуществить переход на трудовую пенсию по старости (часть трудовой пенсии по старости) в соответствии с пунктом 7 статьи 19 указанного Федерального закона. К пенсии, назначаемой в соответствии с настоящим пунктом, может быть установлена пенсия за выслугу лет в соответствии со статьей 7 Федерального закона " О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

3. При поступлении на работу или возобновлении иной деятельности, которая предусмотрена статьей 10 Федерального закона " О трудовых пенсиях в Российской Федерации", выплата пенсии, установленной безработным гражданам в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, прекращается в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 22 указанного Федерального закона. После прекращения указанной работы и (или) деятельности выплата этой пенсии восстанавливается в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 и пунктом 4 статьи 22 указанного Федерального закона.

 

2.5 Прекращение выплаты пособия по безработице и пути решения безработицы

1. Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости.

2. Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:
- признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 ФЗ «О занятости населения в РФ»;
- прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;
- длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
- переезда безработного в другую местность;

- попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;
- осуждения лица, получающего пособие по безработице, к исправительным работам, к наказанию в виде лишения свободы;
- назначения пенсии, предусмотренной пунктом 2 статьи 32 ФЗ «О занятости населения в РФ», либо назначения трудовой пенсии по старости, в том числе досрочного назначения трудовой пенсии по старости (части трудовой пенсии по старости), либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
- отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);
- смерти безработного. При этом выплата суммы пособия по безработице, причитающейся безработному и недополученной в связи с его смертью, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

3. Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до 3-х месяцев в случаях:
- отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
- отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
- явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ. Порядок установления факта состояния опьянения безработного определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

- увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
- нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;
- самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.
Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

4. Выплата пособия по безработице не производится в периоды:
- отпуска по беременности и родам;
- выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;
- призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.
Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.
5. Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях:
- неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;

- отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

6. Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.

 

Пути решения безработицы

Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

– выплата пособий по безработице;

– создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

– усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест;

– создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

– создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;

– помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

– проведение антициклической политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;

– создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Необходимо максимально полно реализовать возможности государственной политики занятости.

Проведение активной политики способствует ускорению структурных реформ в народном хозяйстве, росту общественной производительности труда, снижению социальной напряженности в обществе, сохранению " человеческого капитала". Переход от политики сдерживания растущей безработицы в России к политике профилактики и минимизации безработицы является наиболее важной задачей органов занятости на местах, а также других ведомств и социальных партнеров, которые призваны решать эти задачи.

Активизация занятости возможна путем стимулирования предпринимательства и самозанятости, массовой профессиональной подготовки и переподготовки кадров, организации общественных работ, а также помощи в трудоустройстве, в особенности людям, испытывающим при этом особые сложности.

Развитие предпринимательства – одно из наиболее перспективных направлений борьбы с безработицей. Малое предпринимательство позволяет создавать новые рабочие места, способствует демонополизации российской экономики, нацелено на формирование нового слоя цивилизованных предпринимателей.

В малом бизнесе создание одного рабочего места в 7 раз дешевле, чем в крупной промышленности, поскольку малое предпринимательство характеризуется низкой капиталоемкостью и более высокой трудоемкостью по сравнению с крупным производством. Поэтому государству выгодно инвестировать свои ресурсы в развитие малого бизнеса, дающего более быструю отдачу и рост числа рабочих мест, налоговых поступлений.

Необходимо позаботиться о государственной поддержке малого бизнеса, улучшении его правового регулирования и защищенности, налоговом стимулировании. Опыт других стран, в частности Германии и Японии, свидетельствует, что развитие малого предпринимательства внесло существенный вклад в возрождение экономики этих стран в переломный период их истории.

Усиление роли малых предприятий в экономике страны обеспечивается увеличением объемов производства продукции (работ, услуг). Повышение роли малых предприятий в экономике страны определяется также ростом инвестиций в основной капитал малых предприятий. Важным факторов стимулирования предпринимательской деятельности среди безработных является не только обучение их основам ведения бизнеса в различных отраслях, но и помощь в открытии собственного дела: выделение льготных кредитов и субсидий, в частности, как альтернативы выплате пособий по безработице; предоставление нежилых помещений на основе льготной аренды; помощь с техническим оснащением на основе лизинга и в составлении бизнес-планов.

Целесообразно использовать опыт стран Восточной Европы, где при службах занятости учреждены коммерческие центры по поддержке инициативных форм предпринимательства и самозанятости безработных граждан. Эти центры осуществляют посреднические функции между решившими начать собственное дело гражданами и местной исполнительной властью в аренде нежилых помещений, транспорта, средств связи и др.; консультируют по вопросам образования малых предприятий, их лицензированию и регистрации, маркетингу, бухгалтерскому учету, менеджменту, юридическим и кадровым вопросам; льготное кредитование начинающих предпринимателей под составленные бизнес-планы, прошедшие банковскую экспертизу.

Особую роль в условиях активизации структурных преобразований в экономике играет профориентация и профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения.

В современной России необходимо более активное становление системы подготовки и переподготовки кадров на рынке труда с использованием потенциала учебных заведений профессионального образования, повышения квалификации, внутрипроизводственного обучения и создания собственных учебных центров государственной службы занятости. Требуется в несколько раз увеличить число проходящих профессиональную переподготовку безработных, расширить масштабы обучения основам предпринимательства и некоммерческого хозяйствования в перспективных отраслях экономической деятельности, вовлекая в эту сферу, прежде всего тех, кто длительное время ищет работу.

Социальным потенциалом борьбы с безработицей являются программы развития общественных работ.

На Западе, например, программы развития общественных работ берут свое начало еще в 30-е гг. Возникнув в США, они имели первоначально общенациональный характер и включали в себя работы, не требующие высокой квалификации. Сегодня эти программы нацелены в большей степени на отдельные регионы, группы населения, рассчитаны на периоды снижения деловой активности, например в межсезонье. Как правило, общественные работы длятся неполный рабочий день. В оставшееся время безработные могут заняться повышением квалификации, переподготовкой и поиском постоянной работы. Важной функцией общественных работ является также стимулирование создания рабочих мест в смежных отраслях.

В восточных землях Германии, где уровень безработицы из-за обвального сокращения производства был достаточно высок, а инвестиционный процесс отличался слабостью, на общественных работах в сфере социальных услуг, в библиотеках, общественных парках, на реконструкции и ремонте общественных зданий было занято 27, 2% общего числа безработных, зарегистрированных на бирже труда в новых землях. Однако в России накопленный другими странами опыт борьбы с массовой и застойной безработицей пока не используется, отсутствуют конкретные программы развертывания общественных работ на федеральном и региональном уровнях. Среди мер по борьбе с безработицей развитие общественных работ особенно актуально для депрессивных регионов, где закрываются неперспективные производства и останавливаются градообразующие предприятия.

Общественные работы целесообразно использовать для формирования современного муниципального хозяйства, его социальной, транспортной, дорожной и экологической инфраструктуры. Это позволит создать на местах условия для развития предпринимательской деятельности, привлечения частного, иностранного капитала в регионы России. Организацию и финансирование общественных работ необходимо осуществлять на программно-целевой основе путем паритетного участия в их разработке и финансовом обеспечении региональных, местных органов власти и государственной службы занятости.

Для поддержки социально уязвимых групп населения на рынке труда необходимо способствовать их трудоустройству на целевых основах, используя такие программы, как " Новый старт" и " Клуб ищущих работу". Это поможет безработным развивать навыки самостоятельного поиска работы, восстанавливать мотивацию к труду у длительно безработных. Подобного рода инициатива предполагает развитие программ по созданию дополнительных рабочих мест, которые могли бы быть заняты неконкурентоспособными группами населения. Эти рабочие места должны квотироваться на предприятиях, независимо от их организационно-правовых форм.

Для инвалидов, например, необходимо создавать институты так называемой " защищенной занятости", то есть защищенные от конкуренции мастерские, рабочие центры, работы на дому, общественные объединения инвалидов и учреждаемые ими предприятия с максимальными налоговыми и иными льготами.

Смягчение пресса женской безработицы в России требует разработки специальных программ поддержки занятости женщин, включая подготовку кадров для сферы услуг, обучение основам предпринимательства и некоммерческого хозяйствования, развитие форм гибкой занятости для женщин, имеющих детей (неполная занятость, надомничество), усиление адресности в поддержке детей в малообеспеченных и неполных семьях. В частности путем субсидирования оплаты услуг детских дошкольных учреждений.

Активная политика на рынке труда предполагает активизацию каждого ее субъекта: самих безработных граждан, государственных органов занятости, предпринимателей и профсоюзов.

Активизация работы государственных органов занятости в центре и на местах по улучшению учета вакантных рабочих мест и регистрации безработных граждан на компьютерной основе, требует их повсеместного оснащения современной электронно-вычислительной техникой, развития информационных сетей связи по всей стране, создания банков рабочих мест в регионах, расширения специализированных бирж труда. Все эти меры позволят ускорить процесс поиска подходящих рабочих мест для безработных граждан, заполнения вакансий на предприятиях, явятся стимулом для развития системы переподготовки и повышения квалификации кадров на рынке труда, будет способствовать усилению их территориальной мобильности, сокращению средней длительности безработицы в стране. Более активную роль в информировании и консультировании, профориентации незанятого населения призваны играть средства массовой информации.

Глава 3

Социально-психологические издержки

Несмотря на объективный характер безработицы, социальные потери, которые она порождает, очевидны:

1. Снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата.

2. Ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т.д.

3. Безработица не только подрывает материальное положение, но и влечёт за собой тяжёлые социальные явления: преступность, наркоманию, проституцию. Бурно растёт число самоубийств: 32 % смертельных случаев - добровольный уход из жизни.

 

Это ведет ко многим проблемам, а именно:

1. Низкая эффективность труда

2. Стагнация в экономике

Рост " серой" и " черной" экономики

Оттеснение России к странам третьего мира

 

1. Потеря научного потенциала страны

2. Рост девиантного поведения

3. Рост социальной напряженности

4. Рост правового негилизма

5. Возможность манипуляции населением.

 

Следствиями социальной напряженности можно считать следующее.

1. Рост числа забастовок

2. Рост преступности

3. Отрицательный естественный прирост населения

4. Уменьшение количества браков

5. Увеличение разводов

6. Увеличение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума

7. Увеличение количества самоубийств

 

В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство, кроме того, может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения или модернизации рабочих мест. Далее, государство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу наименее защищённые группы населения (инвалиды, многодетные матери, «чернобыльцы», «афганцы»).

Оценивая работу, как социально-экономическое явление, нельзя однозначно утверждать: хорошо это или плохо. С точки зрения человека, оставшегося без работы, это может оказаться трагедией. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление - объективная необходимость. Другое дело, что государство должно «амортизировать» её негативные последствия, а работники должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы.

 

Заключение

И в заключение о том, что же хочется увидеть в результате деятельности служб занятости и работы законодательных органов:

1 создание эффективной системы социальной защиты безработных граждан путем предоставления широкого спектра образовательных услуг, направленных на повышение профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда;

2 повышение эффективности трудоустройства безработных граждан и сокращение периодов вынужденной безработицы;

3 совершенствование механизма взаимодействия работодателей с органами управления образованием, социальной защиты;

4 создание равных возможностей занятости для различных групп населения

5 оказание информационной методологической поддержки региональных программ профессионального обучения

6 формирование необходимых предпосылок для эффективного функционирования системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, адекватной потребностям рыночной экономики.

Особую актуальность приобретают в настоящее время вопросы формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается отсутствие информации по вопросам использования рабочей силы на негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда. В области занятости населения наблюдается значительный наклон в сторону изучения проблем безработицы и социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве. В то же время вопросы эффективности использования рабочей силы на предприятиях и в организациях различных форм собственности, движения рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне. Подобные исследования помогут выявить, как развитие новых форм собственности будет влиять на изменение отраслевой структуры занятости, на многообразие различных видов деятельности населения.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 

Использованная литература и источники

 

1. Конституция Российской Федерации

2. https://bigreferat.ru

3. https://www.superinf.ru/view_helpstud.php? id=2707

4. https://www.dissercat.com/content/rossiiskoe-obshchestvo-v-20-e-gg-khkh-v-sotsialnyi-aspekt-razvitiya-na-materialakh-samarskoi

5. Т.А. Фролов. Экономическая теория: конспект лекций Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

6. https://www.unemploy.ru/info/prichiny_vozniknovenija_bezraboticy/

7. https://edu.dvgups.ru/METDOC/EKMEN/MEN/UPR_TR_RES/UMKDO/L4.HTM

8. https://zanvlad.zanprim.ru/poryadok-opredeleniya-razmerov-posobiya-po-bezrabotits/poryadok-opredeleniya-razmerov-posobiya-po-bezrabotitse.html

9. Федеральный закон " О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

10. Федеральный закон " О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

11. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 22.12.2014) " О занятости населения в Российской Федерации" (19 апреля 1991 г.)

12. https://www.depzan.info/social/guarantees/168/

13. Мутнян А.В. Микроэкономика. – М.: Инфра-М, 2009

14. Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика. – СПб.: Питер, 2009.

15. Предпринимательство. Учебник для ВУЗов / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Юнити, 2008.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал