Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Федерация
Федеративная форма государственного устройства – (федерация) сложное союзное государство, строящееся на началах децентрализации, части которого (республики, штаты, земли) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Основные черты федерации: 1. Политико-административный аспект. Федеративное государство не представляет собой единого целого. Оно состоит из территории субъектов (членов) федерации (государств и государственных образований). Государственные образования не обладают полным суверенитетом (самостоятельностью, независимостью) по всем вопросам внутренней и внешней политики. Остальные вопросы, касающиеся развития данных государственных образований в различных сферах жизнедеятельности (экономической, культурной, образовательной, хозяйственной и пр.) решаются данными образованиями самостоятельно. 2. В федерации существует два уровня государственного аппарата – федеральный и республиканский: - федеральный – двухпалатный союзный парламент, одна из которых выражает интересы субъектов федерации (верхняя палата) - республиканский – та же схема, но деятельность органов власти не должна противоречить основному закону федерации - Конституции 3. Наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином государственного образования. Данное положение закрепляется конституциями государств. Это означает, что объем прав и свобод у каждого гражданина, независимо от того, на территории какого субъекта федерации он проживает, один и тот же. 4. Принцип верховенства общефедерального закона (единые законы, органы государственной власти и пр.). Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему (своя собственная конституция, свои законы, свои органы власти). Но при этом устанавливается принцип субординации (иерархии законов, органов власти): конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать союзной конституции и не противоречить ей, то же самое – республиканские законы. 5. Субъект федерации обладает правом иметь свою собственную судебную систему. Высшая судебная инстанция федерации, как правило, не рассматривает жалобы на решения судов субъектов федерации или рассматривает, но в крайне ограниченных и специально установленных случаях. 6. Принцип двухканальной системы налогов: федеральные налоги и налоги субъектов федерации (например, в РФ). Как правило, собранные налоги поступают в общефедеральную казну, а затем их часть (посредством бюджета) передается для использования субъектами федерации. 7. Разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации. Данный вопрос определяется конституцией федерации или федеральными договорами. 8. Федерации делятся на два вида: национально-государственный и административно-территориальный: - национально-государственный – имеет место в многонациональном государстве). Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государственности и т.д. Отличаются национальным составом. Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций. Высшие органы формируются из представителей субъектов федерации (свои законодательные, исполнительные, судебные органы). Имеет право нации на самоопределение (Чеченская республика) - административно-территориальный – положены экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы. Территориальная федерация характеризуется ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Государственные образования не являются суверенными. Конституция разграничивает компетенцию между центром и субъектом федерации. Субъекты территориальной федерации не имеют представлять себя на международном рынке, не имеют права выходить из союза, им в мирное время запрещается содержать вооруженные силы (Воронежская область)
|