Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
б) Основная система государственных органов ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Основной классификацией является классификация органов государства по содержанию их властных полномочий. В соответствии с этим государственные органы подразделяются на: 1) Представительные (законодательные) органы – осуществляют законодательную деятельность. В РФ – Федеральное собрание (Государственная Дума и Совет Федерации), Думы субъектов РФ (областная Дума (Воронежской области), думы краев (Дума Приморского края), представительные органы республик. 2) Исполнительно-распорядительные органы (исполнительные) – занимаются исполнением предписаний законов, для чего издают подзаконные акты и индивидуально-властные распоряжения. В РФ – правительство, министерства, ведомства (государственные комитеты, органы ведомственного контроля – Госгортехнадзор, госторгиспекция и пр.), а также областная администрация в Воронежской области. 3) Судебные органы – осуществляют правосудие. В РФ существуют суды общей компетенции (рассматривают споры, участниками которых являются граждане с обеих сторон, граждане и государственные органы, государственные органы с обеих сторон) – Верховный суд и подчиненные ему суды (мировые суды, областные и т.п.) – занимаются рассмотрением уголовных, гражданских, трудовых, семейных и др. дел). Арбитражные суды – Высший арбитражный суд РФ и подчиненные ему арбитражные суды (занимаются рассмотрением споров по поводу хозяйственной деятельности предприятий (юр.лиц) и граждан-предпринимателей). Конституционный суд (занимается проверкой конституционности решений, выносимых государственными органами и должностными лицами). 4) Органы надзора – прокуратура. Занимаются специфической деятельностью – надзором за соблюдением законодательства всеми субъектами РФ (государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями). Следует различать понятия надзора и контроля. Надзор – более общее понятие, предполагает надзор за соблюдением законодательства всеми субъектами правоотношений. Контроль – ведомственное понятие – предполагает проверку соблюдения законодательства в какой-то отдельной области (например Рострудинспекция – орган ведомственного контроля – осуществляет проверку законодательства о труде РФ). Прокуратура же осуществляет общий надзор. 5) Ораны местного самоуправления. Местное самоуправление – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через орган местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Конституция РФ гарантирует организационную обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления обществом и государством. Органы МСУ не являются органами государственной власти (но являются органами государства). Их отличие от органов государственной власти – в объеме полномочий (полномочия органов МСУ распространяются на территории отдельных административных единиц, в то время как веления органов государственной власти носят общеобязательный характер). Например: Воронежская областная Дума – орган государственной власти на местах, а Городская Дума – орган МСУ. Мэр г. Воронежа (орган МСУ), а губернатор Воронежской области (орган государственной власти на местах).
|