Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учение В.И.Вернадского о ноосфере⇐ ПредыдущаяСтр 39 из 39
Огромное влияние человека на природу и масштабные последствия его деятельности послужили основой для создания учения о ноосфере. Термин «ноосфера» (гр. noos — разум) переводится буквально как сфера разума. Впервые его ввел в научный оборот в 1927 г. французский ученый Э. Леруа. Вместе с Тейяром де Шарденом он рассматривал ноосферу как некое идеальное образование, внебиосферную оболочку мысли, окружающую Землю. Ряд ученых предлагает употреблять вместо понятия «ноосфера» другие понятия: «техносфера», «антропосфера», «психосфера», «социосфера» или использовать их в качестве синонимов. Подобный подход представляется весьма спорным, так как между перечисленными понятиями и понятием «ноосфера» есть определенная разница. Следует также отметить, что учение о ноосфере не носит пока законченного канонического характера, которое можно было бы принимать как некое безусловное руководство к действию. Учение о ноосфере было сформулировано в трудах В. И. Вернадского. В его работах можно встретить разные определения и представления о ноосфере, которые к тому же менялись на протяжении жизни ученого. Вернадский начал развивать данную концепцию с начала 1930-х гг. после детальной разработки учения о биосфере. Осознавая огромную роль и значение человека в жизни и преобразовании планеты, В. И. Вернадский употребляет понятие «ноосфера» в разных смыслах: 1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой; 2) как область активного проявления научной мысли; 3) как главный фактор перестройки и изменения биосферы. Очень важным в учении В. И. Вернадского о ноосфере было то, что он впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных наук при изучении проблем глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружающую среду. По его мнению, ноосфера есть уже качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразованием не только природы, но и самого человека. Это не просто сфера приложения знании человека при высоком уровне техники. Для этого достаточно понятия «техносферы». Речь идет о таком этапе в жизни человечества, когда преобразующая деятельность человека будет основываться на строго научном и действительно разумном понимании всех происходящих процессов и обязательно сочетаться с интересами природы. В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. В структуре ноосферы можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы, совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы. Говоря об эволюционном развитии мира, его переходе в ноосферу, основатели этого учения расходились в понимании сущности данного процесса. Тейяр де Шарден говорил о постепенном переходе биосферы в ноосферу, т.е. «в сферу разума, эволюция которой подчиняется разуму и воле человека», путем постепенного сглаживания трудностей между человеком и природой. У В. И. Вернадского мы встречаем иной подход. В его учении о биосфере живое вещество преобразует верхнюю оболочку Земли. Постепенно вмешательство человека все увеличивается, человечество становится основной планетарной геологообразующей силой. Поэтому (стержень учения Вернадского о ноосфере) человек несет прямую ответственность за эволюцию планеты. Понимание им данного тезиса необходимо и для его собственного выживания. Стихийность же развития сделает биосферу непригодной для обитания людей. В связи с этим человеку следует соизмерять свои потребности с возможностями биосферы. Воздействие на нее должно быть дозировано разумом в ходе эволюции биосферы и общества. Постепенно биосфера преобразуется в ноосферу, где ее развитие приобретает направляемый характер. В этом и заключаются непростой характер эволюции природы, биосферы, а также сложности появления ноосферы, определения роли и места в ней человека. В. И. Вернадский неоднократно подчеркивал, что человечество лишь вступает в данное состояние. И сегодня говорить об устойчивой разумной деятельности человека (т.е. о том, что мы уже достигли состояния ноосферы) нет достаточных оснований. Так будет по крайней мере до тех пор, пока человечество не решит глобальных проблем планеты, в том числе экологическую. О ноосфере правильнее говорить, как о том идеале, к которому следует стремиться человеку.
Вопросы для самоконтроля: 1. К какому виду относится человек современного типа? 2. Какие анатомо-физиологические особенности приматов предопределили развитие гоминидных черт? 3. Назовите стадии антропогенеза и представителей каждой стадии. 4. В чем проявляется прогрессивность и примитивность черт организации архантропов? 5. Назовите социальные факторы антропогенеза. Раскройте их значение в эволюции человека. 6. Что понимают под термином «ноосфера»? Какие предпосылки необходимы для ее формирования? Заключение В процессе изучения курса «Концепции современного естествознания» можно четко проследить изменения научной картины мира и типа научной рациональности. В классической физике идеал объяснения и описания предполагает характеристику объекта без указания на средства его исследования. В квантово-релятивистской физике в качестве необходимого условия объективности объяснения и описания выдвигается требование четкой фиксации особенностей средств наблюдения, которые взаимодействуют с объектом. Новая система познавательных идеалов и норм обеспечивает значительное расширение поля исследуемых объектов, открывая пути к освоению микромира. Процессы интеграции этих двух научных картин и развитие общенаучной картины мира стали осуществляться на базе представлений о природе как сложной динамической системе. На первый план выдвигается изучение саморегулирующихся саморазвивающихся систем. Этому способствовало открытие специфики законов мегамира в физике и космологии, интенсивное исследование механизмов наследственности в тесной связи с изучением надорганизменных уровней организации жизни. Тем самым создаются предпосылки для построения целостной картины природы, в которой прослеживается иерархическая организованность Вселенной. Все эти радикальные изменения в представлениях о мире и процедурах его исследования сопровождались формированием новых философских оснований науки. Идея исторической изменчивости научного знания, относительной истинности вырабатываемых в науке принципов соединялась с новыми представлениями об активности субъекта познания. Возникает понимание того обстоятельства, что ответы природы на наши вопросы определяются не только устройством самой природы, но и способом нашей постановки вопросов, который зависит от развития средств и методов познавательной деятельности. Интенсивное применение научных знаний практически во всех сферах социальной жизни, изменение самого характера научной деятельности, связанное с революцией в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки, появление сложных и дорогостоящих приборных комплексов, которые обслуживают исследовательские коллективы и функционируют аналогично средствам промышленного производства и т.д.) в последние десятилетия меняет характер научной деятельности. Наряду с дисциплинарными исследованиями на передний план все более выдвигаются междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы исследовательской деятельности. В результате усиливаются процессы взаимодействия картин реальности, формирующихся в различных науках. В связи с этим особенно актуальным становится синтез двух культур, длительное время противопоставляемых друг другу, - гуманитарной и естественнонаучной. Можно сказать, что техногенная цивилизация сейчас вступает в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегий научного поиска. Поэтому дисциплина «Концепции современного естествознания» входит в образовательные стандарты и становится неотъемлемой частью системы формирования целостной личности.
Список рекомендуемой литературы 1. Бухбиндер, И.Л. Фундаментальные взаимодействия / И.Л. Бухбиндер // Соросовский образовательный журнал, 1997. -№ 5. – С. 66-73. 2. Васильев, А.Н. Эволюция Вселенной / А.Н. Васильев // Соросовский образовательный журнал, 1996. -№ 2. – С. 82-88. 3. Вегенер, А. Происхождение континентов и океанов / А. Вегенер. – Л.: Наука, 1984. – 285 с. 4. Горелов, А.А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / А.А. Горелов. – М.: Центр, 2002. – 208 с. - ISBN 5-88860-043-1. 5. Гусейханов, М.Х. Антропный космологический принцип / М.Х. Гусейханов // Соросовский образовательный журнал, 2000. - № 6. – С. 57-64. 6. Делоне, Н.Б. Изменение фундаментальных законов естествознания / Н.Б. Делоне // Соросовский образовательный журнал, 2001. -№ 6. – С. 56-62. 7. Дубнищева, Т.Я. Современное естествознание: учеб. пособие / Т.Я. Дубнищева, А.Ю. Пигарев. – М.: ИВЦ «Маркетинг»; Новосибирск: ООО «Изд-во ЮКЭА», 2000. – 160 с. - ISBN 5-7856-0143-5. 8. Иорданский, Н.Н. Эволюция жизни: учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Н.Н. Иорданский. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 432 с. – ISBN 5-7695-0537-0. 9. Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания: учебник / С.Х. Карпенков.- 2-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 2001. – 334 с. - ISBN 5-06-003946-3. 10. Концепции современного естествознания / под ред. С.И. Самыгина. – 3-е изд. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 576 с. - ISBN 5-222-01668-4. 11. Концепции современного естествознания: учеб. для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова, Г.В.Баранова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 303 с. - ISBN 5-238-00111-8. 12. Найдыш, В.М. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / В.М. Найдыш. – М.: Гардарики, 2001. – 476 с. - ISBN 5-8297-0001-8. 13. Никаноров, А.М. Глобальная экология: учеб. пособие / А.М.Никаноров, Т.А. Хоружая. – М.: Изд-во ПРИОР, 2001.- 285 с. - ISBN 57990-0433-7. 14. Никонова, М.А. Землеведение и краеведение: учеб. пос. для студ. пед. вузов / М.А. Никонова, П.А.Данилов. – 2-е изд, стереот.– М.: Академия, 2002. – 240 с. - ISBN 5-7695-0441-2. 15. Ратобыльский, Н.С. Землеведение и краеведение: учеб. пособие / Н.С. Ратобыльский. – 2-е изд., перер. и доп. – Мн.: Изд-во «Университетское», 1987. – 414 с. 16. Рузавин, Г.А. Концепции современного естествознания: курс лекций / Г.А. Рузавин. – М.: Проект, 2002. – 336 с. - ISBN 5-901660-13-7. 17. Славатинский, С.А. Фундаментальные частицы / С.А. Славатинский // Соросовский образовательный журнал, 2001. -№ 2. – С. 62-68. 18. Современное естествознание: энциклопедия. В 10-ти т. Т. 2. Общая биология. – М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. – 344 с. - ISBN 5-89317-134-9. 19. Современное естествознание: энциклопедия. В 10-ти т. Т. 6. Общая химия. – М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. – 320 с. - ISBN 5-89317-138-1. 20. Современное естествознание: энциклопедия. В 10-ти т. Т. 9. Наука о Земле. – М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. – 368 с. - ISBN 5-89317-141-1. 21. Солопов, Е.Ф. Концепции современного естествознания: учеб. пос. для вузов / Е.Ф. Солопов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 232 с. - ISBN 5-691-00185-Х. 22. Трофимов, Г.А. Концепции современного естествознания: словарь терминов и определений / Г.А. Трофимов. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997. – 126 с. - ISBN 5-7310-0696-2. 23. Яблоков, А.В. Эволюционное учение [Текст]: учеб. для. биол. спец. вузов / А.В.Яблоков, А.Г.Юсуфов. – 6-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 2006. – 310 с. – ISBN 5-06-004584-6. 24. Ясаманов, Н.А. Основы геоэкологии: учеб пособие для эколог. спец. вузов / Н.А. Ясаманов. – М.: Академия, 2003. – 352 с. - ISBN 5-7695-1043-9.
Содержание Введение
Глава 1. Естественнонаучное познание 1.1 Наука и ее характерные черты 1.2 Естествознание и его отличие от гуманитарных наук 1.3. Структура естественнонаучного познания 1.4 Методы естественнонаучного познания 1.5 Научные революции как трансформация оснований науки 1.6 Модели развития науки
Глава 2. Пространство и время в естественнонаучной картине мира 2.1 Развитие взглядов на пространство и время в истории науки 2.2 Специальная теория относительности 2.3 Общая теория относительности 2.4 Симметрия и законы сохранения
Глава 3. Физические концепции описания микромира 3.1 Структурные уровни организации материи 3.2 Квантово-механические представления. Корпускулярно-волновой дуализм. 3.3 Особенности изучения микромира. Динамические и статистические закономерности 3.4 Релятивистская квантовая механика 3.5 Классификация элементарных частиц 3.6 Основные физические взаимодействия 3.7 Эволюция представлений о строении атомов
Глава 4. Физические концепции описания мегамира 4.1 Происхождение и эволюция Вселенной 4.2 Эволюция галактик и звезд 4.3 Происхождение Солнечной системы 4.4 Антропный принцип
Глава 5. Термодинамические свойства макросистем 5.1 Основные положения равновесной термодинамики 5.2 Основные положения неравновесной термодинамики. Синергетика – теория самоорганизации
Глава 6. Основы химии 6.1 Основные химические понятия и закономерности 6.2 Химические реакции и особенности их протекания 6.3 Типы химической связи 6.4 Основные понятия органической химии
Глава 7. Концепции развития геосферных оболочек Земли 7.1 Географическая оболочка и ее особенности 7.2 Атмосфера: строение, происхождение, экологические функции 7.3 Гидросфера: строение, происхождение, экологические функции 7.4. Внутреннее строение Земли. Литосфера и ее экологические функции
Глава 8. Особенности биологического уровня организации материи 8.1 Критерии и уровни организации живого 8.2. Клетка – структурно-функциональная единица живого 8.3 Механизм хранения и реализации наследственной информации
Глава 9. Происхождение и эволюция органического мира 9.1 Концепции происхождения жизни на Земле 9.2 Основные этапы эволюции органического мира 9.3 Основные закономерности микроэволюции 9.4 Видообразование и основные закономерности макроэволюции
Глава 10. Основы экологии 10.1 Основные понятия и закономерности экологии 10.2 Учение В.И.Вернадского о биосфере 10.3 Глобальные экологические проблемы
Глава 11. Человек и его место в биосфере 11.1 Положение человека в системе животного мира 11.2 Происхождение и эволюция человека 11.3 Учение В.И.Вернадского о ноосфере
Заключение
Список рекомендуемой литературы
|